Глубоко уважая Глеба Матвейчука за неоспоримый талант (как исполнительский, так и, что сейчас гораздо важнее, композиторский), верность своему пути и определённого рода упорство (не каждый автор может похвастать тем, что его творения с успехом идут не только в Москве и Питере, но и по совершенно различным городам и весям, число которых всё множится и множится), я, увы, должна констатировать: далеко не все мюзиклы, выпущенные сим прекрасным человеком, удостоились моей похвалы.

Нет, я, конечно, не истина в последней инстанции, и вообще, нежно люблю «Опасные связи» (они же — «Территория страсти») от Матвейчука, искренне считая всё остальное знатной, задорной, но вполне профессиональной наркоманией. Но тут тот случай, когда подобное уже — не баг, а фича, не просчёт, а стиль. Тысячи фанатов вам подтвердят.

Но, наконец, на сцене ФЦ «Москва» появилось ещё одно детище Матвейчука, которое я с полной ответственностью могу назвать крепким, цепляющим спектаклем — и отличным мюзиклом, конечно (впрочем, музыкальная составляющая у Глеба Алимовича всегда на высоте, и она одна заставляет лично меня смиряться со всеми прочими элементами остальных постановок). Знакомьтесь: «Хозяйка медной горы» по сказам Бажова (в сюжете переплелись «Каменный цветок», «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка» — ну, и сказ, подаривший всей истории название, безусловно).

Здесь всё, чего вы только могли пожелать от постановки по Бажову: и умный, честный и статный Данила-мастер (Кирилл Гордеев / Павел Стукалов), и гордая, прекрасная Хозяйка медной горы (Вера Свешникова / Анастасия Вишневская), и горных дел мастера под руководством мудрого Прокопьича (Андрей Богданов / Антон Дёров), и любящая Настя (Маруся Бережная / Юлия Довганишина), и глупый сладострастник барин (Александр Круковский / Алексей Толстокоров) со своей легкомысленной жёнушкой (Мария Плужникова / Катерина Шанина), и жестокий приказчик (Эмиль Салес / Павел Стукалов), и загадочная знахарка Шептунья (Агата Вавилова / Ромади Кагита)… А ещё — младая Татьяна (Екатерина Лепилина / Наталья Куликова), вместе с Хозяйкой и Настей образующая неразрывное трио ведущих женских персонажей — и тут тот случай, когда пойми, кто из них в сюжете главнее.

В этом «бажовском сплаве» (авторы либретто — Софья Стрейзанд, Глеб Матвейчук, автор текстов песен — Елена Ханпира) герои получились, действительно, выпуклые и интересные, артистам есть, где себя проявить, что спеть, что донести до зрителя… Понятно, до пушкинско-шекспировских глубин там далеко, но, в целом, наконец-то персонажи Матвейчука больше похожи на живых людей, чем на героев комиксов (и вот тут должно стать понятнее, чем мне столь любы «Опасные связи» — там в этом плане вообще почти уровня драматического спектакля либретто достигает).

А самое интересное — что история вышла, скорей, женская, почти феминистическая: Данила-мастер, безусловно, присутствует и поначалу кажется основным действующим лицом, но… в конце первого акта благополучно умирает, предпочтя жизни настоящую любовь, и появляется лишь в финальной песне — на радость поклонницам артиста. (Понимаю, что в данном случае спойлеров избегать глупо, ибо мюзикл отпремьерился довольно давно, и без моих откровений сюжет всем известен.)

И основной смысловой упор делается на Настеньку (мечтавшую о Даниле, но принявшую его выбор и взрастившую его дочь), Хозяйку медной горы (лишённую женского — и, в принципе, человеческого счастья, а оттого озлобившуюся) и Таню (тот самый плод любви Данилы и Хозяйки, свою среди чужих и чужую среди своих, если позволите так выразиться). Трио этих героинь — самый мощный музыкальный номер спектакля (он даже сильнее, чем моё любимое дамское трио в «Опасных связях»).

В целом же — мы имеем симпатичное либретто, неплохо уравновешенные комические (доверенные барину и его приближённым), мистические (сама Хозяйка и Шептунья тут вас впечатляют), трагические (здесь властвуют Данила, снова Хозяйка, Таня — и, что поразительно, садист-приказчик) и романтические (ну, тут всё ясно) сцены, шикарный световой дизайн (во многом берущий на себя функции декораций — и это мастерская работа), уже удостоившаяся моей похвалы музыкальная составляющая (ах, как студийный альбом хочется!..), шикарный актёрский ансамбль (здесь я имею в виду и знакомых нам мюзикловых солистов, и не столь известных «мимокрокодилам», но ценимых верными поклонниками постановок Матвейчука артистов ФЦ «Москва»), меньшая, чем обычно, но всё равно весомая доза фирменной наркомании (и тут она даже радует)…

Единственные претензии я могу высказать режиссёру (в качестве которого выступал, по традиции, лично Глеб Алимович): есть моменты просто замечательные, но слишком много тех, в которых два персонажа стоят на разных концах сцены, полубоком к зрителю, и что-то друг другу поют, временами меняясь местами. Хочется, знаете ли, какого-то разнообразия — и более практичного использования сценического пространства.

Тем не менее, «Хозяйка медной горы», однозначно, хороша. Она рассчитана на широчайшую публику, а не только на поклонников исполнителей или фанатов мюзикла как жанра, что круто. Сюда можно смело идти всей семьёй, дабы провести приятный вечер (ибо, несмотря на трагичность сюжета, вы будете по окончании спектакля лучиться оптимизмом). Только не забывайте о маркировке 16+ — пара жёстких моментов точно не предназначена для детей (хотя, коли они у вас понимающие, всё равно приводите).

Сей каменный цветок вышел премилым. Не факт, что сам Бажов бы одобрил, но его мнение тут никого не интересует. Зрителям хорошо — и это главное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.