Откровенно говоря, для того, чтобы максимально всеобъемлюще описать свежую премьеру Театра им. Моссовета, достаточно просто процитировать афишу: «Психоделический абсурд-ноктюрн с элементами черной комедии». Но, полагаю, такая «рецензия» мало кого порадует, потому позвольте приступить к размышлениям.
Идея поставить «8 любящих женщин» может возникнуть в голове или у человека, любящего старую добрую «классику», или у творческой личности, которая изобрела новый способ подачи старого проверенного материала.
Ну, сами подумайте: пьесу Робера Тома не ставил только ленивый. Вот даже прямо сейчас её «традиционное» прочтение радует зрителей Малого театра. А фильм-мюзикл Франсуа Озона с Катрин Денёв в принципе является неким «золотым стандартом», основываясь на котором, люди составляют своё представление о материале.
Вспомнили фильм, да? Вспомнили? А теперь — забудьте! Ибо моссоветовская премьера не имеет к нему никакого отношения. Нет, конечно, текст Тома никуда не делся, но, во-первых, в Моссовете к нему отнеслись куда как бережнее и не изобретали дополнительных смыслов… если вы понимаете, о чём я (отдельно я оценила весьма грамотное и вдумчивое «купирование» реплик — действо вместилось в 2 часа, приобретя «актуальный» драйв и не утратив ничего значимого).
А во-вторых, история, творящаяся на сцене Театра им. Моссовета, в корне отличается от того, что вы можете себе представить, размышляя о «8 любящих женщинах». Мне сейчас очень сложно, ибо любое хоть капельку подробное описание спектакля раскроет те или иные карты — а это в данном случае недопустимо. Спойлеры испортят всё впечатление от посещения театра, ибо кредо данной постановки — внезапность и неожиданность.
Я б даже так сказала: пожалуй, тем, кто хорошо знаком с пьесой Тома, смотреть спектакль будет гораздо интереснее, нежели «новичкам». Потому как появится шикарная возможность оценить, под какими новыми углами можно взглянуть на, казалось бы, набивший оскомину материал. (Тут я вещаю, как краевед, ибо первоисточник не только читала, но и 20 лет назад в нашей городской постановке «Восьми любящих женщин» умудрилась Луизу сыграть. Так что у меня личные счёты с пьесой. 😂)
Форма. Вот чем берут «Женщины» в Моссовете. Режиссёр-постановщик Олеся Невмержицкая (под художественным руководством Евгения Марчелли) перевернула пьесу Тома буквально с ног на голову, сохранив при этом её стиль и суть. Замечу, что тексту Тома бесконечно идёт подобное прочтение, и он становится особенно объёмным и гомерически смешным. Я, кстати, редко даже хихикаю в театре, просто отмечая про себя то или иное забавное место (особенность старой КВНщицы, простите), но здесь с завидной регулярностью скатывалась куда-то под кресло и невозбранно хохотала.
Психодел. Абсурд. Капелька чёрного юмора. Всё, как обещали. А внутри — история человеческих отношений, притворяющаяся детективом (как оно и задумывалось изначально автором). Только на сей раз — вывернутая наизнанку, переосмысленная… И с элементами сторителлинга (вот это мини-спойлер, но он никому не испортит впечатления, ибо вы же всё равно не поймёте, о чём я).
А в финале выливающаяся в нечто, не предсказуемое никоим образом. К слову, именно этот момент — концовку — особенно хорошо бы знать в оригинальной версии Тома, дабы оценить его по достоинству. Здесь уровень абсурда достигает наивысшей отметки, но — редкое дело! — всё происходящее понятно, великолепно считывается и не оставляет вопросов.
«8 любящих женщин» в Моссовете — постановка, сильная, стильная и современная. Безо всякого переноса событий в нынешний день, причём. Как был 1958-й на дворе (именно тогда написана пьеса), так и остался. И коли вы любите театральный дурдом (в хорошем смысле этих слов), вам сюда. Я — так обожаю!
Два часа действия — и невозможно оторвать взгляд от сцены. Можно же упустить нечто интересное! Даже нудное и затянутое обычно начало пьесы (так задумано — происходящее снежным комом должно навалиться на зрителей) кажется задорным аттракционом. И чем дальше — тем фееричнее. Небольшая передышка в начале второго акта (правильно, публике надо собраться с силами… плюс контрасты — они работают мощнее) — и новая ступень абсурда и фантасмагории.
