Кажется, театр «Школа современной пьесы» твёрдо решил делать нашу жизнь лучше и веселей: буквально месяц назад тут состоялась премьера комедии «Час тишины», а сейчас эстафету принял «Семейный шкаф и его обитатели».
В основе постановки совершенно новенькая, буквально с пылу, с жару (настолько, что её мировая премьера состоялась в США в конце нынешнего марта — то бишь, ШСП остаётся верной своей сути и презентует публике эксклюзивный для России современный материал) пьеса канадского драматурга Орена Сафди под названием «Выживание слабейших» (шутливая аллюзия на теорию Дарвина, намекающая на сложность существования «не таких» в этом мире). Видимо, посчитав оригинальный заголовок не слишком позитивным, «Школа современной пьесы» и предложила свой, не менее удачно намекающий на сюжет спектакля.
А суть такая: живёт себе обычная семья, мама Ширли, папа Джон и сынок Сэмюэль. Всё бы хорошо, но детинушке уже стукнул сороковник, а он до сих пор не съехал от родителей — да ещё и трудится простым таксистом, попутно подрабатывая в службе доставки. И в один прекрасный день Сэмюэль приглашает на обед свою девушку Мэлори — пора знакомить её с родителями…
Ширли в ужасе: что же могло понадобиться от её единственного сынишки этой подозрительной женщине? Разве может успешная, красивая, уверенная в себе дама обратить внимание на подобного растяпу? Мамаша, привыкшая держать в кулаке всех домашних, начинает действовать, и на свет вырываются прежде сокрытые от всех окружающих тайны. Но Мэлори — достойный соперник, и потому не только её секреты становятся всеобщим достоянием — из фамильного шкафа Ширли и Джона радостно скалится целый полк скелетов…
ШСП и лично режиссёр Роман Самгин предлагают нам заглянуть в нутро старинного гардероба, дабы попытаться ответить на вопрос, так ли страшны семейные тайны и обязательно ли они должны быть раскрыты. Попутно удастся пройти ускоренный курс психотерапии, прикипеть душой к героям спектакля и проникнуться их проблемами, вдоволь посмеяться — и, конечно же, порадоваться единственно логичному, но от того не менее желанному хеппи-энду.
Постановка, что называется, рассчитана на «массового зрителя» (в наилучшем значении этих слов): Самгин презентует нам то, что мы называем старой доброй классикой, всегда любимой российскими театралами. Маркировка 16+ не случайна — в пьесе озвучиваются весьма «взрослые» проблемы, но (и это прекрасно!) без капли пошлости и вульгарности. Так что можете смело вести полюбоваться на «Семейный шкаф» своих родителей или детей-подростков (а можно и всех вместе).
Спектакль приятен не только сердцу, но и взгляду: художник Юлиана Лайкова «встроила» действие в оригинальный интерьер зала «Эрмитаж». Благородные красные стены, золочёная лепнина, сверкающие зеркала — действительно, зачем зачем изобретать велосипед, если театр сам предлагает идеальное решение? В эту обстановку великолепно вписываются костюмы персонажей, решённые в стиле ретро. Да, действие пьесы происходит непосредственно в наши дни, но если существует уже привычный нам приём «осовременнивания» того или иного материала, почему бы не быть и его антиподу — «остаромодниванию»? Тем паче, что создатели спектакля стремились не только добиться максимальной эстетичности «картинки», но и наглядно подчеркнули, что прошлое (те самые «обитатели семейного шкафа», скромно приютившегося в углу, но, по факту, являющего собой смысловой центр сценической квартиры) крепко держит героев своими лапками.
Персонажи же, на первый взгляд, более чем стереотипные, но, однозначно, невероятно живые, настоящие и интересные. Ширли (невероятная Елена Проклова) — деспотичная мать семейства, заставляющая и мужа, и сына ходить по струнке. Остроязыкое средоточие приличий, которое ни за что не впустит в свою семью абы кого. Джон (чудесный во всех отношениях Владимир Шульга) — человек творческий, поэт, личность мягкая, не чуждая юмору, странноватая, но крайне привлекательная. Явный подкаблучник, не рискующий выступать поперёк слова супруги. Сэмюэль (Александр Овчинников) — вместилище наибольшего количества клише. Тут тебе и короткие штанишки, и общая несуразность облика, и интонации неуверенного в себе ребёнка — в общем, эталонный образец маменькиного сынка сорока лет. Ну, и Мэлори (Екатерина Олькина) — утончённая ЗОЖница-вегетарианка со стальным стержнем и идеальными манерами.
Только в один прекрасный момент всё меняется: мы понимаем, что герои — совершенно не такие, какими хотят (или привыкли) казаться (ну, разве что, кроме Сэмюэля — но его личностная трансформация происходит непосредственно на наших глазах). И рассыпаются в прах стереотипы, становятся понятными и логичными мотивы и поступки, а сама комедия, казавшаяся несложной и легковесной, внезапно обретает второе дно и новые смыслы (я вот ближе к финалу даже поплакать успела, хотя до этого усердно хихикала).
«Семейный шкаф и его обитатели» — это история о любви, о стремлении к ней и о попытках (пусть порой и весьма своеобразных) всеми силами оную удержать. И речь ведётся не только о чувствах романтических, но и о не менее важной и основополагающей любви родителей и детей, о жажде быть счастливым, понятым и принятым своими близкими.
Орен Сафди и ШСП рекомендуют: иногда для благополучия семьи полезно заглядывать в старый шкаф, дабы выпустить нечисть, скопившуюся в его недрах.
…но нужно успеть вовремя захлопнуть дверцу, чтобы не нужная теперь правда не поглотила всех вас. Впрочем, это не я утверждаю, а создатели спектакля. Согласиться ли с ними, решайте сами. Нужно всего-то взять, приехать в театр и лично познакомиться с премьерой «Школы современной пьесы». А она этого определённо стоит.