Прощай, «Гоголь-центр»… Снова здравствуй, Театр имени Гоголя! Впрочем, пока совершенно не понятно, что же будет представлять собой «новый старый театр» — у него ещё даже нет ни сайта, ни представительства в соцсетях. Потому вдвойне интереснее было посетить сбор труппы, состоявшийся 10 октября. Но я могу сказать заранее: картина в итоге прояснилась незначительно.
Конечно, деволюция «Гоголь-центра» стала одним из самых громких и скандальных событий во время летних театральных пертурбаций. После того, как в июле свои посты покинули бывший худрук Алексей Агранович и директор Алексей Кабешев, Департамент культуры Москвы поставил итоговую точку в истории детища Кирилла Серебренникова, назначив на руководящие должности людей, так сказать, «со стороны», дышащих совершенно иным «художественным воздухом».
И вот теперь художественный руководитель Антон Яковлев и директор театра Александр Бочарников впервые встретились со всем своим коллективом, как он есть. Оба спикера заметно нервничали (что вполне объяснимо), в зале стояла напряжённая тишина (лишь старшее поколение артистов не скрывало позитива и радостных ожиданий от грядущего — и это тоже можно понять), а молодая служба зала дефилировала по театру в футболках с надписью «Берегите ваши лица» (думаю, все помнят, что это название последней премьеры «Гоголь-центра»), так сказать, совершая молчаливый демарш.
В принципе, всё то, что происходило на сборе труппы, идеально описывает довольно глупая ситуация, сложившаяся в тот момент, когда директор театра приступил к своей части «доклада» и был прерван вопросом из зала: а вы, собственно, кто такой? Видимо, подтекст был следующий: чужакам, пришедшим к нам, неплохо было бы и представиться для начала, а потом уже мы посмотрим, из какого вы теста.
Но будем честны: если история идёт по спирали, то Театр Гоголя является наилучшей иллюстрацией данного процесса. Десять лет назад Серебренников одним взмахом руки разрушил всё то, что было создано до него. Я сейчас не даю никакой оценки произошедшему, просто вспоминаю факты. А они таковы: на улице Казакова появился «Гоголь-центр», все старые спектакли были сняты с репертуара, часть артистов покинула труппу, пришли новые люди, смотрящие в том же направлении, что и худрук… И, конечно же, появилась свежая, молодая публика, верная театру, а «Гоголь-центр» загремел на всю страну.
Теперь качели шатнулись в обратную сторону. Снова — обнуление репертуара, снова — поредение актёрских рядов (впрочем, Яковлев подчёркивает, что не приемлет политику прошлого руководства и не будет заставлять никого увольняться — всё по собственному желанию, а он лично надеется, что получится сработаться если не со всем коллективом, то со значительной его долей) и снова — кардинальное изменение творческого вектора театра.
И как бы кто ни относился к Серебренникову и его взглядам на искусство (скажем, лично я существую с ними в абсолютно параллельной реальности), необходимо признать: «Гоголь-центр» имел свой яркий, индивидуальный язык и чёткую миссию. Яковлева же бросили на амбразуру, по сути, поручив заново изобрести Театр Гоголя. И станет ли это место столь же притягательной точкой на карте столицы, как предыдущая инкарнация театра, в данный момент не предскажет ни один экстрасенс.
Чтобы сразу снять основные вопросы, Антон Юрьевич Яковлев начал выступление на сборе труппы с озвучивания манифеста — «новой эстетической программы» театра, по факту, отрицающей всё то, что взращивалось во времена «Гоголь-центра», но предлагающей новые ориентиры и точки отсчёта.
Если позволите, процитирую этот любопытный манифест (по крайней мере, большую его часть — ближе к финалу диктофонная запись на некоторое время дала сбой):
«Сегодня недостаточно быть просто хорошим репертуарным театром. Необходима объединяющая идея, эстетическая программа, некая логика построения и существования театрального организма. Сегодня зрителю как никогда нужны единение и надежда. Нужно объединять, когда вокруг мир повсеместно сходит с ума. Поэтому мы не имеем права на уныние, смуту, нигилизм, ненависть. Нужно возродить в себе непосредственность ребёнка, чтобы попытаться смотреть на мир с позиции не наивного, но разумного идеализма. То есть верить в лучшее даже вопреки тому, что происходит вокруг.
