Я — гений!
Французский драматург Флориан Зеллер продолжает завоёвывать мир. Да и у нас в Москве можно немного поднапрячься и «собрать» его знаменитую трилогию «Папа. Мама. Сын» — «Папа» идёт в «Современнике», «Мама» — в Театре им. Моссовета, а «Сын» — в РАМТе.
Теперь Зеллер добрался и до Театра Вахтангова: 27 мая здесь состоялась премьера по одной из ранних пьес драматурга, называющейся «Обратная сторона медали» (или же «Изнанка»).
В качестве постановщика выступил молодой артист театра Эльдар Трамов, и этот спектакль стал его первой режиссёрской работой. Но нужно сказать, что Эльдар работал с Римасом Туминасом во время выпуска «Войны и мира», бесспорного «вахтанговского» хита, и отлично зарекомендовал себя как ассистент режиссёра. Туминас благословил Трамова на дебют и доверил ему самому выбор материала.
«Обратная сторона медали», в отличие от прочих пьес Зеллера, не вьёт из зрителей верёвочки и не лупит наотмашь по их чувствам и эмоциям. Но уже здесь драматург углубился в дебри человеческой психики, размышляя о том, что зачастую наши мысли, слова и дела ой как сильно разнятся друг с другом.
Трамов признался, что всеми силами стремился увести постановку «от бытовухи» (хотя у Зеллера всё было максимально конкретно и повседневно). Персонажи помещены в некую абстрактную обстановку, позволяющую нам сконцентрироваться на монологах и диалогах — основных элементах пьесы. Ремарки и даже действия тут не слишком важны, главное — что в голове и на языке каждого из героев.
Сюжет спектакля довольно прост: Даниэль (Евгений Князев) и Изабель (Яна Соболевская) женаты много лет (даже дети их уже выросли). Увы, первоначальная острота чувств давно утрачена, и семейные отношения буксуют. Кажется, герои сами не знают, жива ли ещё их любовь.
Однажды Даниэль встречает Патрика (Игорь Карташёв), старинного друга семьи, и приглашает его в гости. Изабель, мягко говоря, недовольна. Дело в том, что Патрик ушёл от жены и теперь живёт с молодой красоткой Эммой (Ася Домская / Ника Здорик). Изабель не может простить Патрику такого предательства, но в итоге соглашается принять парочку. И у неё имеется на это свой резон…
Вот и гости. Даниэль покорён Эммой. И он начинает размышлять: а, может, взять — и бросить привычное существование, найти себе новую любовь (неужели Эмма не заинтересовалась им?) и начать жить ярко и празднично? Ведь Патрик почему-то смог пойти на такой шаг.
Разрушить былое или найти в нём ценность? Можно ли быть счастливым во многолетних отношениях? Получится ли вернуть молодость, заполучив юную деву? Над этими вопросами и предлагает нам подумать «Обратная сторона медали».
Трамов добавил нового персонажа, значащегося в программке просто «Она» (Светлана Йозефий). Это — то ли бывшая жена Патрика, то ли воплощение всех брошенных жён на планете. «Она» и Изабель противостоят Эмме, которая даже не собирается вступать в битву. Но однозначно выглядит победительницей (как минимум, поначалу).
Седина в бороду — бес в ребро. И Даниэль рассуждает, есть ли смысл потакать этому бесу (Патрик-то всё решил для себя однозначно). А Изабель — «просто» мудрая женщина, знающая, что и зачем она поставила на карту.
Пьеса Зеллера не подарит вам неких откровений — по сути, всё, что произносят артисты, ожидаемо и предсказуемо. Интересна форма: драматург предлагает нам внимать не только «внешней», но и «внутренней» речи своих персонажей. Иными словами, он озвучит их мысли, тайные и сокровенные желания и поползновения.
И здесь уже всё зависит от режиссёра и артистов: получится ли банальная, прямая, как палка, история, или же нас ожидает нечто ценное, заставляющее пошевелить извилинами и включить чувства на максимум?
