Ту-лу-ла ту-лу-ла ту-ту-ту-лу-ла!
В голове моей замкнуло ла-а!
Помнится, в декабре 2018-го я смотрела премьеру мюзикла Глеба Матвейчука под названием «Лабиринты сна». И всю дорогу думала: «Это что за наркомания, простите?..» А в финале выяснилось, что реально — наркомания (пусть и оправданная). Но что самое загадочное — спектакль мне понравился, я искренне планировала посмотреть его повторно… но как-то не сложилось.
«Лабиринты сна» ещё какое-то время радовали публику то тут, то там… А потом незаметно канули в Лету. Зато мюзиклы Матвейчука внезапно, как грибы после дождя, стали появляться на сцене Фольклорного центра п/р Л. Рюминой: началось всё с «Садко в подводном царстве», сейчас мы ждём ещё парочку премьер… А в середине была сказка с отметкой «6+» с названием «Алиса в стране Чудес».
Отменное решение, между прочим (даже не ёрничаю): взять готовый материал (безусловно, свеженькая «Алиса» — это то, что когда-то и было «Лабиринтами сна»), несколько его обновить и «перекроить»… И вот вам, яркий и необычный (мягко говоря) спектакль по всем известной книге… казалось бы… ну, по крайней мере, герои вам будут знакомы, да.
Беда вот в чём: я искренне надеялась, что, превращая свою «Алису» в детский мюзикл, создатели пожалеют малышей и перепишут либретто спектакля, хотя бы немного приблизив его к той истории, которую придумал Кэрролл. Да ладно, даже не так — пусть хотя бы и полностью свой сюжет сочинили (ещё раз, да, если вспоминать «Лабиринты сна»), но сделали б его логичным, человекопонятным и адекватным. И, конечно, приятным и внятным для детей. Ан нет.
Как и прежде, в спектакле отсутствует завязка, как класс. Всё начинается так, как будто мы ответственно пропустили несколько серий и сейчас смотрим на происходящее с рандомного момента. В первой сцене (ну, если не считать увертюру с кошмарами Алисы) мы просто слышим, как главная героиня пеняет Шляпнику — мы, де, тут уже целый день торчим, пошли дальше. Ну… и оба акта они куда-то топают, а цель их путешествия неясна никому (равно как и предшествующие события).
Нет, в финале мы, конечно, осознаем (пусть это и непросто), что это был за путь, и какова его конечная точка. Одно плохо: то, что казалось оригинальным и уместным в «Лабиринтах сна» (мюзикле, ориентированном на публику постарше), совершенно излишне в спектакле для детишек (ну, раз его так позиционируют в Центре Рюминой, то деваться некуда, приходится рассматривать постановку в данном ключе).
Да, Алиса, как бы, путешествует по собственным снам (ещё и вызванным, внезапно, коктейлем мощных лекарственных препаратов). И, да, мир грёз — он такой, логика там зачастую и не ночевала. Потому, казалось бы, бери — и шпигуй мюзикл любыми «откровениями», которые приходят в голову. Сон же, чего вы не понимаете?
Одна тонкость: мы, вроде бы, смотрим спектакль. И есть такая штука — драматургия с её законами. Если ни один из них не выполняется (в первую голову основополагающий — закон гармонического единства), то вывод прост: нам показывают что угодно… но не спектакль.
«Алиса в стране Чудес» — это, если позволите так выразиться, набор музыкальных номеров, сшитых на живую нитку и связанных пунктирной сюжетной канвой. Потерялась куда-то больная, но всё таки присутствовавшая в «Лабиринтах сна» логика. И каждая из сцен смотрится отдельным «осколком бреда», не имеющим никакого отношения к остальным. (Имею смелость предполагать, что создатели что-то такое и планировали… но смысл же происходящего должен какой-то иметься?..)
А самое страшное, что если целевая аудитория «Лабиринтов сна» была мне, помнится, неясна (о! стихи!), то «Алиса в стране Чудес» в этом плане — вообще загадка века.
Я молчу про то, что «окантовка» про аварию и коматозное состояние совершенно неуместна в постановке для детей. Здесь достаточно было оставить просто тот факт, что Алиса спокойно спит, осознаёт в грёзах разные грани своей личности — ну, и в итоге возвращается в реальность (подтексты б придумались на ура, уверена). И все эти страхи с фонариками в темноте и пугающими звуками оказались бы не нужны, а значит, спектакль стал бы более светлым, радостным и… ну да, детским.
Конечно, я понимаю: всё, сказанное в предыдущем абзаце, было основой основ изначальных «Лабиринтов-Алисы». Но нельзя сидеть на двух стульях. Или мюзикл для ребятишек — но тогда смело выкорчёвывайте «взрослые ростки». Или оставляйте, как есть, но меняйте позиционирование. Пока для меня эта «Алиса» — попытка выдать имеющееся за желаемое. Да ещё и лишённое драматургии. Зачем? Какова цель такого спектакля? Кто его должен смотреть?.. Загадка…
Добавим сюда моменты, которых не было в «Лабиринтах сна», но которые появились в «Алисе» и ещё сильнее отдаляют постановку от спектакля для детей. Я имею в виду, в первую очередь, сексуально раскрепощённого Кролика — чудесного, ей-ей, великолепного… Но настолько же неуместного в мюзикле «6+», как и, скажем, чтение вслух Mein Kampf с демонстрацией слайд-шоу.
