Писать рецензии на такие спектакли решительно невозможно! Ибо хочется ограничиться восторженным выкриком: «Друзья мои, это шедевр, смотреть всем!» — и отправляться дальше переживать эмоции и впечатления.
Но, подозреваю, сей порыв души вызовет немного понимания среди читателей. Потому постараюсь быть конструктивной. Итак, театр «Сфера». Гоголь. «Ревизор».
В конце апреля я побывала на открытой репетиции спектакля и была уверена, что всё поняла. Ибо по двум отрывкам, показанных нам, было ясно: постановка получится, как это водится в «Сфере», невероятно живая, настоящая, забавная и не похожая на иные (хотя бы в силу того, что пространство театра уникально, и зрители сидят, окружая крохотный пятачок сцены). Так что я была готова рекомендовать спектакль всем и каждому уже после беглого знакомства — но с нетерпением ждала премьеры, дабы всецело погрузиться в местного «Ревизора».
Оказалось, что мои самые смелые фантазии абсолютно не соответствовали истине: постановка оказалась гораздо фееричнее, чем мне мнилось прежде. Режиссёр Сергей Виноградов презентовал нам совершенно классическое, абсолютно не революционное (ежели понимать под таковым, скажем, кошмар ночей моих — «Р» в «Сатириконе») прочтение пьесы Гоголя, ни на секунду не забывая о том, что он творит в 21 веке. Виноградов резонно утверждает, что текст Николая Васильевича звучит на редкость современно — потому он не поменял практически ни строчки, создавая сегодняшнего «Ревизора» (а где что-то скорректировал — так исключительно уместно), и представил на суд зрителей персонажей, которых, откровенно говоря, можно встретить, буквально выйдя на улицу.
Герои спектакля прекрасны: это, во-первых, стопроцентный Гоголь (думается мне, сам писатель оценил бы работу постановщика и актёров — а он был в этом плане строг). А во-вторых, это нормальные, понятные, полновесные люди, в которых видишь если не себя, то точно кого-то из знакомых (ну, или хотя бы из медиаличностей, вещающих с телеэкрана).
Потому и костюмы (а за них, равно как и за сценографию отвечала Ольга Хлебникова) тут вполне сегодняшние. Да, действие, как и задумал Гоголь, происходит в первой половине 19 века, но люди, как известно, в отличие от года на календаре, не меняются, а проблемы, поднимаемые в пьесе, на самом деле актуальности не потеряли. Виноградову не требуется «историчность» в нарядах, ему важна психологическая достоверность.
Постановщик абсолютно свободно чувствует себя в уникальном пространстве «Сферы» (это и неудивительно — с 2020 года в театре идёт его версия «Леса» по Островскому, а значит, Виноградов здесь человек свой). В каком бы секторе зала вы ни оказались, «Ревизор» продемонстрирует себя с наилучшей стороны.
Спектакль Сергея Виноградова — это совершенно потрясающая комедия, заставляющая почтеннейшую публику хохотать практически без остановки. Точнейшее, вдумчивое следование тексту Гоголя, который изначально наполнен сонмом перлов, масса шикарных режиссёрских решений, фейерверк фишек и гэгов — всегда оправданных и исключительно неожиданных… Невероятная лёгкость во всём, стопроцентная правдивость актёрской подачи, красота «картинки» — собственно, если уж и ставить в очередной раз «Ревизора», то именно так. И если вам кажется, что вы отлично знаете классическую пьесу, и ничем новым вас удивить нельзя — уверяю, ошибаетесь. «Сфера» умеет преподносить приятные сюрпризы, и свежая премьера — это идеальный подарок для любого зрителя, вне зависимости от его вкусов и предпочтений.
Универсальная постановка — вот что такое новый «Ревизор». На спектакль можно приводить и школьников, изучающих творчество Николая Васильевича (без сомнения, это лучший вариант знакомства с наследием писателя), и свою вторую половинку, которой хочется сделать запоминающийся и нетривиальный презент, и родителей, имеющих весомый театральный опыт и потому всегда строго оценивающих очередное действо.
Знаете, я уже много лет не видела, как, покинув театр, зрители не торопятся разбегаться по домам, а стоят и громко, эмоционально, радостно обсуждают спектакль. «Ревизор» же не торопился отпускать публику — он требовал выплеска чувств. И это, наверное, лучшая и всеобъемлющая характеристика премьеры.
А главное богатство постановки — это, безусловно, артисты. Труппа «Сферы» — моя особенная слабость. Такое ощущение, что здесь все не только смотрят, но и дышат, если позволите так выразиться, в одном направлении. Удивительно талантливый, харизматичный, симпатичный коллектив, способный, я уверена, на всё.
В спектакле нет «маленьких ролей» — здесь даже трактирному слуге (Иван Мишин) полагается свой мини-бенефис. Купцу Абдулину (Александр Филатов) выделено не слишком много сценического времени, но его выход — одна из жемчужин постановки.
Если Абдулин воплощает в себе всё множество второстепенных «мирских» персонажей, то суровый пристав Уховёртов (Алексей Суренский) в одиночку «отдувается» за задуманных Гоголем полицейских, а развесёлая жена Хлопова (Екатерина Тонгур / Марина Заболоцкая) — за прекрасных дам. Сергей Виноградов мастерски «сократил населённость» пьесы (даже после этого деяния весьма значительную), сделав смысловую составляющую ещё концентрированнее и весомее.
