Это, пожалуй, несколько странно: ощутив полный душевный раздрай, отправиться лечиться на спектакль, про который точно знаешь, что он тебя морально растопчет, заставит рыдать и растащит на тысячу частей. Но есть тонкость: в итоге тебе всё равно будет хорошо и светло. Почему? А вот такой он — «СТИХИйный XXI век» в Театре Камбуровой.
Чуть больше года назад я наблюдала, как рождается эта вещь. Тогда, в предпремьерные дни, никто и представить себе не мог, как воспримет постановку зритель, что вообще получится из смелой задумки режиссёра Дениса Сорокотягина, и есть ли у спектакля будущее (это я не из головы придумываю, это я вкратце пересказываю страхи и опасения, озвученные лично мне). Время показывает, что риск — поистине благородное дело.
Я не буду повторяться и подробно описывать «СТИХИйный XXI век» — я это уже сделала в первом отзыве. Сейчас мне важно лишь сказать, что за прошедшие месяцы спектакль окончательно оброс плотью, крепко встал на обе ноги и обрёл стопроцентную мощь.
Тут учтите, что подобная форма — монологи и стихи — вообще не близка мне. Я не люблю вербатимы, скучаю во время сторителлингов, засыпаю во время чтения зарифмованных строк и жажду действия и развития событий. «СТИХИйный XXI век» (который, так-то, не относится к упомянутым мной жанрам — всё же, он соткан из художественных произведений современных авторов) — дело иное.
Я за последнее время посмотрела кучу постановок, делающих упор на чувства, а не на слова. Если, по задумке постановщика, со сцены звучали стихи, как правило, я не могла разобрать практически ни одного слова — потому что артисты выдавали эмоциональный шквал, абсолютно не беспокоясь ни о дикции, ни о том, что публике хотелось бы понять, о чём ей с такой ажитацией вещают.
«СТИХИйный XXI век» — это редкий пример мастерской работы со смыслом. Он тут — во главе угла. Ради него всё и задумано. А я — зритель-ретроград, обожающий в театре думать, а не только накачивать чувственную мышцу.
И невероятное переплетение стихов, песен и прозы проживают восемь чудесных артистов (Александр Бордуков, Евгений Вальц, Юлия Зыбцева, Роман Калькаев, Александр Кольцов, Анна Комова, Виктория Тихомирова и Вера Бабичева), на полтора часа погружающих зал в любовь и непонимание, счастье и безысходность, боль и принятие… Потерю и поиск себя и сути существования, наконец.
Публика же, жаждущая чувств на разрыв аорты, тоже получит своё по полной — главное, доверьтесь происходящему и окунитесь в него с головой.
Интересно, что «СТИХИйный XXI век» дарит разные смыслы и прозрения в зависимости и от твоего личного душевного состояния, и от жизненных реалий в целом. Моменты, показавшиеся мне при первом просмотре наиболее болезненными и страшными, на сей раз стали самыми светлыми и жизнеутверждающими. А уж сколько строк, и прежде бронебойных, но не взрывающих сознание, прозвучало максимально актуально вот сейчас, в текущую календарную дату, я и не перечислю…
«СТИХИйный XXI век» — это страшно и прекрасно. Это — именно то, что было мне необходимо, дабы хоть немного прийти в себя. Я приехала сюда повторно, когда поняла, что морально готова — и просмотр спектакля не станет погружением в рутинное зрелище, но окажется значимым событием. И не ошиблась.
Умный и правильный театр — кажется, я уже писала что-то подобное, когда вещала о «СТИХИйном XXI веке». А для меня ещё — и исцеляющий театр.
Спасибо за этот вечер всем причастным! Вы помогаете увидеть свет в конце тоннеля — а что может быть важнее?