Кто тут ещё не в курсе, как я люблю Театр ЖИВ? Так что вполне логично, что я с превеликим удовольствием отправилась смотреть спектакль «Две комедии о любви».
Хотя точней сказать — два спектакля, ибо первый акт — это «Что в погребе у садистов?» по пьесе Николая Коляды «Нежность», а второй — «Зачем в семье нобелевский лауреат?» по «Свободной паре» Дарио Фо. Когда-то в Театре ЖИВ эти две вещи жили, как отдельные мероприятия, но с некоторых пор существуют под единой вывеской.
И, наверное, это правильно. Ибо эти две истории пусть и отличаются целиком и полностью, но, да, они о любви, каждая из них длится чуть более часа, и дарят нам их шикарнейшие артисты театра — Павел Гайдученко и Екатерина Иванова. Да-да, вся эта прекрасная штуковина — она на двоих, а больше-то никого и не надо.
На сей раз спектакль прошёл в малом зале Центрального дома актёра, что на Арбате, и даже весьма некомфортное зрительское пространство (весь первый акт лично я ощущала себя партизаном в окопе, выглядывая из-за голов впереди сидящих девушек) не помещало мне по макушечку погрузиться в происходящее и вдоволь покайфовать. (Я, собственно, к чему. Наверное, лучше покупать билеты на ряды подальше: зал крохотный, а обзор там, «на Камчатке», мне думается, получше… Ну, или первый ряд можно попытаться оккупировать.)
Теперь о спектакле. Первая его часть — «Что в погребе у садистов?» — она о двух бывших одноклассниках, встретившихся в электричке, развозящей дачников-«садистов» (они же сажают сады, понимаете, да?) по нужным остановкам. Я не буду пересказывать содержание (ибо можно, во-первых, прочитать пьесу в интернете, хотя Театр ЖИВ традиционно перевернул финал на 180 градусов, а во-вторых, зачем портить людям удовольствие?..), намекну лишь, что ключевое слово — нежность.
Лично мою душу «Садисты» не слишком глубоко затронули. Да, симпатично, смешно, интересно и стильно — как это всегда бывает у Театра ЖИВ. И, безусловно, актёрски круто.
«Вкусный» текст Коляды подан максимально правильно, но вот сама пьеса не слишком, как мне думается, глубоко залезает в нутро. Хотя изменённый финал дарит простор для размышлений.
Про артистов скажу так. Основная нагрузка в первой части досталась Павлу Гайдученко (а уж в его таланте сомневаться не приходится). Екатерина шикарно оттеняет и партнёрствует с его персонажем, но тут такое дело: в финале она неожиданно выходит на передний план, и это надо видеть!.. Трансформация её героини великолепна.
Моё резюме в антракте: мило, но ни разу не шедевр. Просто очень хороший, крепкий и мастерский спектакль (эк я завернула-то, а?..).
А потом был акт второй, который «Зачем в семье нобелевский лауреат?» И я пропала напрочь…
Божечки, это было точно, тонко, нереально смешно, а ещё от первой до последней строки про секс, но ни разу не пошло (и да, детей, наверное, не водите — не зря на афише написано 16+).
Вот здесь совершенно безжалостно обошлись с авторским финалом — и в «основной» части, и, тем более (ай, не наспойлерить бы…), в той феерии, которая творилась после «поклонов».
Слушайте, я всей душой хочу вам рассказать про увиденное, но ещё сильнее жажду, чтобы вы сами, своими глазами лицезрели сию прелесть. Так что заткну свой фонтан, а кто любопытный и нетерпеливый — ну, вам отзывы на просторах Сети в помощь… Хотя, не рекомендую — всё впечатление испортите, если вздумаете «Две комедии о любви» себе подарить.
Я обожаю, когда в спектакле ломают «четвёртую стену». Но когда это делается вот так… Нет, понятно, что сам Дарио Фо в своей пьесе это дело начал, но то, что натворил Театр ЖИВ — это просто богично (вот терпеть ненавижу это слово, а не нашла нужнее сейчас, ибо подходит).
И вот ведь интересно: основная актёрская задача досталась Екатерине Ивановой. Тут, понимаете, какая история… Мужчин-комиков масса. А вот женщин, да чтобы показывали гротеск, да чтобы он не выглядел гротеском, да чтобы мужчина на этом фоне померк (низкий поклон Павлу, который мог бы начать тянуть одеяло на себя и блистать, как он умеет, но он отдаёт весь плацдарм на откуп Екатерине)… Я обожаю эту артистку, и её работа — это нечто. (Ну, я ж не говорю уже о том, что в первой и второй части она отличается от и до.)
Совершенно нереальная Екатерина, и я настаиваю: сходите и посмотрите на неё! И на Павла, конечно, он же великолепен!..
К финалу постановщик филигранно выравнивает весы, и оба артиста становятся равнозначными величинами, напоминающими нам, пожалуй, о самом главном. И не знаешь, плакать или продолжать хохотать, но в итоге просто аплодируешь и понимаешь, что сегодня тебе сказали нечто важное.
Резюмирую. «Две комедии о любви» — чудесный спектакль «два в одном», который я от всей души рекомендую всем и каждому. Вот такой театр я люблю всей душой. Когда и честно, и неординарно. Даже жалко, что я всё это дело посмотрела впервые. Не повторяйте моих ошибок!