Друзья, хотите посмеяться — идите в «Модерн»! «В смысле? — уточните вы. — «Модерн» — это же поиск, чувства и копания. Какой юмор?» А всё просто: на сцене театра отпремьерился спектакль «Масквичи» (нет, это не описка). И он невероятно смешной.
Как сказал сам Юрий Грымов (а именно он и стал постановщиком «Масквичей»), не было у театра комедии — а хотелось её иметь. Но вот появилась пьеса Екатерины Брезгуновой, и Грымов понял: Тот Самый Материал!
До последнего момента шла работа над литературным первоисточником — изменения предлагали и режиссёры, и артисты… И 19 мая мы увидели, наконец, тот вариант, который должен был стать финальным.
Не зря Грымов признавался, что считал своими ориентирами фильмы Данелии — «Масквичи» действительно своим настроением и атмосферой навевают воспоминания о старых добрых отечественных комедиях (кстати, поклонники Гайдая с Рязановым тоже почувствуют знакомый вайб, ручаюсь).
При этом спектакль — стопроцентно современен, он говорит понятным нам языком на близкие многим темы. И вызывает смех от первой сцены до финала — впрочем, как и любая хорошая комедия, временами добавляя в своё полотно оттенки светлой грусти и разочарования. Но, как вы догадываетесь, в конце будет свет и любовь.
Героев пьесы каждый зритель узнает с первого взгляда: «проблема отцов и детей», наверное, с пещерных времён остаётся одной из наиболее острых. Но драматург, давно проживая в Бостоне, усугубила ситуацию, сделав «межпоколенческий разрыв» не только временнЫм, но и пространственным. Борьба менталитетов как она есть.
Потому представьте себе: сёстры Маша и Ася уже почти 20 лет проживают в Штатах. Младшая, Маша, трудится в больнице, не покладая рук, до сих пор не забывая свою первую любовь — некоего Толика. Старшая же обзавелась новым бойфрендом — Мигелем, поменяла имя на Ариэль и превратилась в коуча, на своих стримах обучающего всех желающих построению правильных и гармоничных отношений — любовных в частности и семейных в целом.
Лёва (а в США — Лео) — сын Аси, который на момент отъезда из России был совсем малышом. Он — совершенно американский юноша, не знающий другой жизни. Даже «язык предков» он понимает, но говорить на нём стесняется. А ещё у Лео тревожное расстройство и несколько весьма своеобразных хобби — странноватый паренёк, в общем.
В один прекрасный (или, может быть, ужасный) день покорять Америку решается и старшее поколение, родители Аси и Маши: папа Натан и мама Маргарита. И вот россияне с советской душой оказываются в Штатах, которые им так сложно понять и принять — равно как и своих «американизированных» родственников.
А разрушат ли активные действия новеньких иммигрантов жизни дочерей и внука или, напротив, поспособствуют объединению семьи, можно узнать, приехав в «Модерн». (Впрочем, вы определённо догадываетесь, на какой именно ноте должна завершаться подобная комедия.)
«Масквичи» — очень лёгкий и красивый спектакль, решённый в традициях привычного для «Модерна» минимализма (здесь отмечу прекрасную работу художника-сценографа Натальи Войновой и художника по свету Антона Исаева).
Уместны и органичны костюмы Ирэны Белоусовой. А та часть публики, которая ещё не смотрела «Затерянный мир» (постановку для детей, любимую и взрослыми зрителями), наверняка захотят это сделать, насладившись парой «гостей» из «вселенной динозавров». Милейшее использование элементов одного спектакля в другом!
По своей традиции Грымов не только выступил в качестве постановщика, но и отвечал за музыкальное оформление (а он, если кто не знает, имеет обширную коллекцию разнообразных записей на виниле). Мелодии, звучащие во время действия, это отдельная радость театрала.
И конечно же, как всегда на высоте артисты театра. Труппа «Модерна» — это какой-то единый организм, демонстрирующий ежемоментную синергию. Совершенно невозможно кого-то выделить особенным образом — впечатляешься всеми и каждым.
Антон Дубровский (Лео) дебютирует на сцене театра. Как поведал Грымов, однажды Дубровский, будучи журналистом, пришёл в «Модерн» взять интервью. И так проникся театром (а сам Юрий Вячеславович — Антоном), что внезапно для самого себя превратился в актёра. Не знаю, что будет дальше, но в «Масквичах» Дубровский абсолютно на своём месте, и выбор режиссёра оспорить невозможно. Типичный «трудный подросток» — при этом очень трогательный и вполне «американский».
Прекрасная Марина Дианова (Ася-Ариэль) хороша в комедийных сценах и пронзительно-правдива в «чувственных». Диллон Олойеде (Мигель) смело разрушает стереотипы об афроамериканцах, демонстрируя глубину и даже какую-то лиричность своего персонажа. Ольга Богомазова (Маша) — точный отпечаток с любого сегодняшнего человека, отдающего всего себя работе и страдающего от синдрома хронической усталости.
Валерия Королева (Маргарита) и Александр Борисов (Натан), несомненно, звёзды постановки. И в их героях, между прочим, очень легко узнать себя (даже если по возрасту вы отнюдь не приблизились к ним), ведь Натан и Марго воплощают в себе нашу общую ментальность, стереотипы и привычки. Вы их полюбите, гарантирую.
И ещё четверо почти эпизодических персонажей (но не в «Модерне», где каждый «винтик» важен): Евгений Невар (Толик), Мария Кондратова (поэтесса), Евгений Казак и Александр Колесников (медбратья). Все актёрские работы замечательны.
Признаюсь честно: очень сложно писать про чистейшей воды комедию. В таком рассказе нет места глубокому анализу сюжета или разбору психологических состояний героев. Даже про режиссёрские находки и «выкрутасы» толком не поведаешь, ибо это испортит впечатление от просмотра, являясь так или иначе спойлером.
Потому не буду мудрствовать и резюмирую: хороший ли спектакль? Отличный. Смешно ли? Очень! Рекомендую ли? Несомненно.
И вот ещё что. «Масквичи» — это не комедия из серии «просто похихикали и разошлись». Она заставит вас задуматься о понимании и принятии. О том, что другие люди имеют полное право быть не такими как вы.
И вот если мы все внезапно осознаем эти простые истины, счастье окажется пусть чуть, но ближе к нам.