Театр Моссовета пополняет свой репертуар вторым спектаклем для маленьких зрителей (а такого здесь не случалось аж с 90-х, когда в афише соседствовали «Пчёлка» и «Шиворот-навыворот»): компанию чудесному «Карлсону», отпремьерившемуся в декабре 2021-го и успевшему, благодаря регулярным аншлагам, переехать с камерной сцены «Под крышей» на Основную сцену, отныне составляют они — те самые «Бременские музыканты»!..
Хотя… Откровенно говоря, те — да не те. Евгений Марчелли, худрук театра и режиссёр свеженькой музыкальной постановки, отлично известен публике нетривиальным взглядом на знакомые, казалось бы, вещи. Потому было понятно заранее: ещё одной кальки с легендарного мультфильма (а сколько таковых уже было — и есть!..) ждать наивно. Впрочем, я всегда говорю: хит многих поколений надо ставить, или один в один с «оригиналом», дабы зрители радовались, узнавая сцены и персонажей и не обнаруживая поводов для критики. Или, напротив, нужно строить всё с нуля, искать свежие ракурсы и прочтения, чтобы какие-то параллели между «старым» и «новым» проводить было глупо — ну, это, знаете, как мягкое с тёплым сопоставлять, бессмысленно.
Второй, любезный моему сердцу, путь опаснее, понятное дело. Всегда есть риск совершить ошибку, перемудрить, перехипповать, стереть привычное — и не дать зрителям взамен никакой оригинальной ценности. Тем весомее каждый из «инновационных прорывов» — и мне бесконечно радостно, что «Бременские музыканты» стали однозначным успехом «Моссовета».
Для начала — немного истории. В 1969 году был выпущен мультфильм «Бременские музыканты». Через 4 года на экраны вышло его продолжение — «По следам бременских музыкантов». Оценив успех собственных детищ, авторский коллектив (композитор Геннадий Гладков и авторы сценария Василий Ливанов и Юрий Энтин) решает переформатировать материал для сцены. Анимационный «первоисточник», напомню, обошёлся без диалогов — он был, если позволите, sung-through мюзиклом, в котором действие двигается вперёд одними лишь песнями.
Для театральной постановки этого было явно недостаточно: и длилось бы всё действо минут 45 максимум, и живые артисты могут куда больше, нежели их нарисованные «коллеги», зато явно не справятся с комиксоподобными условностями, которыми насыщены мультики. Потому появляется пьеса «Трубадур и его друзья» — с музыкой и песнями Гладкова, но говорящими и взаимодействующими персонажами, к которым добавился новый герой — шут, «хороший человек». Уже в 1974-м состоялась премьера в Театре имени Ленсовета (роли Трубадура и Принцессы там играли Михаил Боярский и Лариса Луппиан), и с тех самых пор началась, так сказать, «двойная жизнь» весёлого юноши и его необычных товарищей: «Бременские музыканты» бьют все рекорды по количеству постановок, при этом часть режиссёров берёт за основу упомянутую мной пьесу, а остальные отталкиваются от мультфильмов, разбираясь с либретто самостоятельно (и не всегда удачно).
В «Моссовете» же мы смотрим как раз «Трубадура и его друзей» — но в совершенно внезапной трактовке. Нет, это всё та же добрая сказка с мелодиями, проникшими в плоть и кровь. Но её суть, настроение, наполнение — да даже «экстерьер» — абсолютно отличны от того, что мы привыкли видеть.
Внешний вид персонажей порадует поклонников творчества Тима Бёртона (я как раз из таковых, кстати): эдакая готическая мультяшность, но не пугающая, а умиляющая. Чёрно-белые костюмы Евгении Панфиловой смотрятся стильно, а за счёт великолепного светового дизайна Александра Краснолуцкого вся картинка ещё и становится не монохромной, а празднично-разноцветной.
Правда, я никогда в жизни не придумаю ответ на вопрос, что хотел сказать постановщик, наряжая «надёжную, вооружённую до зубов королевскую охрану» в те наряды, которые мы изволим наблюдать (а это шествие ростовых кукол и фриков в розовом и ином невозможно описать, его надо видеть). Вероятно, это сделано просто потому, что так вот захотелось. Впрочем, а почему нет? «Бременские музыканты» — сказка, а сей жанр позволяет практически любые фантазии и хулиганства.
И весь спектакль именно ими, если уж откровенно говорить, и является. Впервые, на моей памяти, я хохотала, без преувеличения, до слёз. Потому что Марчелли со товарищи сотворил не просто очередную версию «Бременских», а разудалую пародию и на этот мюзикл, и на разнообразные сценические и экранные стереотипы (да даже элемент самоиронии режиссёра внимательный зритель заметить может), но, при этом, являющуюся полновесной, цельной постановкой, которую невозможно смотреть, не улыбаясь во весь рот и не подпевая.
