Осенью я посмотрела концертную версию «Очень спящей красавицы» от Егора Павлова сотоварищи. В конце же декабря компания MakeMusical презентовала полноценный спектакль, о котором я буду повествовать с отдельным трепетом и любовью.
Потому что есть особый такой режиссёрский стиль, который я даже, наверное, описать толком не смогу. Но он превращает меня в восторженную медузку. Вкратце: это когда застроен каждый момент, продумана малейшая деталь. И ты смотришь на сцену, как на интереснейший аттракцион, а если хоть на полсекунды зажмуришься — стопроцентно пропустишь нечто важное, интересное и непредсказуемое.
И при этом за каждым режиссёрским «фокусом» стоит не банальное желание развлечь почтеннейшую публику, а Мысль. И каждый жест — да даже движение брови — продумано и оправданно.
Так получилось, что мне посчастливилось посмотреть «Аномальную Лизу» — премьеру театра «Человек». А через день я приехала на «Спящую». И эти спектакли заставили меня поверить, что я живу не зря, раз мне показывают такую прелесть. Будучи абсолютно разными, эти две постановки объединяются невероятно оригинальным и детальным режиссёрским подходом (ну, плюс, в обоих спектаклях от души матерятся — и, опять же, и там, и тут это кажется совершенно органичным и комичным).
Сценическое воплощение «Очень спящей красавицы» создавал гениальный (по моему скромному мнению) Сергей Усков (тот же, что ставил ещё одну мою любовь — «Девочку и цветок» — или как там теперь будет называться этот мюзикл?..). Усков — хулиган от режиссуры в наилучшем смысле этих слов. Спектакль длится на данный момент два с половиной часа (обещают точечно подсократить там, где это совершенно необходимо), но смотрится на едином дыхании.
Конечно, я говорю за себя — слышала и другие мнения. Некоторая часть публики сетовала на затянутость, но, повторюсь, над этим уже работают. А я — только рада: премилая музыка Егора Васильева, отличные тексты (и диалоги авторства Мары Лисобаки, и стихи Егора Павлова), ввергающая меня в восторг режиссура Ускова — ну, и замечательные актёрские работы. Что ещё нужно для счастья?
И это — очень, очень смешно. И то, что сочинили авторы. И то, что наворотил постановщик (как по мне, вот эта сторона спектакля — вообще бесценна и уморительна). А ещё — это умный спектакль. Местами — эдакий театральный тролль, точечно — штука, заставляющая растрогаться (в общем, как и следует хорошей постановке, наполненная ингредиентами всех мастей). Но главное — этот спектакль хорош как отдельно взятый элемент искусства (о как я завернула!..).
Я не открою америк, если напишу, что многие, не будучи знакомыми с материалом, искренне считают творения «МейкМюзикла» эдакими местечковыми поделками. Потом (и по моему совету в частности — а за мной не заржавеет) приходят посмотреть на это дело вживую — и восхищаются, однозначно становясь бесплатными амбассадорами всех мюзиклов до одного. А как иначе?
Тут тот случай, когда камерное пространство объединило истинных фанатов и мастеров своего дела. У них одна проблема: они — не на слуху. Иначе б давно каждый из мюзиклов стал настоящим хитом, на который бежали бы толпы поклонников.
А ещё — ковид, который отнюдь не способствует раскрутке хороших начинаний… Честное слова, года три назад «МейкМюзикл» рванул бы уже после первого же превью в клубе «Гластонберри» до небес. Сейчас же приходится биться о стены, печально глядя на невыкупленную схему зала (я тут не только про героев моего повествования говорю, а в целом).
Так что смотрите: «Очень спящая красавица» — это не очередной пересказ знакомой с детства сказки «Шэ Перро». Это — внезапная история с совершенно незнакомыми вам героями. И, да, бедный юноша Ланс (если что, это фамилия) будет добиваться любви прекрасной принцессы. Но как и почему он будет это делать, с кем столкнётся, кто ему поможет, а кто начнёт вставлять палки в колёса — это всё на совести авторов мюзикла.
Спектакль — строго 18+. И готовьте уши — будет нецензурно. Да, изначально заложена буквально пара «непечатных фраз». Но куда заведёт артистов их величество импровизация — не знает никто. Свобода действий актёрам дана, и коли занесёт их опять так же, как в день премьеры, будете собирать уши с пола, коли воспитывались в пансионе благородных девиц (тут я могу только посочувствовать представителям некоего Серьёзного Конкурса, присутствовавшим в тот момент в зале… кажется, они были, мягко говоря, не совсем готовы к тому, что увидели и услышали).
А я так скажу: есть в «Спящей» некая «настоящность», которая дозволяет любые филологические выкрутасы. Мы так можем завернуть в жизни? Вполне, кто ж нам запретит. И здесь всё это не вызывает вопросов и… беспрестанно смешит.
И, понятно, что кое-где всё же нужно попридержать коней — но на то режиссёр имеется. У него есть глаза и уши, и он скажет своё веское (это не предположение, это уверенность, если что).
В целом же, если вам по вкусу классное театральное безумие — то следите за афишей. Всё, что делает «МейкМюзикл», на порядок круче, чем творения ряда именитых постановочных брендов (а иначе, стала б я ходить к этим ребятам с завидной регулярностью?..).
«Очень спящая красавица» — один из лучших спектаклей, которые я смотрела за последние несколько лет. А список-то в моём случае, сами понимаете, обширный. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов вкусовщину — но кто ж вам мешает рискнуть, купить билет (а оные, кстати, за вполне адекватные деньги предлагаются) да лично посмотреть, в какую сторону может развиваться современный отечественный мюзикл? Как по мне — идеальное направление.
Напоследок — об артистах.
Как и всегда в случае «МейкМюзикла», на сцене — молодёжь со вкраплением признанных звёзд жанра. Я буду говорить только о «своём» составе (хотя мне рассказывали, что и оставшиеся, кого я не видела, круты — а я, что, верю и не сомневаюсь).
Агата Вавилова, Егор Павлов, Эмиль Салес, Маруся Бережная, Александр Лазин (коего я лицезрела вообще впервые, а он ведь чудесен) — вот эти пятеро творят истинное волшебство. Они — мощны в импровизации (без которой этот спектакль существовать не может; а ведь грамотно и уместно импровизировать способен далеко не каждый артист). Они по ушки погружают нас в историю, играя по несколько ролей каждый и оставаясь в любой из ипостасей настоящими зайками. Они, наконец, справляются со всеми задачами режиссёра — а это, поверьте, тот ещё квест. И, конечно, замечательно поют (мы ж говорим о мюзикле — и, наконец, я могу похвалить певческие способности каждого из актёров, какая редкая удача).
Я откладывала написание этой статьи, ибо никак не могла сложить воедино впечатления и чувства. Их слишком много для одного конструктивного текста. Наконец, махнула рукой — нет, не получится подробно рассказать, чем и как меня покорила «Спящая». Тут, пожалуй, мне бы хватило одного предложения: «Ребята, это огонь, бегите смотреть!» Но, вот, что-то всё же сформулировала.
Резюме будет простое: я хочу, чтобы «наш» мюзикл двигался в подобном направлении. Ибо здесь совмещаются глубочайшее знакомство с жанром с этой, как её… русской душой. Ладно, если по-умному — с русским психологическим театром. Ну, и чувство юмора никто не отменял.
Сейчас будет пафосная правда: то, что делает «МейкМюзикл», можно назвать продолжением пути по дороге, проложенной «Норд-Остом». Дойдут ли наши герои до театрального «Изумрудного города» — увидим. А мне бы этого очень хотелось.