Стартовавший театральный сезон для Московского академического театра имени Владимира Маяковского станет особенным: этой осенью «Маяковке» исполнится ровно 100 лет! А значит, самое время вдохнуть полной грудью и отправиться на очередные свершения — тем более, что вместе с новым художественным руководителем, Егором Перегудовым, в театр точно ворвётся нечто свежее и неизведанное. Стопроцентно, сезон будет неожиданным и интересным как для коллектива «Маяковки», так и, конечно же, для зрителей!
22 августа состоялся традиционный сбор труппы театра, на котором были озвучены ближайшие планы и представлена новая команда тех прекрасных людей, которые помогут худруку вести колесницу храма искусств в намеченном направлении.
Встреча прошла не в зрительном зале, а в фойе «Маяковки», что позволило сохранить уютную семейную атмосферу (но причинило массу неудобств многочисленным журналистам, ютившимся по углам… впрочем, нам не привыкать — работа такая, да и не для нас мероприятие устроено).
Начали с поздравлений — благо, разнообразных юбиляров в театре нашлось немало.
Артистов дружно поздравили коллеги — молодые актёры «Маяковки», совсем недавно принятые в труппу. Переосмыслив всем известное стихотворение (и вы сразу догадаетесь, какое, если я намекну, что «дом, который построил Джек» тут превратился в «театр, которому скоро 100 лет»), ребята посвятили юбилярам ещё и по индивидуальной песне под гитару.
Кратко о тех, кого воспевали: Юрий Никулин (55 лет службы в театре), Игорь Костолевский и Михаил Филиппов (по 50 лет в театре), Татьяна Орлова и Елена Козлитина (по 45 лет), Татьяна Друян (заведующая труппы, подарившая театру 40 лет жизни), Наталия Филиппова (30 лет) и… другие. Скажу только, что весьма милый номер длился аж 20 минут, и не забыли никого.
Это была, скорей, «радость для своих» (что и правильно), ибо «местные», услышав очередное точное текстовое попадание, дружно хихикали, а журналисты пожимали плечами, будучи не в силах осознать, что имеется в виду. Но, судя по постоянным смешкам и шквалу аплодисментов в финале выступления, младая поросль била не в бровь, а в глаз.
Кстати, кроме букетов поздравляемым вручали ещё и памятные значки в честь столетия «Маяковки» — чуть позже ими обещали оделить вообще всех сотрудников театра.
Затем народные и заслуженные (Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Ольга Прокофьева, Людмила Иванилова, Анатолий Лобоцкий и Светлана Немоляева) лично поздравили работников цехов театра, отметивших от 20 до 50 лет службы в «Маяковке» (скажем, начальник костюмерного цеха Татьяна Романовна Потапова в прошлом сезоне как раз отпраздновала свой полувековой юбилей работы в театре). Труд этих людей — «воинов закулисья» — незаметен зрителям, но зачастую он не менее, а то и более важен, чем волшебство, творимое артистами на сцене. Без «цехов» не было бы театра в целом — и бесценно, что все юбиляры (вообще все, упомянутые в этот день) не мыслят своей жизни без «Маяковки».
Но слова любви высказаны — настало время перейти к серьёзным разговорам. Место у микрофона занимает художественный руководитель.
«У нас новый сезон, новый век и новая команда», — начал Егор Перегудов свою речь, после чего представил главного художника театра, которым стал Владимир Арефьев. «Мне кажется, что главный художник в театре необходим, — продолжил худрук. — Это важнейшая составляющая. И вы теперь можете жаловаться на художников главному художнику. Кому жаловаться на главного художника, я не знаю пока, ещё не разобрался в иерархии», — заключил Перегудов под смех присутствующих.
Познакомился коллектив и с главным художником по свету — Андреем Абрамовым, и с заместителем художественного руководителя (выполняющим также функции завлита и куратора творческих проектов) Милой Денёвой.
Перед тем, как рассказывать о творческих планах, Перегудов передал микрофон новому директору театра Екатерине Лапшиной (стоит заметить, что Лапшина — отнюдь не чужой человек в «Маяковке», прежде она трудилась заместителем директора). «Мы, конечно, будем стараться сделать этот юбилейный сезон максимально ярким, событийным, чтобы о нашем столетии знали не только в Москве, но и за её пределами», — отметила Екатерина, и поведала всем присутствующим, гастроли в каких городах им предстоят (а маршрут серьёзный, признаюсь вам).