Новая эстетическая концепция театра может быть построена на контрасте с прошлым. Вместо, на мой взгляд, зашедшей в тупик постмодернистской философии мы могли бы предложить зрителю новую — метамодернистскую. Что такое метамодернизм? Это идея, снимающая любые ограничения на поиск новой красоты и гармонии. Он одинаково открыт как традиционности, так и новации. Но его фундаментальное отличие от постмодернизма — это готовность воспринимать серьёзность, его новая искренность и, может быть, даже неоромантизм. Необходимо вернуться к реконструкции, к глубинной истинности… Важна сама философия обновления: поиск красоты вместо иронии над ней и вдохновение вместо цинизма. Следует перестать стесняться возвышенных человеческих чувств, прикрывая их сарказмом.
Необходимо отказаться от деконструкции, хаоса, безверия, уйти от мизантропии, меланхолии к новой искренности и новой серьёзности. Следует с упорством продолжать поиск золотого сечения — это значит, объединять художественные традиции великих предшественников, но при этом использовать новаторские способы реализации этих идей. Хочется возродить также таинство театрального процесса, создав некую почтительную дистанцию между зрителем и творцом. Я хочу вспомнить о вахтанговской идее театра-праздника».
Призвав «подняться над животным, скотским началом» и «уйти от вульгарной социальности», Яковлев пообещал строить театр разнообразный, разножанровый и свободный от сиюминутной общественной конъюнктуры, а завершил манифест такой мыслью:
«Мы рады видеть в Театре Гоголя режиссёров и артистов самых разных школ, воззрений, поколений, убеждений. Наши двери открыты для тех, кто готов искать вместе с нами, работать усердно, упорно, но в то же время, как говорил Константин Сергеевич, проще, выше, легче, веселее».
Худрук заметил, что, возможно, его речь звучит пафосно и возвышенно, но она абсолютно искренняя: в основе всего, что он прежде делал в театре, лежат эти же самые убеждения.
Затем озадаченный коллектив театра был ознакомлен с планами на сезон — и этот момент, несомненно, был самым интригующим и, наверное, даже несколько пугающим для всех присутствующих. Я не буду держать интригу или заниматься анализом услышанного (впрочем, это и сделать в настоящий момент невозможно), просто перечислю, что же нам обещают.
Начал Яковлев с четырёх премьер, над которыми намеревается трудиться сам. Это будут «Герой нашего времени» по мотивам романа М.Ю. Лермонтова, «Мюнхгаузен» по мотивам пьесы Г. Горина, «Соборяне» по мотивам романа Н. Лескова (интересно, что к этому не слишком широко известному материалу буквально в прошлом сезоне обратилась «Мастерская Петра Фоменко», презентовав спектакль «Чающие движения воды») и «Версилов и другие» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Подросток». Все четыре постановки будут играться на Большой сцене.
Интересны художественному руководителю и такие зарубежные авторы, как, например, Фридрих Дюрренматт или Вуди Аллен. Возможно, он обратится и к их творчеству.
Две премьеры выйдут на Малой сцене в конце года: 22 декабря Глеб Черепанов представит шекспировский «Сон в летнюю ночь» — но в современной интерпретации, а 29 декабря наступит очередь пластическо-драматического спектакля «Портрет Дориана Грея» по Уайльду (реж. Константин Мишин).
Во второй половине сезона зрители должны познакомиться с «Рассказами» В. Шукшина (реж. Сергей Виноградов) и спектаклем «В дремучем лесу» по новой пьесе Ф. Зеллера, который поставит Павел Пархоменко (к слову, этот молодой режиссёр точно знает подход к французскому драматургу: в Театре Моссовета идёт зеллеровская же «Мама» в версии Пархоменко).
Кроме того, после Нового года на Большой сцене начнёт репетировать Уланбек Баялиев, а на Малой — Сергей Тонышев. Названия постановок будут определены в самое ближайшее время.
