Итак, «Двое бедных румын, говорящих по-польски»… Ну, или двое бедных зрителей, еле-еле говорящих по-русски после увиденного. Как вам больше нравится.

В принципе, всеобъемлющая фоторецензия родилась сразу же по выходе из зрительного зала. Вот такая:

«Кать, Кать, чо это было?..» — «Мнээээээ…»

Но это ж не по-нашему — подобным ограничиваться. Посему расчехляю клавиатуру, пальцы и приступаю.

По-хорошему, я была морально готова. Я шла на трэш — и я его получила. Полную тележечку. Да ещё добавку с собой положили. В термос.

Но не зря же я целую «Мэри Поппинс NEXT» в Театре Луны смотрела. Потому напугать меня уже было сложно. Шокировать, сломать мозг и привести к мысли, что верёвочную-то петлю, висящую на декорации, можно в любой момент по назначению использовать, да. А напугать — ой, не на ту напали!

В общем, дело такое: «Двое бедных румын…» — это чёрная комедия авторства Дороты Масловской, написанная совсем недавно — в 2008 году. По пути домой я прочитала пьесу и почувствовала, как волосы на моей голове начали задорно шевелиться. Нет, я не то чтобы ханжа, но такое количество мата, прочей сниженной лексики и физиологичностей на квадратный пиксель телефонного экрана вызвали у меня желание помыть голову изнутри, глаза снаружи и руки со всех сторон.

В Театре Луны с тщанием умелого садовника проредили текст, удалив сорняки обсценностей или заменив их на литературные синонимы. И, вы знаете, работа была проведена неплохо. Вот за это хвалю.

Другое дело, что сама пьеса, как по мне, ни сердцу, ни уму. И даже внезапная концовка не делает её более ценной — есть куда более мощные варианты передачи аналогичной мысли на театральных подмостках.

Впрочем, решили поставить в театре такую вещь — имеют право. Другое дело, как это всё было воплощено в жизнь. А вот тут начинается жесть и убийство мозга.

Нет, мне, в принципе, полюбилось оформление сценического пространства. Вся эта мультяшность, ненастоящность, эдакое открыточное новогодье. Но… Тут то, что можно назвать одним словом: перехипповали.

Заигрались в формы, за которыми затерялся смысл. Да, наблюдать за происходящим было интересно — хотя меня и утомили час сорок без антракта. (Поступило предположение, что перерыва в спектакле нет, чтобы публика не разбежалась…) Ибо а кто ж его знает, что там будет дальше.

Однако проблема в том, что самая яркая сцена — первая. Такое ощущение, что постановщики радостно возопили с восторгом третьеклассников: «Ураааа, нам можно чо хочешь поставить про наркотики!!!» — и пустились во все тяжкие. А потом было сложно… Совсем скучная и кажущаяся бесконечной сцена в придорожной забегаловке. Небольшой просвет, но фееричная шаблонность в сцене с пьяной блондинкой. И полный трындец в финальной сцене — с дедом, который, как я понимаю, был братом-близнецом дядюшки Фестера из семейки Аддамс.

Но что хуже всего, и сцена в лесу, и диалог на кровати, и, самое печальное, финал — трагические пятна в ткани чёрной комедии — не вызывают никаких чувств, кроме: «Просмотрено, спасибо, ставлю галочку». Спектакль не работает — а значит, не имеет смысла.

Перечисленные мной моменты должны быть эдакими антонимами остального материала, играться «против шерсти» и тем самым извивать из душ зрителей верёвочки. В Театре Луны, напоминаю, не полезли внутрь, оставшись на поверхности водоёмчика, в котором решили бултыхаться.

Да-да, даже финал, в котором главная героиня вешается, оставляет только одну мысль: «Чо это она?..» Трагизм момента? Увольте, откуда?!

Сразу отмечу: актёры старались, как могли. Они воевали с постановщиком ударно и до крови (пусть и моральной), но перебороть эдакую махину даже трём Смоктуновским не под силу.