Про «актуальные шуточки» промолчу — в «Алисе» их перебор. Если поначалу фишки с медицинской маской и фразочки про гномов (а они там все — с отсылочками) веселили, то чем ближе к финалу, тем сильней было недоумение — хорошенького ж надо понемножку. Но тут чем дальше в лес, тем сильней хочется уже чего-то другого, а не юмора на одни и те же темы. Да, и в «Садко» было подобное (впрочем, эти два мюзикла, «Садко» и «Алиса», в принципе близнецы-братья по компоновке, но в одном до задуманного результата главного героя ведут Морской конёк и Осьминожка, а в другом героиню сопровождает Шляпник). Только там получилось как-то веселей и почти без перегибов. Плюс — легко, симпатично и очень похоже на полноценный спектакль. :)
«Алиса» же тяжела и невнятна, она вызывает желание выключить мозг и выбросить его подальше (потому что ему больно и обидно за происходящее).
Кому нужно реально показывать «Алису»? Не знаю… Но вот такое наблюдение: я была на вечернем спектакле. И в зале практически не было детей — исключительно поклонницы того или иного артиста. О чём это говорит — ну, делайте выводы сами…
Хотите о позитивном поговорить? А их есть у меня!
Казалось бы, я тут только что разнесла спектакль… хотя нет, «спектакль» в пух и прах, рыдала, рвала и метала… Неужели смогу найти плюсы? Вы удивитесь — да!
Во-первых, это музыкальные номера. Они в «Алисе», пусть и не имеют практически никакого отношения к происходящему, вполне хороши.
Наконец-то появилась вторая (а по таймингу — первая) сольная песня у Алисы (прежде, в «Лабиринтах сна», она вокализировала исключительно единоразово, в самом конце). Да, понимаю: этот номер вообще не пришей кобыле хвост, и поди его оправдай и интерпретируй по ходу спектакля. Но он хотя бы есть, и Алиса не ходит больше тенью отца Гамлета по сцене всё отведённое ей время. В новой версии она, кроме этого, ещё и споёт чуток.
Очень милые номера у всех остальных — честное слово, вы будете (ежели посетите «Алису», конечно), как и я, ждать, когда народ на сцене закончит трепаться и начнёт, в кои-то веки, петь.
А уж «Выбирай, не отступай» — моя one love навеки. Это хорошо, это смешно, это талантливо и здорово. И неожиданно — ибо остальные номера не такие стёбные.
Понимаю и скорблю, что попади все эти песни в иную «обвязку», и общее впечатление было бы совершенно другим. Но мы, увы, имеем, что имеем.
А главное, первое богатство «Алисы» — конечно же, артисты. Часть их (небольшая, правда) перетекла ещё из «Лабиринтов сна». Остальные — видимо, уже начинающая складываться труппа мюзиклов Глеба Матвейчука. Этими людьми мы любовались в «Садко», кто-то перейдёт и в следующие проекты…
Так это же прекрасно! Ибо каст такой, что только поаплодировать и поахать.
Вот, скажем, мой состав:
Шляпник — Ярослав Баярунас
Алиса — Александра Каспарова
Королева — Агата Вавилова
Кролик — Павел Стукалов
Гусеница — Евгений Градусов
Валет — Алексей Лысенко
Туз — Антон Дёров
Тройка — Алексей Родионов
Фламинго — Егор Павлов
Здесь — и молодёжь (местами — популярная и привлекающая публику в зал, частично — никому прежде неведомая; а это очень мощно — принимать в каст крутых новичков, давать им раскрыться и делать своими козырями). И такие титаны жанра, как Агата Вавилова (не понимаю, как одному человеку могут быть столь равноценно подвластны все амплуа; ну, тут комедия — и это филигранно) или Антон Дёров (кто не видел Туза, прожил жизнь зря, поверьте). И… да кто угодно, все — радость для ушей (ах, как поют!..) и сердца.
Поразительно: при всей слабости пьесы персонажи — весьма объёмные и интересные. Потому артисты превращают каждый свой выход в феерическое шоу, импровизируют, хулиганят… И всецело получают удовольствие в заданных рамках. А зрители, соответственно, кайфуют от увиденного (а потом слышат диалоги, пытаются утихомирить кипящие мозги, плачут, скребут ногтями пол… но снова расплываются в довольной улыбке, когда начинается очередная песня — или не столь убийственный для психики диалог).
Да, это всё больше похоже на концертные номера с конферансом (чумовым, дурацким, но какой уж есть), но классные ж номера.
Потому резюмирую: я представить себе не могу человека «со стороны», которому могла бы понравиться «Алиса» как полновесный спектакль. С другой стороны, я прекрасно понимаю, почему фанаты бегают в Центр Рюминой, как на работу.
Но в целом я снова вспомню цитату из моего любимого Булгакова: «…ваша пьеса тоже хорошая, — молвил Иван Васильевич, пытливо всматриваясь в меня, — теперь только стоит её сочинить, и всё будет готово…» Вот и «Алису» б неплохо было того… сочинить. И будет — ну прям очень здорово!
PS. А от «Лабиринтов сна» «Алисе» по наследству досталась не только часть костюмов (но будем честны — мааахонькая такая часть), но и Та Самая Огроменная Голова Чеширского Кота. И пусть здесь она стоит в уголке и толком не отсвечивает (в смысле, почти в темноте она находится), но как её можно не любить, скажите мне? :)