Детские спектакли — это совершенно особый вид искусства. Сложнейший вид. Подумайте сами: маленькие зрители не только должны посмотреть интересную и красивую постановку, но и в принципе понять, что же такое — театральный мир, каковы его правила, и чем он так покоряет душу. Проще говоря, спектакли для малышей имеют неординарную задачу: влюбить «начинающую публику» в театр. Потому, по идее, и требования к ним должны быть выше, чем ко «взрослым аналогам».
В конце прошлого года Театр им. Моссовета приобщился к числу академических пристанищ муз, в чьих стенах с радостью приветствуют и тех, кто ещё не вырос из коротких штанишек. На сцене «Под крышей» состоялась премьера спектакля «Карлсон» по повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Следует сказать, что некогда «Моссовет» радовал москвичей и гостей столицы постановками для детей: мы в конце прошлого века успели ещё застать милейшую «Пчёлку», а музыкальная сказка «Шиворот-навыворот» — один из признанных хитов театра — не сходила со сцены два десятилетия, со дня премьеры в 1995 году (и мы были в тот день в зале, завидуйте!) и до 2016 года. Потом случилась пауза, и вдруг — почти внезапно и крайне неожиданно — на свет появился «Карлсон».
Премьера новинки прошла тихо и как-то незаметно, а пройденный спектаклем за время репетиций путь, говорят, был довольно извилистым и омрачённым рядом объективных сложностей. Впрочем, не будем углубляться в «театральную кухню», отметим лишь, что театр с честью вышел из сложившейся ситуации, презентовав, не побоюсь этих слов, лучший детский спектакль из всех, что я видела за несколько последних театральных сезонов.
«Карлсон» — это эталонная постановка для малышей, целиком и полностью учитывающая особенности детского восприятия, внимания и взглядов на мир. «Карлсон» совершенно не ориентирован на взрослую публику, но при этом в зале не осталось ни одного родителя, который не вышел бы из театра без чувства праздника в душе.
Я даже так скажу: если вы не обзавелись ещё собственным крохой, а мир кажется серым и беспощадным, то смело сами идите в «Моссовет», и ваша жизнь расцветёт самыми яркими красками. Вы будете на протяжении часа с хвостиком (а именно столько длится спектакль) восхищаться работой артистов, безудержно хохотать (право, «Карлсон» — это очень смешно), местами — умиляться, а во время сцены на крыше (ну, когда Малыш отправится в гости к «мужчине в самом расцвете сил») разинете рот и, ощущая бесконечное счастье, согласитесь: да, это круто, что сегодня вы решили посидеть под этим мусоропроводом (всё-всё, никаких спойлеров)!..
В программке указано: 6+. Мне думается, лет с пяти смело можете младую поросль в «Моссовет» вести (а если уверены в своих наследниках, то и с четырёх). Но учтите: постановка опасна! Как и предупреждает текст на сайте, «в спектакле «Карлсон» участвует собака». Настоящая! Живая! Милейшая! Конечно, театр опасается возможной аллергической реакции, потому и идёт на столь мощный спойлер. Но не это самое страшное! Вы когда-нибудь ехали в театральном лифте (а я напоминаю, что «Карлсон» идёт на сцене «Под крышей»), полном детей, кричащих: «Хочу собаку!!!» И все родители смогли только дружно процитировать папу Малыша: «Рыбка — это та же собака…» В общем, если вы не готовы заводить четвероногого друга, заранее продумайте «пути отхода». :)
Но давайте углубимся в подробности. Спектакль «Моссовета» охватывает исключительно события первой части трилогии Линдгрен. Потому готовьтесь увидеть чудесную семью Малыша, щенка Альберга и милейших жуликов Филле и Рулле, предвкушайте путешествие на крышу, «Вечер чудес» и, конечно же, день рождения главного героя. А в центре всего происходящего — он, единственный и неповторимый Карлсон.
Инсценировка Влада Боковина (он же и режиссёр) включает в себя все необходимые ключевые точки сюжета и на удивление гармонично сочетает как Те Самые Фразы, давно ставшие крылатыми, там и непосредственно «моссоветовские» находки, которые вы, несомненно, тоже будете если не цитировать, то хотя бы вспоминать по дороге домой. Тот редкий случай, когда я могу искренне поаплодировать перенесённой на сцену книге.
Невероятно красивая «картинка». Художественное оформление творческого объединения Elenza Chooch — это ещё одна однозначная удача «Карлсона». Именно так и должны выглядеть волшебные спектакли для детей — с одной стороны, абсолютно достоверно и жизненно, а с другой — на сто процентов сказочно.