В ноябре стартует весьма интересный проект: Лаборатория молодой режиссуры «Перспектива». В её рамках четверо режиссёров создадут эскизы по выбранному ими материалу, наиболее удачные из которых превратятся в репертуарные спектакли театра.
Участниками Лаборатории станут Максим Меламедов (он остановился на «Марсианских хрониках» Р. Брэдбери), Марк Вдовин (его выбор — «Сиротливый Запад» М. Макдонаха), Фаина Колоскова (ей ближе классика — «Бесприданница» А. Островского) и Станислав Сошников (покусившийся на глобальный материал — «Театральный роман» М. Булгакова).
В дальнейшем Лаборатория продолжит свою работу: Яковлев рассчитывает, что в ней будут участвовать до 8-10 молодых режиссёров за сезон.
Следующая тема, поднятая худруком, это живой звук: «У Театра Гоголя появится своё музыкальное направление, которое будет курировать известный композитор и педагог Андрей Зубец, предполагающее постановку рок-опер, мюзиклов и музыкальных спектаклей для аудитории разных возрастных категорий».
Первой ласточкой станет театральная оратория «Жар» — масштабная театрализованная композиция для хора, оркестра и электронных инструментов, сочетающая в себе и фольклорные мотивы, и новаторские решения.
Кроме того, запланирован цикл музыкально-поэтических постановок, который стартует с моноспектакля «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В качестве чтеца выступит Максим Аверин.
Задуман и цикл поэтических вечеров, посвящённых поэтам XX века. Первыми их героями станут И. Бродский, Д. Самойлов, В. Маяковский и Б. Рыжий.
И ещё одно название появится в афише: «Мещане. Попытка прочтения» по М. Горькому. Этот спектакль был создан, если не ошибаюсь, ещё в 2017 году как учебная работа выпускников ГИТИСа (курс П. Хомского и С. Голомазова). Какое-то время он шёл на разных площадках, а теперь обретёт свой новый дом на сцене Театра Гоголя.
Яковлев отметил, что такая практика (включение в репертуар сторонних интересных и нетривиальных проектов) может продолжаться и в будущем. Мне думается, отличное начинание: и театр получит дополнительные оригинальные спектакли, и сами постановки, вкупе с их артистами, обретут почву под ногами.
«Ещё одно из перспективных направлений сегодняшнего театрального процесса, которое мы тоже хотим включить в репертуар, — это иммерсивный театр«, — поделился дальнейшими планами художественный руководитель. Как я понимаю, подробности мы узнаем позднее.
Затронул Яковлев и спектакли для начинающих театралов: «Мне кажется, это необходимая вещь сегодня. И планируются постановки, которые рассчитаны на детскую аудиторию — как в нынешнем сезоне, так и в будущем. Только не банальные детские спектакли «для отписки» — где бухие артисты после Нового года играют этот весь ужас, а серьёзные, яркие современные спектакли, потому что дети уже гораздо более взыскательные, другой ритм жизни. Помимо этого в данный момент Театр имени Гоголя ведёт переговоры об открытии детской театральной студии«.
Далее из интересного: будет создан киноклуб «Крупный план» — просветительский молодёжный проект, направленный на открытие новых имён в киноискусстве и популяризацию шедевров мирового и отечественного кинематографа. Стартует киноклуб с показа и обсуждения фильма М. Калатозова «Летят журавли» — причём, мероприятие будет приурочено к 65-летию выхода картины на экран. «Конечно, мы будем отслеживать и премьеры наших современных молодых режиссёров, которые тоже будут показываться у нас в театре», — пообещал Антон Яковлев.
И последний пункт творческих планов — это лекторий, который будет помогать «не только искать новые смыслы вместе со зрителями, но и разбираться во всех хитросплетениях и трендах современного искусства». Задумано, что наиболее яркие представители разных направлений искусства в рамках диалога о культуре поделятся своими знаниями, видением и опытом. Кроме лекций предполагаются и мастер-классы (уже есть договорённости с известными режиссёрами).
