В свой 30-й, юбилейный сезон Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой вошёл 7 сентября — именно в этот день состоялся традиционный сбор труппы. Несмотря на то, что спикеров было аж трое (сама Елена Антоновна — муза и душа театра, а по совместительству — его художественный руководитель, Иван Поповски — заместитель худрука и Олег Синкин — музыкальный руководитель театра), мероприятие оказалось весьма компактным.
Это и понятно: всё важное было сказано, а артистам нужно было успеть пообщаться после летней разлуки в неофициальной обстановке перед спектаклем: уже вечером зрителей ждал «СТИХИйный XXI век».
Честно признаюсь: Театр Камбуровой — один из моих любимых в Москве. Мне по душе его семейная атмосфера, бережное отношение к слову и музыке, исключительный профессионализм артистов… Этот театр — за высокое искусство, и он уверенно идёт по собственной дороге, не сворачивая с неё ни на миллиметр.
«Я надеюсь, этот год, несмотря ни на что, будет плодотворным и радостным. Что называется, времена не выбирают, в них живут и умирают, — справедливо отметила Елена Антоновна Камбурова. — Не будем умирать, а будем жить, жить, жить. Действительно, очень непростое время сейчас. Но я всегда помню строчку Юрия Левитанского: «Спаси меня, моя работа!» И констатировала: «Будем жить и работать!»
А о работе — точнее, о запланированных на сезон премьерах — поведал Олег Синкин.
Первой новинкой станет спектакль «Турдейская Манон Леско» по повести Всеволода Петрова (реж. Денис Сорокотягин). Ещё не представ на суд зрителя, постановка обзавелась довольно трагической историей: её изначально анонсированная премьера была отменена из-за внезапно возникших проблем с авторскими правами (и, поверьте, слово «внезапно» тут ключевое). Но театр успешно справился со всеми неурядицами, и первые показы состоятся 8 и 9 октября.
В ноябре или начале декабря (конкретная дата зависит от решения определённых технических вопросов) состоится премьера спектакля «Нянины сказки», в котором будет занята Елена Антоновна «и ещё куча народу» (О. Синкин). Сюжет выстроен на сказках Пушкина и Андерсена, режиссёром станет Гульназ Балпеисова, а за музыку отвечает сам Олег Синкин (за основу музыкального сопровождения он взял «Картинки с выставки» Мусоргского и произведения иных отечественных композиторов в современной обработке — а к этому мелодическому богатству добавятся специально написанные авторские композиции).
И совсем скоро, 29 октября, нас ждёт премьера новой концертной программы Елены Камбуровой «И цветы, и шмели. Великая нежность». Елена Антоновна исполнит песни на стихи поэтов разных эпох, главная мысль которых — хрупкость нашего мира.
Поведал музыкальный руководитель и о гастрольных и фестивальных планах театра: 22 сентября «Маленький принц. Полет в одном действии» отправится в Белгород на Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину». А 5 октября на сцене СТД в Москве спектакль «Дорога» примет участие в фестивале моноспектаклей Solo (данный факт изрядно удивляет всех, поскольку постановка всё же не является моноспектаклем; ну, так решили организаторы — и зачем с ними спорить?). В апреле театр ждут Пенза и Кузнецк — в рамках фестиваля «Золотая провинция» (покажут спектакль «P.S. Грёзы…» и программу «Мой Окуджава»).
Здесь микрофон перешёл к заместителю художественного руководителя Ивану Поповски. «То, что мы делаем — это нужно и необходимо, — уверен режиссёр. — Может, это звучит пафосно, но театр в такие сложные времена спасает. Спасает нас — как говорил Пётр Наумович Фоменко, «надо уметь умыкаться». Не прятаться, а заняться своим делом и работать. Потому что вечером придут люди, и, может, кого-то из них мы спасём».
Поповски порадовал известием: проект #оперАкция продолжается. Молодые артисты Оперно-драматической студии Ивана Поповски под руководством не менее молодых режиссёров, как и в прошлом сезоне, будут показывать на сцене Театра Камбуровой свои экспериментальные постановки «Женитьба», «Евгений Онегин» и «Дон Жуан» (а вот опера «Алеко» теперь поселилась на Сцене на Новослободской «Школы драматического искусства»). Есть вероятность, что родится и нечто новое — столь же уникальное и интересное.
«Ну вот теперь в путь! — благословила свой коллектив Елена Антоновна. — Посмотрим, какой у нас будет год…» Хочется верить, что, несмотря ни на что, искусство победит.
Следует отметить, что планы Театра Камбуровой никогда не отличались глобальностью — но всегда покоряли исключительной глубиной. Стопроцентно понятно, зачем то или иное название появляется в афише, и каждый новый спектакль или концерт можно с полным правом назвать пусть небольшим, но явлением.
И вообще, 30 лет — это возраст, когда силы — на пике, и всё достижимо. Так пусть Театр Камбуровой творит и свершает — сейчас самое время для этого!