Трамов нащупал верный язык повествования: он выбрал мягкую комедию, светлую и лёгкую. Если вы привыкли к Зеллеру «давящему», то вот вам новинка — Зеллер расслабляющий.
Да, в глубине душ Даниэля и Изабель (а также, конечно, «Её») бушуют бури. Но зрителей они заденут лишь по касательной, оставшись там, на сцене. Публика же будет наблюдать за происходящим, однозначно приходя к выводу, задуманному режиссёром (и «Обратная сторона медали» не предусматривает какой-то двоякой трактовки — Трамов точно знает, что он хочет сказать людям).
Лицо и изнанка, парадный фасад и то, что сокрыто от чужих глаз. Зеллер поместил аверс и реверс на одну плоскость, а постановщик нашёл очень оригинальные и точные выразительные средства для переноса текста на сцену.
Чёрно-белая картинка лишь иногда, в моменты наиболее глубокого погружения в подсознание, заливается яркими красками (художник по свету — Александр Матвеев). Всё крайне лаконично, аскетично и графично — и от этого максимально правдиво.
Фокус — на артистов. А им Трамов доверил даже не персонажей Зеллера, а их сущности. Вот, скажем, Патрик и Эмма — эдакий разудалый Элвис Пресли в возрасте и стереотипная блондинка, навевающая воспоминания о Мерилин Монро. Или Изабель — холодная (ибо скрывает свои истинные чувства) красавица, выглядящая гораздо моложе (а значит, таковой и являющаяся в душе), нежели подразумевает текст пьесы. Даниэль же — самый обычный мужчина, главное достоинство которого «по Зеллеру» заключается в том, что он хотя бы честен перед самим собой.
В спектакле заняты признанные «вахтанговские» звёзды. Евгений Князев, Яна Соболевская, Игорь Карташёв и Светлана Йозефий создают крайне достоверный мир, балансирующий на грани реальности и воображения.
Роль Эммы доверена двум актрисам, и во время пресс-показа мы увидели обеих: первые две сцены сыграла Ася Домская, а третью и четвёртую — Ника Здорик, студентка Театрального института имени Щукина. И это были абсолютно разные героини. Эмма Домской более утрирована, гротескова, комедийна. Она — фонтан эмоций, девушка-праздник, красотка-магнит. Персонаж же Здорик ощутимо «осязаемее», материальнее, если позволите так выразиться… Но вместе с тем и воздушнее, хрупче, её хочется оберегать и лелеять. Эта Эмма покоряет не столько своей неординарностью и яркостью, сколько неопытностью и открытостью миру.
Ася и Ника, следуя одному и тому же режиссёрскому рисунку, подарят вам два во многом отличающихся, но одинаково любопытных и глубоких спектакля. Тут тот самый случай, когда можно иметь личные приоритеты, но советовать ты будешь оба состава.
Режиссёрский дебют Эльдара Трамова получился мощным и весомым. Это, конечно же, эксперимент — но тщательно выверенный, имеющий цель и понимание, ради чего спектакль родился на свет.
Каждый из нас порой задумывается, по той ли жизненной дорожке он идёт? Не пришла ли пора что-то изменить? Правильные ли люди являются твоими попутчиками?
Тут главное — не врать себе. И заветная цель, если вдуматься, окажется пшиком.
Но с другой стороны — а так ли уж не прав Патрик, разрушивший мосты и ступивший на новый путь?
«Обратная сторона медали» — отличный способ научиться отвечать самому себе на сложные вопросы. И в результате осознать, какая жизнь — действительно твоя. Но поиск себя — дело непростое…
UPD. от 8.06.22. Вот что забыла! Этот спектакль — четвёртая премьера за последние месяцы (ну, из виденных мной), в которой режиссёры обращаются к мему «Да я люблю тебя!..» В первый раз я хохотала. Во второй — хихикнула. В третий — удивилась. А здесь веселилась уже от того, что странное видео многолетней выдержки внезапно обрело столь громкую популярность на столичных сценах. Товарищи постановщики, ну, право, есть же и другие мемы…