Справляться же со всеми задумками руководства будет обновлённая труппа театра. К сожалению, ряды «гоголевцев» покинули артисты, бывшие ведущими в «Гоголь-центре» (не стану перечислять фамилии — вы и так их прекрасно знаете, если следите за новостями). Мне думается, это было единственно правильное решение: вряд ли актёры, мыслящие «по-серебренниковски», и новое руководство театра смогли бы, при всём желании, стать полезными друг другу.
В строю остались ветераны, некоторые из которых отслужили в Театре Гоголя более полувека, равно как и большая часть коллектива (по крайней мере, на данный момент). И к ним приобщились 25 молодых артистов.
«Мы набирали артистов в течение двух месяцев, — рассказал Антон Яковлев. — Анкет было громадное количество, мы отобрали из них около 600 человек, которых просматривали и выбрали из них 25. Но ещё остались те, кто не попал в труппу. У нас есть некий пакет людей, которые будут приглашаться в какие-то конкретные проекты. В труппу театра вошли как ребята, уже достаточно известные, у которых есть опыт работы в разных театрах, так и молодые ребята, которые только закончили институт. Но, на наш взгляд, они талантливые и жадные до работы».
Итого в труппе теперь порядка 60 человек. «Ни в коем случае это не значит, что кто-то будет обделён, — заверил свой коллектив худрук. — Около 15 проектов у нас будет только в первом сезоне, поэтому для всех, надеюсь, найдётся работа. Режиссёров полно, планов громадьё, поэтому и молодёжь, и среднее, и пожилое поколение — все вместе будут на равных объединены в труппе. Мы должны быть единым, целым организмом — это принципиальная для меня позиция«.
Здесь микрофон перешёл к директору театра Александру Сергеевичу Бочарникову, который поздравил новичков, представив их коллективу.
Директор объявил: в зрительном зале и фойе театра совсем скоро начнётся косметический ремонт. Вот этот момент тоже крайне важен (не только с эстетической, но и с идеологической стороны): думаю, все помнят, что Серебренников весьма бесцеремонно обошёлся с интерьерами бывшего железнодорожного депо, оголив кирпичные стены и поместив зрителей в пространство эдакого творческого лофта. Теперь, видимо, всё должно вернуться на круги своя.
Кстати, фасад уже «освобождён» от налёта недавнего прошлого: красные детали убраны (единственный элемент этого цвета — навес над служебным входом), появилась новая эмблема театра — выразительный профиль Николая Васильевича. Даже решётка, ограждающая ступени входа, заменена: ещё недавно она являла собой повторяющиеся логотипы «Гоголь-центра».
Ремонт же Большой сцены планируют завершить до конца 2022 года, а пока будут работать в пространстве Малой сцены — именно там буквально через несколько дней начнутся первые репетиции.
Под занавес сбора труппы от имени профсоюза было озвучено пожелание сохранить многолетние традиции театра. Прозвучало и обращение к молодому пополнению труппы: «Ребята, вы — наше будущее. У нас замечательный коллектив со своей историей — и ещё одну страничку мы перевернули. Кстати, ветераны уже такую свою историю могут рассказать — они с вами поделятся. Они — хранители этой истории. Ну а мы вас все поздравляем — с тем, что вы влились в славный коллектив. Скоро нам 100 лет — и это часть уже вашей истории. Добро пожаловать в Театр Гоголя!»
Что ж, теперь начнётся болезненный процесс притирки коллектива к руководству (и наоборот) — равно как и друг к другу. Надеюсь, начало работы облегчит ситуацию и ускорит её.
Не скрою: мне крайне интересно, каким же будет обновлённый Театр Гоголя. Да, планы мы знаем. Но душа, настроение, атмосфера театра пока ещё остаются загадкой для всех — в том числе и для самих «гоголевцев».
Хочется верить, что всё сложится, и публика будет с удовольствием приезжать на Курскую, заполняя зал до отказа. Впрочем, нужно потерпеть лишь до конца декабря — и в день первой премьеры многое станет понятным.
Как бы то ни было, удачи, Театр Гоголя! Ты встаёшь на новый путь в непростое время, так пусть искусство помогает и поддерживает!