В Театре Гоголя вторая в сезоне премьера по произведению Николая Васильевича: вслед за «Игроками» выпустили «Шинель» (на сей раз — на Малой сцене). И снова знакомый подход: не революционный, но эволюционный взгляд на классику, психологизм и капелька гротеска, лёгкий, приятный юмор и щемящий трагизм, а главное — моё любимое, человекопонятная метафоричность (порой поданная практически «в лоб», но от этого не менее красивая и впечатляющая).
Молодой режиссёр Арина Бессергенева (эскиз которой стал одним из победителей режиссёрской лаборатории «Гоголь. 215») пополнила репертуар театра ещё одним великолепным спектаклем, обозначив своё детище как «офисная мистерия». И здесь тот редкий случай, когда перенос сюжета в наше время — при сохранении авторского текста и общей проблематики, нам не всегда понятной и близкой — смотрится абсолютно гармонично.
Но ведь и правда: тогдашние чиновники — это наш, родной «офисный планктон», который как во времена Гоголя, так и сейчас, по сути, занимается зачастую одним и тем же: ударно перекладывает бумажки (что Бессергенева продемонстрировала отличнейшим образом). Серое, однообразное существование, жажда лучшей жизни — и свет в конце тоннеля, путь к которому сокращает хотя бы она: новая прекрасная (даже так: преКРАСНАЯ, что будет вполне в стиле постановки, в которой персонажи отправляются на РАБоту) шинель.
Ряд постановочных приёмов можно назвать почти КВН-овскими (скажем, постоянные отсылки к передаче «В мире животных» с соответствующим саундтреком и закадровым текстом а-ля Дроздов). Но именно тут подобные «юмористические эскапады» не кажутся капустником, органично встраиваясь в ткань повествования.
Бессергенева прекрасно знает, что и зачем она хочет сказать, «запуская» персонажей в почти пустое, чёрное пространство Малой сцены (здесь есть лишь конторский… простите, офисный стол, пара табличек на стенах да кулер в уголке). Жизнь есть лишь в квартирке портного Петровича — яркая, солнечная, южная (видимо, потому что этот герой занят любимым, ценным делом, а потому вполне счастлив — несмотря на пристрастие заложить за воротник и суровую супругу, с которой, впрочем, у Петровича полное взаимопонимание).
Всё остальное лишено цвета — и костюмы, и предметы, и люди, и их будни (даже разухабистый корпоратив, в который превратилась вечеринка из повести, выглядит серым и блёклым)… И новая шинель становится безусловной доминантой происходящего — празднично-алой, экстраординарной и… обманчивой. (Художник-постановщик, а также художник по костюмам и свету — Василиса Кутузова. Кстати, интересно, что Кутузова недавно уже оформляла «Шинель» — в Орском драматическом театре, и там её работа была абсолютно иной.)
Огромный упор постановщик делает на, скажем так, звуко-пластическую составляющую. Артистам не просто так выданы микрофоны (Малая сцена не нуждается в подзвучке): саунд-дизайн спектакля впечатляет, и каждый шорох имеет своё значение. Много музыки (композитор — Михаил Левин), вокала, хореографии во всех её проявлениях… Инструментарий режиссёра обширен, но при этом, максимально простраивая каждую секунду спектакля, Арина Бессергенева позволяет всесторонне раскрыться своим актёрам.
В «Шинели» занято молодое поколение «гоголевцев» (впрочем, уже хорошо знакомое поклонникам театра, к которым я определённо отношу и себя): роль Башмачкина доверена Марку Вдовину и Андрею Кондратьеву, остальных персонажей (чиновников, грабителей, Петровича с женой, Значительное лицо и его писаря) играют Андрей Злобин / Анатолий Просалов, Кирилл Малов / Сергей Савичев, Денис Лукин / Александр Хохлов, а также Маргарита Крон / Мария Макурина. Наблюдать за работой каждого — бесконечное удовольствие.
И получается в итоге вот такое чуть более, чем часовое действо на пятерых: динамичное даже в самых низкотемповых сценах, захватывающее, психологически достоверное, местами — смешное, нередко — печальное, заставляющее посмотреть на самое себя и увидеть собственное отражение в героях. (Маленький спойлер: судя по всему, финал, точней, последние его минуты или даже секунды, может предстать в двух вариантах, но от чего это дело зависит, я вам, конечно же, не скажу.)
Добрый совет: перед походом в театр лучше перечитать «Шинель», если вы не уверены, что хорошо помните сюжет (впрочем, погружаться в эту повесть Николая Васильевича — чистое наслаждение). В ином случае последние сцены спектакля могут вызвать неплохой такой ряд вопросов. Да и вообще, постановка Бессергеневой срабатывает сильнее, если ты можешь оценить свежесть режиссёрского прочтения и сравнить видение «гоголевцев» и Гоголя.
На этот спектакль стоит привести подростков, которые смогут осознать, что классика — это отнюдь не скучно и вполне современно. А лично я рекомендую «Шинель» всем и каждому — впрочем, как и все остальные постановки театра, ибо медленно, но верно наполняя репертуар, Антон Яковлев со своей командой уже успел создать крайне интересную театральную точку на карте столицы, пока (на мой взгляд и вкус) не допустив ни единой ошибки.
…бумажный снег кружится над сценой, погребая под собой персонажей спектакля. После просмотра «Шинели» хочется, чтобы твоя жизнь стала иной — многогранной, лишённой рутины, наполненной смыслом и ценностью. И тогда снег станет праздничным, а не траурным, сверкающим, а не символизирующим ту кучу бумаг (чем бы они для тебя лично в реальности ни являлись), которые ты перекладываешь день за днём.
Важность каждого мгновения, каждого слова, каждого человека вот о чём спектакль Театра Гоголя. Жаль, что мы так часто эти простые истины забываем…
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.