И снова — почему бы нет? Сами тогда ещё молодые авторы сочиняли пусть и высококлассную, но пародию (на фильмы-детективы, на зарубежные группы, на стандартные истории о королях и разбойниках, наконец). Евгений Марчелли сделал следующий шаг — и не прогадал.
Единственная претензия, которую я в принципе могла бы высказать, касается хореографии. Рамуне Ходоркайте — большой мастер, и мне совершенно не понятно, почему на сей раз танцы смотрятся столь любительски и неинтересно. А так как хореографии много, и возложена она на плечи неплохого такого по численности ансамбля (в котором, по традиции Марчелли, заняты артисты, в прочих спектаклях исполняющие главные роли), не замечать странных движений и закрывать на них глаза не получается.
Но музыка!.. Живой оркестр, находящийся прямо на сцене и играющий так, что ноги сами в пляс пускаются. Аранжировщик Евгений Иков не стал изобретать велосипедов: он позволил мелодиям звучать современно (в соответствии с возможностями нынешних инструментов и оборудования), но при этом стопроцентно узнаваемо. Если вы, как и я, в детстве каждый божий день крутили пластинки с «Бременскими» и помните каждый звук, каждую нотку — поверьте, именно их вы и услышите. И какой драйв! Какая энергия! Оркестр — моя отдельная любовь.
Скажу буквально пару слов о сценографии, которой… почти что и нет. Голые чёрные стены засценного пространства — да лестница с подсветкой, спускающаяся к подиуму, на котором творится большая часть действа. Но именно тут больше ничего и не надо: всё тот же великолепный световой дизайн и мизансценирование делают всё необходимое, чтобы мы, действительно, оказывались то в королевском замке, то в лесу. Нежно люблю уместный и отлично поданный минимализм!
И, конечно, исполнители ролей — артисты Театра Моссовета. Редкий случай: ни одной приглашённой звезды (потому как работающие или некогда блиставшие в «больших» мюзиклах Екатерина Гусева, Митя Фёдоров, Олег Отс, Антон Аносов, Александр Емельянов, Михаил Филиппов и Олег Кузнецов являются частью труппы театра). Всё — своими силами. Увы, временами вокал от этого страдает. Но, во-первых, это дело времени: откровенно непоющих людей в касте нет, а те, кому требуются тренировки и занятия, уверена, свои скиллы прокачают. А во-вторых, имеется другое, необходимое именно для данного спектакля: шикарная актёрская игра и харизматичность каждого из участников постановки.
Здесь есть шут (Ваня Пищулин / Андрей Смирнов) — эдакий рассказчик, ведущий нас по повествованию (ну, и непосредственно участвующий в действии, конечно). И этот герой отнюдь не тормозит действо, как часто случается, — напротив, он подталкивает его вперёд, а где нужно, даёт возможность выдохнуть и расслабиться между наиболее «громкими» и активными сценами. Милейший товарищ, скажу я вам.
Есть глупый король (Олег Кузнецов / Андрей Межулис) — вообще не такой, как в мультиках, и потому, в частности, максимально прелестный. Есть гениальный сыщик (Виталий Кищенко / Валерий Яременко), эдакая рок-звезда и личность загадочная… Но вот тут возникает проблема, заложенная и в пьесе, и в мультфильмах-оригиналах: часть сюжетных линий обрывается, не получив логического завершения. В рисованной версии я на данную проблему в принципе не обращала внимания — сей жанр имеет свои законы. А театр показал всё ясно.
Так, сыщик появляется лишь в начале второго действия, вершит своё чёрное дело — и больше мы его не наблюдаем (до поклонов, конечно). А ведь хочется увидеть сыщика ещё раз, чтобы как-то он видоизменился, стал героем положительным — ну, или же просто получил по заслугам. Да и вообще, грешно такого мощного персонажа вводить в сюжет на пять минут. Но на нет и суда нет — и спасибо Евгению Марчелли, что он не стал дописывать и досочинять «будущее» сыщика. Но из того, что предложили авторы, «Моссовет» выжимает максимум — и какая шикарная сцена получается!..
Примерно та же проблема и с атаманшей (Екатерина Гусева / Ирина Климова). Разбойники появляются дважды за спектакль — и просто уходят за кулисы. Но раз их предводительница придумана с такой любовью и задором, хочется какого-то ещё её «вкрапления» в сюжет. В «Моссовете» сделали робкий шаг в данном направлении: нам намекают, что атаманша — жена короля (а, следовательно, мама принцессы), сбежавшая от муженька в леса. Но никакой точки и даже развития эта идея не получает.