И моя отдельная боль… Юмор. Как и во время просмотра «Мэри Поппинс NEXT», я жаждала спрятать глаза и провалиться под пол от стыдобищи. Детсадовские шутки ниже пояса — это ладно, но когда они чуть не каждые 10 секунд звучат… А ведь зал хохотал. Ржал. Сгибался пополам.

Нет, не буду кривить душой: в «Двух бедных румынах…» масса действительно забавного. И я сама от души всхихикнула. Но это же капля в море по сравнению с обилием пошлостей нижайшего пошиба.

Да, мат из сценария убрали. Зато добавили гея-полицейского. (Вот ведь мечта всех водителей — ГИБДДшник нетрадиционной ориентации…) Что это было, шеф?!

Или вот моё любимое. Ну, паром «Ибупром» был в оригинале (пусть и не паром, а углерудовоз). Ах, какое смешное и пошло звучащее название!..

А вот бедный город Эльблонг, с лёгкой руки постановщиков превратившийся (типа, румынский акцент, ага), простите, цитирую, в Еблонг — это за всякой гранью. И столько раз повторить это название — это зачем? «А мы придумали пошлую шутку, которая, по сути, и не мат, но мы щас сто раз её произнесём, чтоб зал похохотал!»

Ещё играючи в КВН, я сформулировала истину: самая смешная шутка — это выйти и показать голую задницу. Только стоит ли это делать? Вот в «Двух бедных румынах…» оную и демонстрируют, как могут. Фигурально выражаясь.

(Тут я ещё хотела высказаться о прыгающем под ёлочками зайчике и бегающем кабане, отбрасывающем копыта в прямом смысле этих слов, но осознала, что сделать это я смогу только теми словами, которые присутствовали в оригинальном тексте Масловской, но не добрались до сцены Театра Луны…)

В общем, что мы имеем? Спектакль, на который в интернете оставлены сплошь положительные отзывы, восторга полные. Но это только виртуально. В объективной реальности нам приготовили постановку, творцы которой забыли, что пьеса (какая бы она ни была), на самом деле, трагична, и решили повеселить публику, подзабив на соль сюжета.

Я сама в шоке, что смогла быть столь конструктивной в этом отзыве. Ибо по завершении спектакля могла только мычать и качать головой. Ибо, когда тебе взрывают мозг, оно как-то не до разговоров… Так сообщу: если вы считаете, что современный театр движется исключительно в позитивном и верном направлении, срочно посмотрите «Двух бедных румын…», сделайте себе прививку от ношения розовых очков. Полезно.


Но есть в этом спектакле и плюс. Нет: огромный плюсище! Актёры. Та же история, что и в «Мэри Поппинс NEXT»: оторви и выбрось постановка, но шедевральные работы артистов. Нет, ну вот как у них это получается?!

В главных ролях я видела Владимира Майсурадзе и Татьяну Солнцеву. Здорово! Если б не эта пара, я бы реально застрелилась из первого встреченного топора во время просмотра. Замечательна Анна Терехова в роли несчастной гламурной пьяницы, симпатична Жанна Бабичева в своих дурацких ролях барменщи и (ох-ох-ох) зайчика, вполне убедителен Денис Светличный в любой из своих ипостасей. Но мне особенно полюбился водитель — Владимир Тягичев. Пусть он и не был самым ярким, зато оказался для меня наиболее правдив и достоверен.

На месте актёров я бы у руководства театра молоко за вредность просила. Ну нельзя таких красавцев в подобных постановках использовать! Грешно это!..


Резюмирую. Рада ли я, что посмотрела ЭТО? Да. Нужно порой и с подобным знакомиться. Чтобы отвыкать от хорошего. Пойду ли повторно? Да что вы! Я, разве, враг себе?.. Не припомню подобного поворота сюжета!

PS. А вот что реально классное в спектакле — так это румынская музыка. Скачаю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.