Бесконечно прелестна неразлучная парочка — Добчинский с Бобчинским (Сергей Загорельский и Никита Спиридонов). Вот тут режиссёр пошёл наперекор автору: его персонажи не отличаются незавидным ростом и весомым телосложением, совсем наоборот, они высоки и стройны (даже Хлестаков сетует, что сёмгой лакомились два не «коротеньких», а «небольших человека», и не врёт: людишки эти, действительно, небольшие). И чудеснее Петров Ивановичей я, пожалуй, не видела ни в одной постановке.
Компанию чиновников рекомендую особенно. Смотритель училищ Хлопов (Дмитрий Бероев), судья Ляпкин-Тяпкин (Александр Пацевич), попечитель богоугодных заведений (Дмитрий Новиков) и их товарищ, в отличие от пьесы получивший пусть небольшое, но право голоса, лекарь Гибнер (Илья Ковалёв) трактованы Виноградовым крайне современно, но при этом не теряют Гоголевского духа ни на грамм. Мил и обаятелен почтмейстер Шпекин (Вадим Борисов), очаровательны и крайне комичны в своей естественности жена и дочь городничего (Александра Чичкова / Ирина Сидорова, Елена Маркелова / Дарья Затеева).
А сам Антон Антонович (Антон Алипов), и по замыслу постановщика, и по изначальной задумке Николая Васильевича, здесь является истинным главным героем происходящего. Городничий — личность, с одной стороны, вызывающая постоянный хохот зала, а с другой — бескрайне трагичная, и финал спектакля, максимально мощный из-за его эмоциональной несхожести со всем полотном постановки, силами Алипова приобретает удивительную психологическую глубину.
Напоследок у нас остались двое. Это Осип, слуга Хлестакова (Олег Алексеенко), и, собственно, его бестолковый господин. Смотря спектакль, я заметила, что небольшая часть материала, продемонстрированного нам на репетиции, в итоговый вариант не вошла. Я сейчас говорю о сцене, в которой блистал Осип, а городничий со товарищи всячески умасливал его и выяснял, что из себя представляет Хлестаков. Печально, конечно, ибо этот отрывок был великолепен, но, пожалуй, даже правильно: он бы просадил темп, а сейчас постановка раскручивается, как сжатая спираль, всё сильнее ускоряясь и перерастая в эдакий «театральный комикс» (то бишь, великолепную сцену, в которой все по очереди дают Хлестакову деньги «в долг»).
Роль Осипа, конечно, в итоге много потеряла и чуть сошла со своей центральной позиции, на которой оказалась во время репетиционного показа (может быть, и в этом тоже заключалась цель режиссёра, потому как в результате удаления вышеупомянутой сцены окончательно проявились смысловые акценты), зато стала полностью сбалансированной. Олег Алексеенко же прекрасен от и до.
Ну, и Хлестаков. Постановщик определил на эту роль двух абсолютно различных (и внешне, и внутренне) артистов. А значит, в зависимости от состава, спектакль будет во многом отличаться, оставаясь при этом одним и тем же. И это прекрасно — обожаю подобное.
На репетиции я любовалась работой Даниила Толстых и утвердилась в мысли, что это — эталон, и абсолютно непонятно, как тут может быть какой-то иной Хлестаков. А в спектакле мне достался Павел Степанов, в которого я буквально влюбилась с самой первой сцены, и теперь гадаю, как же роль целиком и полностью «делает» Даниил. Что ж, это повод обязательно сходить на «Ревизора» ещё как минимум раз!
Хлестаков у Виноградова — тоже совершенно «Гоголевский». Писатель отмечал, что персонаж глуп, самовлюблён и мелок — он толком и не понимает до конца, что происходит и почему, действуя безо всякого умысла, наобум. Оказался в нужное время в нужном месте — и, не задумываясь о причинах и последствиях, усердно пожинает плоды. Режиссёр, по его собственным словам, ставил перед собой задачу разобраться, почему так происходит? Подобное — в человеческой природе, или же это особенности неких конкретных личностей? И поступили бы мы иначе, окажись на месте Хлестакова? Какие Сергей Виноградов нашёл ответы, рекомендую узнать, приехав в «Сферу».
И Даниил, и Павел обладают феноменальным обаянием и харизмой, наблюдать за ними — одно удовольствие. Так что совет у меня простой: собираясь на «Ревизора», не ориентируйтесь на состав (тем более, что сделать это не так уж и просто — спектакль идёт с аншлагами, и билеты разлетаются быстро, нужно ещё успеть их купить). Кто бы вам ни «достался», массу впечатлений гарантирую.
Итак, «Сфера» подарила нам ещё одну, не побоюсь этого громкого слова, шедевральную постановку. И поверьте мне: такого «Ревизора» вы ещё не видели, даже если «коллекционируете» всевозможные прочтения пьесы Гоголя, не пропуская ни спектаклей, ни фильмов.
Так что, коли хотите отдохнуть душой, вам сюда. «Сфера» исцеляет тоску и заполняет пустоту в сердцах. А разве не это нам всем так необходимо?..
PS. Не могу не отметить подбор музыки в спектакле. А мелодия, играющая на поклонах, будет сопровождать вас, как минимум, всю дорогу до дома. На будильник бы её поставить — тогда б сразу вскакивала и бросалась в пляс. Надо обдумать эту идею…