Нет, конечно, задумка богатая: ведь разбойники у Марчелли — женского пола. Эдакие девицы в белых, почти подвенечных платьях. В общем, мужья, вы поняли? Будете вести себя по-свински, вторая половина озвереет, уйдёт от вас и начнёт людей грабить. Это ж точно лучше, чем жить с абы каким супругом. Но почему-то всё это нам сообщают вполголоса, впроброс. И надо долго размышлять, чтобы осознать: так атаманша же, оказывается, не просто так короля грабить собралась, это она мстит ему за лучшие годы своей жизни!..
Мне видится, чуть более явно данный ход заяви, и стало бы куда интереснее и весомее. И, да, дети бы тоже отлично поняли, что и почему происходит. Даже не нужно чётко показывать, кто из бывших супругов прав, а кто — виновная сторона. Это уже каждый из зрителей додумал бы сам. Но то уже такие, точечные придирки. Можно было бы чуть «допилить» вышеописанное — но и без этого спектакль вполне себе уверенно стоит на ногах.
Зато какие тут бременские музыканты — кот, пёс, осёл и петух (Влад Боковин / Митя Фёдоров, Антон Аносов / Олег Отс, Александр Емельянов / Михаил Филиппов, Владимир Прокошин / Павел Усачёв)!.. Серьёзным артистам дали возможность побаловаться — и они пользуются ей по полной.
Хороша королевская охрана во главе со своим бравым начальником (Роман Кириллов). Невероятно мил ансамбль (а я уже упоминала, что в его составе — сплошь молодые артисты, которых мы привыкли видеть «в центре повествования»). И все эти шикарные люди сами танцуют (ну, как им хореографию поставили) и поют! И к ансамблевому и хоровому вокалу я придраться не смогу при самом большом желании.
Ну, и главный дуэт: трубадур и прекрасная принцесса (Нил Кропалов / Алексей Трофимов, Дарья Емельянова / Глафира Лебедева). Каюсь, читала зрительские отзывы. Частенько пишут, что, мол, неясно, почему сия пара столь быстро и сильно влюбилась друг в друга. Мол, недостоверно!.. Ну, простите: это, опять же, авторы придумали. Даже на пластинке, помните? «Глаза их встретились. И они, конечно же, сразу полюбили друг друга». Именно это происходит и в пьесе. Напоминаю: мы смотрим сказку. А для неё достаточно данной информации: увиделись — и всё, полюбили.
У «моссоветовских» трубадуров и принцесс есть качество, которого я прежде (а я посмотрела массу «Бременских музыкантов») не видала: они бесконечно милые. Такие, какими и должны быть герои мюзикла для начинающей публики. Почти мультяшные — но, как я уже говорила, по-бёртоновски (только без намёка на попытки кого-то напугать), по-новому. И Марчелли позволяет сей парочке не просто быть «правильным» центром повествования (это я опять киваю на иные постановки) — он и ей отмеряет должную толику хулиганства и озорства. И чуть не впервые на моей памяти за трубадуром и принцессой интересно наблюдать, а не просто слушать и принимать факт их присутствия на сцене.
Отличная актёрская игра и нетривиальный режиссёрский взгляд делают волшебные вещи с пьесой «Трубадур и его друзья». Прежде её текст казался мне каким-то наивным, простеньким, несмешным (и в очередной раз я вздыхаю, вспоминая ранее просмотренные спектакли в иных театрах)… Евгений Марчелли почти без изменений перенёс то, что написали Ливанов и Энтин, на сцену (ну, разве что шуту воспоминаний добавил — но разве кто против?). И, оказывается, пьеса-то — неимоверно комичная! Не только реплики заики-петуха веселят зал — все шутки достигают цели.
И я гарантирую: придя на «Бременских», вы сами не заметите, как начнёте хохотать. И в один прекрасный момент (как я сама) обнаружите себя, подпевающим героям сказки во весь голос. Соседи возмущаться не будут — вы же с ними в одном хоре окажетесь. А если вы и будете вспоминать мультфильмы про музыкантов из Бремена, то не для того, чтобы сравнить сценический вариант с анимационным, а дабы удивиться, насколько иначе можно было увидеть знакомый с детства материал.
Так что такие же — и совсем не такие — «Бременские музыканты» вышли на сцену Театра Моссовета… и сыграли безусловный хит! Абсолютно не важно, сколько вам лет — просто приходите на этот спектакль и получайте дозу позитива. Смело ведите сюда детей, родителей, прочих родственников, друзей, коллег — постановка поистине универсальна. Хотите праздника? Я точно знаю, куда вам стоит направить стопы свои!
И почти на два часа вам станут не страшны тревоги, а потом ещё долго вы будете напевать мелодии из «Бременских» и чувствовать себя счастливым — совсем как в детстве. Невероятные ощущения, которые лично мне уже хочется повторить!