Рассказала Лапшина и о совместном проекте с Почтой России, который стартовал в день открытия сезона, 20 августа. Теперь в фойе вы обнаружите красный почтовый ящик — и он стоит там отнюдь не для красоты. И работники театра, и зрители могут совершенно бесплатно отправить памятную открытку (специально разработанные карточки вы обнаружите рядом с почтовым ящиком) в любую точку страны.
Ещё две темы, затронутые директором — это совместный проект с Британской высшей школой дизайна (выставка-инсталляция, которую подготовят выпускники школы и разместят в зрительских пространствах «Маяковки» — от буфета до гардероба — под руководством Владимира Арефьева) и готовящаяся к выпуску энциклопедия, приуроченная к 100-летию театра.
Самое же интересное для зрителей — новости о грядущих премьерах. Их, конечно же, озвучил сам Егор Перегудов.
- Основная сцена
Первейшее и главное сейчас — подготовка к юбилею, который состоится 29 октября (именно в этот день далёкого 1922 года Театр Революции — будущая «Маяковка» — дал свой первый спектакль). Юбилейная постановка получит название «Истории».
«Для меня день рождения — это всегда подарки. Хочется, чтобы были подарки от артистов зрителям, подарки артистам. Я предложил нашим народным артистам выбрать материал — отрывок или рассказ, то, что хочется сейчас сыграть, какую-то историю, которую хочется рассказать сценическим языком. И это будет такой альманах подарков. Мы с Владимиром Арефьевым сочинили, мне кажется, интересное пространство для этого спектакля», — поделился Перегудов.
Вторая работа на большой сцене — постановка «Вспоминая моих несчастных…» по Г. Г. Маркесу (режиссёром станет сам худрук, а в главной роли блеснёт Игорь Костолевский).
Есть в планах и «Лес» Островского, приуроченный к 200-летию драматурга (и ещё к 100-летию с момента постановки на сцене «Маяковки» «Доходного места» Всеволодом Мейерхольдом). «Мне кажется, у нас недостаточно Островского. Всего семь названий», — порадовал присутствующих очередной шуткой Перегудов.
- Сцена на Сретенке
Тут нас ждёт «Войцек» Г. Бюхнера в постановке Филиппа Гуревича и спектакль по рассказам Михаила Елизарова (как я понимаю, название мы узнаем позже), доверенный молодому режиссёру Евгению Закирову.
Намекнул Перегудов и на ведущиеся переговоры с режиссёром Сергеем Урсуляком, который давно хочет посотрудничать с Театром Маяковского («Скорее всего будет советская драматургия, потому что он её любит и чувствует»).
- Малая сцена
Режиссёр Вера Камышникова начнёт работу над спектаклем «Фауст» по И. Тургеневу.
Пока планы на грядущий сезон таковы. Возможно, они могут кому-то показаться не слишком глобальными (озвучивались нам уже и куда более масштабные перспективы в других местах), но следует понимать, что в данный момент идёт «притирка» художественного руководителя и коллектива (в «Моссовете», напомню, за время таковой ни единой премьеры не случилось), осознание, в каком направлении и с какой скоростью необходимо двигаться… Да и вообще: лучше мало весомых и ценных постановок, чем целая россыпь «проходных». Так что подход «Маяковки» я приветствую.
Нужно понимать, зачем рождается тот или иной спектакль. Что именно он несёт людям. А не просто множить названия в афише.
Но, впрочем, кое о чём я ещё не рассказала. «Мне кажется, важно продолжать направление экспериментального театра. Потому что нигде так не получается экспериментальный театр, как в репертуарном театре», — заверил Перегудов. Уже почти 10 лет в Театре Маяковского работает Студия OFF, ставящая театральные опыты. И на её основе на Малой сцене должен родиться некий «экспериментальный саунд-перформанс» («Я не все слова понимаю из этого», — остроумный Е. Перегудов) в постановке Петра Айду, опирающегося на пьесы русских классических драматургов. Полагаю, это будет нечто (я — точно приду знакомиться).
