Поставить роман Достоевского «Бедные люди» в театре кукол? Казалось бы, это абсолютно невозможно. Впрочем, Театр кукол имени В. Образцова рассуждает иначе, и потому в декабре репертуар его пополнился весьма оригинальной премьерой по роману Фёдора Михайловича. Именно «по роману», ибо классический текст был лишь отправной точкой для полёта фантазии создателей спектакля, оказавшегося, по итогу, светлой и трогательной сказкой для зрителей всех возрастов — от подростков до их бабушек и дедушек.

Для заслуженного деятеля искусств РФ Александра Адабашьяна «Бедные люди» стали первой режиссёрской работой в театре кукол. Кроме того, Александр Артёмович выступил в качестве художника-постановщика спектакля, а также, совместно с Анной Чернаковой, написал пьесу, воплощённую в Малом зале Театра кукол Образцова.

Неважно, читали ли вы роман Достоевского или нет — спектакль Адобашьяна, являясь, по сути, самоценной и отдельной историей (весьма отдалённо напоминающей первоисточник), без каких-либо проблем донесёт до каждого зрителя основную мысль создателей (к слову, прямо и чётко озвученную со сцены): «Надо любить не что-то, а кого-то. И, желательно, чтобы это было обоюдным».

Концентрированный Достоевский (а «Бедные люди» длятся ровно час — и большего им не нужно), лишённый привычных для Фёдора Михайловича тьмы, тлена и беспросветности. История о всепобеждающей силе любви. (В аннотации также говорится о предательстве, но я не соглашусь: не знаю, как прочая публика, а я явно увидела в финале самопожертвование.) А главное — это добрая, волшебная сказка если не со счастливым, то со внушающим надежду концом.

Сюжет таков: живёт себе в Санкт-Петербурге маленький чиновник Макар Девушкин (заслуженный артист РФ Владимир Беркун / заслуженный артист РФ, лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Чернов). Что характерно, он настолько маленький, что его рабочее место — на покрытом зелёным сукном столе, где каждая вещь (чернильница, стакан с карандашами и кистями, визитница, печать, пресс-папье, подсвечник) вполне сопоставимы размером с ним самим — или даже превосходят его. Работа у Девушкина простая: запечатывать письма, промокать их да отправлять по адресам. Близких у Макара нет — не считать же таковыми служанку Федору (Алёна Ковальчук), изредка забегающую по поручению, или господина высочайшего начальника (и, как вы можете догадаться, здесь он во всех смыслах высочайший), отдающего Девушкину приказания?

Но однажды в это жизненное однообразие врывается самая настоящая фея (Ирина Осинцова), случайно оказавшаяся в полуподвале Макара. Решив одарить беднягу любовью, она презентует Девушкину волшебное перо, оживляющее не только некоторые канцелярские принадлежности, но и бронзовую фигурку греческой богини света Гемеры, которую Макар, коему не понравилось созвучие имени с «мегерой», предпочитает именовать Герой (Анна Суворова). И вот вместе с Герой Макар создаёт Вареньку (Алия Гаттарова) — живую куклу, сделанную из подручных средств — того самого волшебного пера, обычной чашки, пиджачного рукава и обрывка ткани.

Варенька становится светлым лучом в сером бытии Девушкина, смыслом его жизни. Наивная, добрая, по-детски непосредственная (жаль только, что, умея чувствовать и любить, она совершенно лишена способности думать) — Варенька знакомится с этим миром, и всё бы хорошо, но новая подружка, утончённая Геранька (Екатерина Малетина), смущает ум девушки, рассказывая, как хорошо там, наверху!.. Варенька начинает мечтать вырваться из подвала Девушкина…

Финал будет с одной стороны грустным, а с другой — успокаивающим, внушающим надежду. Но главное — очень светлым. И вся эта магическая, несколько сумасбродная, местами — странноватая, а в целом — милая и трогательная история могла быть воплощена только в театре кукол.

Ну, а где ещё получилось бы изготовить персонажа прямо на ваших глазах? В каком бы театре сумело ожить пресс-папье — которое, к тому же, было бы ещё и размером с главного героя? Как ещё столь наглядно можно было бы противопоставить подвальный мир маленького человека и сияющий, недосягаемый мир людей высоких? И, наконец, на какой бы ещё сцене всё действо смотрелось бы настолько органично — как будто так и надо, так в жизни и бывает, и каждый момент правдив, сколь бы сказочным он ни был? Всё это возможно только в театре кукол.

«Бедные люди» — спектакль, радующий глаз (здесь ещё хочется сказать спасибо и художнику по свету Павлу Бызову) и греющий душу. Как обычно, на высоте художественно-производственные мастерские театра, изготовившие как планшетных (Варенька и Геранька), так и плоскостных кукол («работающих» в окне подвала Макара Девушкина — так сказать, окне во внешний мир, порой реальный, а иногда и не менее сказочный, чем всё остальное).

Взаимодействие людей (живого плана) и кукол завораживает: эти две категории артистов, одушевлённые и, вроде бы, нет — а так сразу и не скажешь, действуют на сцене абсолютно равноценно, сотрудничают и партнёрствуют, полноценно живут и впечатляют публику. И это при том, что артистки, ведущие кукол Вареньки и Гераньки (Анна Суворова и Алёна Ковальчук), в этот момент играют свои собственные роли бронзовой Геры и служанки Федоры! Вот такое «раздвоения актёрского сознания» вызывает у меня невероятный восторг как нечто недостижимое и почти инопланетное.

Собственно, хотите взглянуть на Достоевского по-новому? Приезжайте в Театр кукол Образцова — и вспоминайте о чудотворной силе любви. Ибо без неё никуда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.