Премьера спектакля «Господин Фридеман и другие несчастные» творческой лаборатории Сергея Аронина ARONIN SPACE состоится только сегодня вечером. Но я, как человек, видевший вчера предпремьерный показ, не могу молчать. Ибо это было круто!..
Читаем афишу: «7 экзистенциальных рассказов перед самоубийством. Вольная фантазия Сергея Аронина по мотивам произведений И. Бунина, Г. Гессе, А. Камю, Ф. Кафки, Т. Манна, В. Набокова, Ж.-П. Сартра и И. Бродского».
Экзистенциальность — это суть спектакля. Процитирую из интернета: «это когда человек почему-то вдруг начинает ощущать себя частичкой Мироздания, попадает в такой своеобразный поток своих чувств, когда он понимает бренность и временность своего нахождения в этом мире. Он как бы поднимается над собой, над суетой, видит себя со стороны. Он понимает, что может умереть, но не жалеет об этом» (впрочем, примерно то же самое вам поведают и в прологе действа, но лучше подготовиться заранее, чтобы не ощущать себя полным чайником посреди философии).
Все семь (точнее, восемь, ибо финальный блок являет собой «симбиоз» сразу двух рассказов Гессе) «кусочков» — составных частей спектакля, так или иначе, повествуют нам о бытии и смерти — физической ли, духовной — не важно. Иными словами, любители поразмышлять о бренном и вечном, тленном и великом, правильном и ошибочном будут просто в шоколаде (а я, кстати, в принципе не знаю людей, которых не занимали бы подобные вопросы).
Произведения, вошедшие в спектакль, абсолютно не задумывались для переноса на театральную сцену. Тем интереснее изучать трансформацию авторских текстов, любоваться мастерской раскладкой их на диалоги и впечатляться режиссёрским прочтением материала.
Видение Сергея Аронина всегда очень своеобразно и индивидуально. Он играючи погружает нас в какую-то свою атмосферу, презентуя каждый из сюжетов с ажурной лёгкостью, вкусом и юмором — так, что происходящее не давит на зрителей тяжёлым грузом (ещё раз вспомним об экзистенциальности и смерти — двух, но при этом слитых воедино смысловых центрах спектакля), сохраняя свою глубину, но попадает прямёхонько в самое сердце.
«Господин Фридеман и другие несчастные» — это не столько пересказ литературных произведений, сколько попытка (и попытка успешная!) достучаться до души каждого человека в крохотном зрительном зале (камерность — единственное условие, при котором постановка будет работать на сто процентов). Главное в спектакле — не текст, а чувства, эмоции, подсознание… прозрение, инсайты, озарения — всё, что рождается в глубинах мозга и ведёт к единственно верному, но своему для каждого зрителя выводу о смысле, сути и способе существования.
Наблюдать за происходящим на сцене бесконечно интересно. Это целый фейерверк режиссёрских находок, превращающих спектакль в некий театральный аттракцион. Простые, вроде бы, решения рождают сложнейшие картинки и «спецэффекты», и хочется ежеминутно восторгаться волшебством от Аронина.
И пусть блоковая структура берёт своё, и трудно сходу уложить в голове, кто на ком стоял, о чём был каждый кусочек, что в нём происходило, и как звали героев этой двухчасовой фантасмагории, но по выходе из зала вам будет казаться, что в голове рванула некая культурная бомба, приводящая к просветлению, и возвращаться к размышлениям об увиденном вы будете ещё очень долго.
К сожалению, петь оду всему спектаклю целиком у меня не получится, ибо финальный блок (слитые воедино рассказы Гессе «Первое приключение» и «Что увидел поэт вечером») оказался откровенной неудачей. Безусловно, читка как приём вполне допустима и уместна, но было заметно невооружённым глазом, что отрывок просто недоработан, артисты плохо ориентируются в текстах, а лирическое однообразное музыкальное сопровождение клонило подуставшую публику в сон.
Весь спектакль развивался по нарастающей, буквально взрываясь катарсическим «Превращением» Кафки, и… вдруг всё достигнутое сливается в никуда. Я понимаю, что хотел сказать постановщик, но в реальности такая концовка, медленная и статичная, в данной истории не работает. Искренне надеюсь, что работа над постановкой не закончена, и Аронин спасёт театральный мир, добавив в финал мощи и сделав его равноценным всему повествованию.
Но даже с учётом нескладного Гессе «Господин Фридеман и другие несчастные» — это сильнейшее впечатление, которое я настоятельно рекомендую получить всем и каждому.
Напоследок скажу два слова об артистах. Иван Василевский, Анастасия Доронина, Денис Сорокотягин, Глеб Пускепалис, Светлана Корчагина, Варвара Рябова и Николай Тумилович (последние двое — мои отдельные фавориты) — прекрасный выбор Аронина. Эти актёры находятся в полнейшей гармонии с предполагаемыми обстоятельствами, в которые их поместил режиссёр, и их невозможно не полюбить с первой сцены. Практически безупречная работа (а где что-то не удалось — ну, кроме финала, — не скажу, ибо грешно это — углубляться в подобные тонкости после предпремьерного показа).
«Господин Фридеман и другие несчастные» — это уже замечательно, пусть и требует определённой корректировки. И, после просмотра, вы обязательно повторите финальные слова спектакля и захотите изменить жизнь в соответствии с ними (а воплотите ли задуманное в жизнь — второй вопрос, который нас в рамках данного отзыва не интересует): «…я смогу любить вечно, и тогда никогда не буду бессмысленно повторять то, что уже было. Я хочу встать на этот путь!»