В общем, ТАКИХ «Любящих женщин» вы ещё не видели. А потому — направляйте стопы в Моссовет!
И самое главное: спектакль воспринимается невероятно легко. Он не давит, не погружает в безысходность (хотя вполне мог бы — при ином подходе). Постановка радует и пролетает, как скорый поезд мимо переезда. И как-то тут всё столь грамотно отмерено, что занавес закрывается как раз в тот момент, когда тебе достаточно. Тебе хватило зрелища и эмоций, тебя не перегрузили режиссёрскими находками — всё идеально.
Прекрасный спектакль, шикарная новинка в моссоветовской афише — и, надеюсь, громкое событие, которое привлечёт толпы столичных театралов. Оно этого определённо заслуживает!
(Ремарка для заинтересованных: да, я знаю, что в Ярославле Марчелли уже ставил «Женщин». Так вот, я изучила вопрос — то был совсем иной спектакль. Кое-что в плане некоторых идей и реплик дошло до Моссовета, но даже не стоит вспоминать былое. «Наш» вариант круче, честное слово. И «теплее», если позволите так выразиться…)
Напоследок — об артистках, подаривших нам фейерверк эмоций. Мой (он же премьерный) состав был таким:
Бабушка — Ольга Остроумова
Габи — Ольга Кабо
Пьеретта — Евгения Крюкова
Огюстина — Екатерина Гусева
Луиза — Анна Михайловская
Сюзон — Глафира Лебедева
Катрин — Евдокия Карева
Шанель — Анна Галинова
Как видите, тут сразу несколько актёрских поколений, присутствуют признанные любимицы поклонников театра (включая всероссийских звёзд — замечу, всё это и в другом составе наличествует), равно как «дебютантки» — студентки, ни на йоту не уступающие (а кое-где и дающие фору) именитым коллегам.
Как и весь спектакль, героини местами трактованы куда как нетрадиционно (скажем, впервые фраза: «Конечно, при мадемуазель Сюзон здесь было веселее», — звучит вполне логично; при такой-то Сюзон любому веселее). И артисткам есть, что играть, куда копать и в какие тяжкие пускаться. Кажется, все на сцене получают истинное наслаждение от происходящего. Ещё бы — сокровища же, а не роли.
Я прониклась всеми, но отдельно хочу поаплодировать Евдокии Каревой и Глафире Лебедевой (а вот и они, вышеупомянутые студентки). Я давно не видела столь фундаментальной работы молодых артистов.
И, конечно, моя фаворитка — Анна Галинова. Да, роль Шанель — она, обычно, не слишком выпуклая и основополагающая. Но не здесь! Некоторые сцены можно смело назвать бенефисом Шанель. А уж что творит Галинова… Она в Моссовете — артистка приглашённая. И я прекрасно понимаю, почему её посчитали необходимым звеном спектакля. Короче, идите и смотрите сами! Ибо словами сие не передать.
А Ольга Остроумова!.. А Ольга Кабо!.. А Евгения Крюкова!.. А!.. Актёрский ансамбль — невероятен. И я понимаю, что обычно, в иных постановках, на сцене сияют Огюстина да бабушка (и попробуйте поспорить!) — но в Моссовете все героини наполнены жизнью и обладают ярко выраженной индивидуальностью. (Что там — Огюстина чуть не самой адекватной временами выглядит…)
8 женщин. 8 жизней. 8 характеров. 8 трагедий… И одна невероятно чудесная комедия… Да, комедия! Может, Робер Тома и не был в курсе, что сочинил вот такое, но это нас уже не касается.
«8 любящих женщин» — спектакль, который даст почву и для размышлений, и для здорового смеха. Эта премьера — стопроцентная удача Театра им. Моссовета.
И вот вообще не важно, приемлете ли вы абсурд и психоделику или нет. «Женщины» — штука для всех. Эта постановка не закапывается в недра «нетаковости» — она не эпатирует (хотя пару раз балансирует на грани), не заумствует, не существует по принципу «поставим непонятно, а публика оправдает».
Моссоветовская премьера — это, как бы так сформулировать, высококачественный театральный цирк. Тот самый, который мастерски жонглирует зрительскими чувствами и эмоциями, ходит по тонкой проволоке несообразности и укрощает авторский текст.
А в итоге мы имеем яркий, необычный и удивляющий спектакль. И я уже хочу посмотреть его ещё раз. Да и вы не откажетесь, если придёте в Театр Моссовета, стопроцентно!