Чудесное музыкальное оформление — не только звучащее из динамиков, но и рождающееся «здесь и сейчас». За него отвечает некое почти клоунское Трио (так и сказано в программке): Дмитрий Орлов (контрабас), Митя Фёдоров (гитара) и Олег Отс (мелодика — ну, та смешная штука с клавишами, которая играет, если дуть в трубочку). Это невероятно атмосферное решение, добавляющее в происходящее элемент сумасшествия и сказочности. Замечательно!
Все же остальные действующие лица — о, однозначная любовь (я буду говорить только о «своём» составе, но вы же понимаете — в «Моссовете» все красавцы). Персонажи спектакля по-мультяшному утрированы и гротескны. Но при этом, почему-то, совершенно достоверны. Работа в «Карлсоне» — однозначное хулиганство, но исключительно правильное и профессиональное. Да и имена в программке какие — неудивительно, что эти люди творят феерию.
Пожарный (он же зритель Игорь) Иван Расторгуев — человек, который сделал небольшую роль такой же яркой, как и все остальные. Жулики Филле и Рулле — Сергей Зотов и Ваня Пищулин, в принципе мои любимчики. Дивно хороши! Ваня ещё и собакой Альбергом был в моём случае — прелестным собачьим подростком, понятия не имеющим, что делать с собственными лапами. Рекомендую!
Боссе и Бетан — Павел Усачёв и Евдокия Карева. Это глуповатый брат Малыша и… ну, его умноватая сестрица. Очень симпатичные — и, как ни странно, по-правильному семейные. Мама и Папа — Евгения Крюкова и Антон Аносов. Ну, это надо просто смотреть. Эти две актёрские работы, как по мне, держат всё остальное действо на себе, являясь, по факту, тем же сказочным утрированием, но при этом сохраняя связь с миром нас — взрослых.
И они. Малыш — Дмитрий Подадаев. Первая сцена — и зрительный зал удивляется. Это — Малыш? «Мне 7 лет. Но скоро будет 8!» — объясняет герой. А, ну тогда понятно, тогда, конечно, никаких вопросов, принимают правила игры зрители. А через 10 секунд ты осознаёшь, что, да, именно вот таким и должен быть Малыш. Дмитрий прекрасен со всех сторон. Он не играет маленького мальчика — он превращается в него. И тебе кажется, что именно такого Малыша ты видела в детстве на картинках в книжке — и даже в мультике.
И Карлсон — Михаил Филиппов. Режиссёр и артист пошли по правильному пути: они создали своего Карлсона, при этом не делая его слишком отличающимся от того, которого мы все с детства видели на экране телевизора. Это иной персонаж, но к нему не нужно привыкать и принимать его особенности. А главное — что с таким Карлсоном хотелось бы подружиться каждому из нас в детстве. И это — удача.
А ещё ведь есть элементы интерактива — и тогда, когда это задумано. И в совершенно рандомные моменты (ну, потому что, детишки — люди такие, поди угадай, когда им захочется повзаимодействовать с артистами). И как же здорово актёры — взрослые, серьёзные люди — вступают в диалоги со своей малолетней публикой!
Я давно не видела, как, выходя из зрительного зала, все маленькие зрители поголовно радостно вопили бы: «Мне понравилось! Очень!» А их родители, улыбаясь, отвечали бы: «Ага, и мне тоже!» Здесь — получилось. Потому что этот детский спектакль — как раз такой, какими все бы малышковые постановки должны быть.
С «Карлсона» можно смело начинать знакомить своих детей с театром. После такого спектакля любой ребёнок сочтёт себя завзятым театралом.
Это — большая удача для маленьких зрителей. Никаких скидок на возраст в плане качества (наоборот — всё на высочайшем уровне) — но при этом психологически выверено ежесекундно. Чудеснейший спектакль. Невероятный актёрский ансамбль. Истинный праздник жизни. Как же здорово, что такая постановка появилась в столице!
Как я уже сказала, премьера «Карлсона» прошла тихо и незаметно. Потому об этом спектакле пока мало кто знает. Печаль. «Карлсон» однозначно заслуживает внимания. Детских спектаклей высокого уровня сейчас много. А вот такого, как премьера «Моссовета», единицы.
Приводите детей на «Карлсона». Приходите сами. И вы снова поверите в сказку. В чудо. И в то, что всё в этом мире может быть очень хорошо. И вам подарят собаку. Правда-правда!
PS. Очень трогательно, что перед началом спектакля всем детишкам капельдинер выдаёт по две шоколадные конфеты. Одну можно съесть сразу. Вторая пригодится для спектакля. Почти все ответственно сохранили конфету номер два и воспользовались ей в нужный момент. Дружеский совет: если опасаетесь, что ваше дитя не слишком терпеливо, захватите дополнительную конфетку с собой. Малышу будет приятно кинуть её в шляпу, когда попросят. А то видела — очень расстроились те, кто обе скушал, и не может теперь за «шоу» заплатить. :)