Напоследок Перегудов позвал к микрофону Милу Денёву, поведавшую о творческих проектах, которые она будет курировать.
Начнёт работу режиссёрская лаборатория игрового театра к 105-летию со дня рождения А. А. Гончарова, в рамках которой молодые постановщики и артисты будут размышлять над пьесами Шекспира и Мольера. Приём заявок будет объявлен в сентябре, отберут 4-5 лучших идей, репетиции начнутся в ноябре и продлятся два месяца, а показы готовых работ состоятся на Малой сцене театра в январе 2023 года. Есть вероятность, что наиболее удачные эскизы превратятся в полноценные репертуарные спектакли.
Состоятся «Безграничные читки» — театр пригласит пятерых «молодых известных талантливых режиссёров», которые займутся работой над современной зарубежной драматургией — то есть, материалом, который прямо сейчас идёт на сценах Норвегии, Швейцарии, Франции, Германии и Англии и формирует мировой репертуар. Часть пьес не имеет перевода на русский язык — его будут делать специально для Театра Маяковского.
Проект не ограничится только читками — задуманы лекции театроведов и культурологов, максимально погружающие всех жаждущих в контекст. Запланированы и диалоги с авторами пьес (онлайн и даже офлайн), переводчиками и издателями. «Этим проектом мы хотели бы в течение сезона напоминать и себе, и своим зрителям, что в любые времена искусство не знает границ, и именно театр и искусство призваны исцелять и объединять», — пояснила миссию проекта Мила.
Следующий глобальный замысел имеет «кодовое» (то бишь, рабочее) название «Мастера». Это образовательная программа, посвящённая мастерам-строителям Театра Революции (Всеволоду Мейерхольду, Николаю Охлопкову, Алексею Попову, Андрею Гончарову) и разворачиваемая в сотрудничестве с театральными ВУЗами, музеями и исследователями.
И ещё одна интереснейшая задумка — аудиопрогулка «Маяковка и окрестности», созданная в партнёрстве с Мобильным художественным театром (поищите его приложение в телефоне, чтобы познакомиться лично). Иными словами, это будет настоящий аудиоспектакль, слушая который, вы пройдёте по маршруту, центром которого станет Театр Маяковского, а местами действия — ГИТИС, Дом Ермоловой, Тверской бульвар и т.д., а сюжет завертится вокруг поступления на актёрский факультет. Свои истории поведают известнейшие артисты, голоса которых (равно как и голос самого Маяковского) зазвучат в ваших наушниках.
Прекрасные проекты — современные, креативные и интересные. Правда же?
Здесь Перегудов резюмировал: «Вот такие у нас планы… Осталось их воплотить!» — и отправил коллектив театра на антракт — причём, не просто так, а с условием обязательного посещения обновлённого буфета (думаю, и всем зрителям будет интересно это сделать).
После перерыва художественный руководитель беседовал с «маяковцами» уже «один на один» — прессу попросили отправиться по своим делам, дабы Перегудов мог в максимально интимной обстановке посекретничать с труппой и работниками цехов. «Я люблю длинные спектакли, вы знаете, потому сбор труппы тоже будет длиться… какое-то время», — изначально предупреждал худрук, и не покривил душой.
И пусть мы не знаем, что именно говорил Перегудов после перерыва, но я уверена, что он нашёл правильные слова, и «Маяковка» всецело заряжена на новый сезон.
Московский театральный мир в последние несколько месяцев буквально оказался в жерле действующего вулкана. Хочется верить, что Театр Маяковского подобная «встряска» не подкосит — напротив, он нащупает новый вектор развития (сохранив и не разрушив ценное и проверенное годами), и в начавшемся сезоне мы будем иметь множество поводов восторгаться этим домом муз.
Счастливого столетия, «Маяковка»! Живи и твори!
PS. И не говорите мне, что этот сбор чисто математически не сотый, а 99-й. Я исхожу из того (ну, вот предполагаю так), что первый сбор состоялся перед началом стартового сезона — значит, нынешний — вполне себе сотый! :)
PPS. С фотографиями я конкретно накосячила (впрочем, от портала Musecube, для которого я писала этот текст изначально, работал и специально аккредитованный фотограф), потому размещаю их только здесь, для себя.
UPD от 12.09.2022. Точней, уже не здесь, а вот тут: