Иногда человеку для полного счастья нужен сущий пустяк — буквально немного времени исключительно для себя. Но, стоит лишь расслабиться в вожделенном одиночестве и покое, мир переворачивается с ног на голову. Собственно, именно это и случилось с персонажем пьесы Флориана Зеллера «Час тишины».

Парижанин Мишель обнаружил на блошином рынке вожделенную пластинку — редчайший альбом Me, Myself and I («Я, только я и снова я»), за которым он гонялся долгие годы. И теперь Мишелю нужен всего один час тишины, чтобы насладиться тёплым ламповым звуком и погрузиться в чарующие ритмы джаза. Казалось бы, какая малость. Однако всё против нашего героя: лишь только он опускает иглу на поверхность диска, начинается форменная катавасия. Внезапно с Мишелем решают серьёзно поговорить и жена, и любовница, является сын-неформал, что тоже приводит к весьма неприятной беседе, оглушительные звуки ремонта отнюдь не способствуют релаксу, а тут ещё и сосед снизу жалуется, что в результате стараний рабочего-нелегала его квартира затоплена… Вишенкой на торте становятся разборки с лучшим другом, раскрытие неприглядных семейных тайн и полный крах в итоге. А человек просто хотел послушать музыку!..

Вот эту историю и воплотили на сцене театра «Школа современной пьесы» режиссёры Дмитрий Астрахан и Илья Макаров. По сути, «Час тишины» — это чистейшей воды комедия положений, отличный способ отдохнуть от череды будней и как следует посмеяться. Только Зеллер не был бы Зеллером, если б и этот жанр не трактовал по-своему, лишив повествование хэппи-энда.

Не стоит опасаться: пусть в финале разрушено всё, и квартира, и семья Мишеля, как автор пьесы, так и постановщики ШСП прекрасно помнят, что взялись за комедию, и даже в самые тягостные для персонажей моменты исправно веселят почтеннейшую публику.

А многочисленные поклонники Васи Ложкина (к числу которых отношусь и я), несомненно, оценят сценографию спектакля. Да-да, оформлением «Часа тишины» занимался лично народный художник, и это был его первый подобный опыт. Так скажу: тёплый ламповый в постановке не только звук, но и интерьер квартиры Мишеля. Пастельные тона, оригинального дизайна уютная мебель, раструб граммофона, манящий к себе главного героя и, конечно же, фирменные коты Ложкина на стенах (куда же без них?).

Отменная работа художника! Ну, а уж финальная техническая находка — это нечто совершенно неожиданное и шокирующее. Позвольте не буду раскрывать карты, пусть данный момент станет для вас сюрпризом. Просто отмечу, что сцена потопа решена шедеврально.

Текст Зеллера, как всегда, хорош, особенно приятно, что на сей раз и перевод не подкачал. Но и в него «Школа современной пьесы» внесла косметические правки. Скажем, поляк с португальцем превратились в белоруса и армянина (сохранив при этом свои «изначальные» имена Болик и Лео — несколько удивительные в данном случае, но, будем честны, в реальной жизни вполне возможные, ибо уроженцу Бобруйска никто не запрещает иметь польские корни, а родителям-армянам — богатую фантазию). Зато вся ситуация сразу становится на порядок понятнее и «роднее» — и для подобных комедий важно, чтобы зритель сразу втекал в контекст, а не размышлял, что к чему.

Совершенно правильно, что Fucking Rat — имя, которым сын Мишеля Себастьян, будучи истинным панком, отныне велел именовать себя, — трактовано как Долбаная Крыса. Это и звучит крайне забавно, и, упоминаясь бесчисленное количество раз, никого не фраппирует.

В «Часе тишины», впрочем, крепких словечек и нет (ну, за исключением ровнёхонько одного, максимально близкого к печатным). Персонажи могут атрибутировать кого-то или что-то как «долбаное» или «грёбаное», и именно здесь подобная лексика не вызывает вопросов и не кажется инфантильной и неуместной — за это спасибо и общей атмосфере спектакля, и прекрасно прочувствовавшим оную артистам.

А они, конечно, невероятны. (Я буду говорить исключительно о составе, который видела сама, но не сомневаюсь, что и все прочие заслуживают максимальных похвал.)

Иван Мамонов (Мишель) традиционно является средоточием обаяния. И это при том, что персонаж-то его не является примером нравственности и милым парнем. Нет, возможно, в обычные дни Мишель — личность вполне привлекательная. Но так он жаждет своего часа тишины, так всем сердцем стремится к драгоценной пластинке «Я, только я и снова я», что ему, откровенно говоря, и дела нет до того, что происходит вокруг, до чувств близких людей, до какого-то там прорыва канализации… Ну, и остаётся в финале «он, только он и снова он». Мишеля нельзя не пожалеть — но и констатировать, что товарищ получил по заслугам, так ему и надо, очень приятно.

Джульетта Геринг (Натали, жена Мишеля) поражает умением сочетать глубокий трагизм с комизмом высшей пробы. Её героиня поначалу довольно монотонна, первые несколько сцен она не меняет ни интонаций, ни выражения лица (так и задумано). Тем выразительнее момент, когда Натали «выныривает» из своей апатии и оживает.

Никита Плахотнюк (Себастьян) достовернейшим образом переродился в панка, пожирающего крыс на сцене. И при этом он бесконечно трогателен и по-детски беззащитен. Только подумайте: человеку почти 30 лет, а у него до сих пор подростковый бунт не закончился. Что поделать — проблемы отцов и детей бывают и вот такими.

Владимир Шульга (Болик) — прелестнейший чудак. Видимо, этот выходец из далёкой Беларуси совершенно одинок, и даже катастрофу в своей квартире он воспринимает как редкий радостный повод с кем-то поговорить. Но признайтесь: все мы немножко Болик…

Елена Захарова (Эльза) очаровательна и забавна. Ей выделено не слишком много сценического времени, но Захарова без проблем успевает покорить души зрителей. Вадим Колганов (Пьер)  — ещё одна радость публики. Нелепый и явно звёзд с неба не хватающий красавчик, старающийся как-то исправить ситуацию, но по своей дурости делающий только хуже. Ну, и Игорь Гаспарян (Лео) — однозначный фаворит зрителей, сумевший сделать из небольшой роли гастарбайтера шедевр.

Дмитрий Астрахан и Илья Макаров не прогадали, сделав основную ставку в постановке на артистов (к слову, и неяркие цвета декораций выбраны с той же целью: максимально заострить внимание на людях на сцене). Режиссёрские находки в «Часе тишины» не являются самоцелью, они призваны помочь актёрам наиболее выпукло воплотить в жизнь своих героев, сделать их узнаваемыми и стопроцентно настоящими.

В итоге получилась комедия, которая не только развлекает (что делает превосходно), но и заставляет поразмышлять над собой. И, безусловно, следить за перипетиями сюжета и работой артистов — сущее удовольствие.

Премьера «Школы современной пьесы» — спектакль для всех (но возрастному ограничению 16+ стоит верить — всё же про довольно интимные вещи речь ведётся). Мне думается, вне зависимости от своих театральных пристрастий вы в любом случае проникнетесь этой постановкой, потому как хороший юмор универсален. «Час тишины» продлевает жизнь!

PS. А ещё в ШСП очень крутая сувенирная продукция (или, как говорит молодёжь, мерч). Рекомендую  присмотреться!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.