В закопчённое окно можно постоянно наблюдать настоящий флаг России,
с тремя горизонтальными полосами – серой, чёрной и белой.
Небо, деревья и снег – больше ничего.
Д. Данилов. «Пустые поезда 2022 года»
Любите ли вы путешествия на поездах так, как люблю их я? Услышали ли вы, просто прочитав слово «поезд», уютный стук колёс на рельсовых стыках? Ударил ли вам в нос тот самый запах железной дороги? Стало ли чуть спокойнее на душе от воспоминания о том, как мягко, расслабляюще покачивается вагон? Если на все вопросы вы ответили утвердительно, если «поездная романтика» вам по сердцу, то срочно бегите в Российский академический молодежный театр на свеженькую премьеру — «Пустые поезда» (конечно, если удача вам улыбнётся, ибо РАМТ — не пригородная электричка на забытой небесами платформе, билет сюда даже на Большую сцену не всегда купишь, а уж на Маленькую, где и впечатляют публику «Пустые поезда», и подавно).
Режиссёр Алексей Золотовицкий обратился к серии очерков Дмитрия Данилова, объединённых в книгу «Пустые поезда 2022 года», но по сути, по стилистике, по жанровой направленности оставшихся теми же постами в соцсетях, которыми и являлись изначально. И мы с вами снова наблюдаем, как спектакль РАМТа (почему-то именно в данном театре такое случается уже не впервые) оказывается на голову выше литературного первоисточника, ибо тут опять тот случай, когда талантливый постановщик, опираясь на некие тексты и сам же выполняя функции инсценировщика, создаёт нечто своё, цельное и ценное, безусловно важное для зрителя. (А книгу Данилова, умоляю, даже не открывайте: став отличной основой для спектакля, сама по себе она никакой ценности не имеет ни для любителя хорошей литературы, ни для человека, страждущего изучить те края, о которых повествует писатель, ни непосредственно для поклонника «медитативного туризма».)
Всего шесть артистов (в списке исполнителей восемь имён — Александра Аронс, Максим Заболотний, Алексей Гладков, Диана Морозова, Дарья Семёнова, Сергей Чудаков, Даниил Шперлинг и Виталий Тимашков — но некоторые работают «в состав»). Крошечное пространство Маленькой сцены РАМТа, каким-то неведомым публике волшебством развёрнутой на полтора часа во всю ширь необъятных российских просторов. Логичная, но от этого не менее изобретательная и мастерская сценография: художник София Егорова разместила под крышей театра почти настоящий вагон поезда — многоликий, играющий в спектакле сразу несколько ролей — от типовой пригородной электрички до электровоза ВЛ10 (временами становясь то современной «Ласточкой», то плацкартным вагоном, а то и туристической радостью — ретропоездом).
Алексей Золотовицкий переносит на сцену лишь часть очерков Данилова — мы успеем проехаться на электричке из Москвы, прокатиться на паровозной тяге в Осташков, из Пскова доехать до Дно (а не «до Дна» или «на Дно», как отмечает и автор книги, и — его словами — главный герой спектакля), из Ессентуков — до той самой Тихорецкой (на которую, как мы все помним, «состав отправится», причём «вагончик тронется, перрон останется»)… Ну, и вишенкой на торте станет поездка на поезде «Москва-Сухум» — и в нём будет жарко, жарко, жарко…
И я понимаю, что гораздо точнее спектакль попадает в тебя, если ты буквально недавно сама каталась на «Ласточке» по КавМинВодам, знакомы тебе и пригородные псковские поезда (я уж не говорю о московских), а о незабываемом поезде «Москва-Сухум» ты сама готова романы сочинять. Более того — есть в постановке и ещё один момент, ставший триггером конкретно для меня (госпиталь в ковидное время, лежащая в нём мама, невозможность посещения, сложность получения информации о больных… и тот же финал, увы, что и в «Пустых поездах»). Потому я успела и похихикать (а Алексей Золотовицкий — мастер по рассыпанию комических моментов даже по самым трагическим театральным полотнам), и поностальгировать, и посоглашаться или внутренне поспорить с философскими измышлениями, звучащими со сцены… ну, и поплакать, конечно (последнее — это, так сказать, бонус; если в вас «больничная тема» не попадёт, спектакль окажется куда более позитивным, чем для меня — а вот кому из нас в итоге больше повезёт «по-зрительски», сказать сложно).
Но всё равно: «поездная романтика» покоряет всех, и вы, обещаю, с самых первых секунд спектакля почувствуете себя попутчиками его персонажей, вместе с ними проедетесь и на ночных и потому пустых, и на вполне многолюдных поездах, подслушаете разговоры окружающих, подивитесь человеческому разнообразию… Чуть-чуть окунётесь в историю (ибо где-то на станции Дно отрёкся, как считается, от престола Николай II — или же это было в Пскове, что, впрочем, не умаляет глобальность дна), ненадолго побываете в настоящем триллере (хотя, думается мне, жители славного города Тихорецка могут не оценить этот момент постановки), попробуете вернуться в детство (ещё одна бьющая в сердце сцена)… И сложится мощный, эмоционально насыщенный, многогранный спектакль, имеющий понятную точку отправления и чёткий, конкретный финиш.
Все мы порой — немного Дмитрий Данилов в его «медитативном туризме» (ну, разве что, не каждый из нас видит целью оного непосредственно и исключительно поездки по рельсам — кто-то, как я, например, ещё и обязательно по населённому пункту, в котором выйдет из вагона, от души прогуляется и всё изучит). Потому и главный герой спектакля, рассказчик, у Золотовицкого многолик — собирательный же персонаж. Играют его по очереди четверо артистов (все остальные в это время выполняют функции феерического ансамбля), разные и внешне, и внутренне (как и все мы; общей чертой у них становится исключительно полосатая красно-белая футболка). Интересное решение, на мой взгляд, добавляющее дополнительной правды в то, что происходит на сцене.
Чтобы действо окончательно сплавилось в мощный спектакль, режиссёр «приправляет» его вокальными номерами в весьма нетривиальном исполнении — от «Поездов» Жени Трофимова и «Комнаты культуры» (ну помните же, точно: «Нас ссорили поезда, но мирил нас пустой вокзал…») до «Электрички» Алёны Апиной — через «Богемскую рапсодию» (она же «Богемная») группы Queen. И музыкальная составляющая спектакля во всех её аспектах (за неё отвечали Алексей Золотовицкий и Алексей Кульпин) — одна из самых крутых (мой отдельный поклон — педагогу по вокалу Марии Лапшиной и артисту Алексею Гладкову, который просто-таки услаждал ушки… хотя и все остальные были на уровне).
В общем, поразительно: из изначально слабого литературного материала выросла шикарная, сильная, умная постановка в фирменном красном цвете РЖД, впечатляющая не только интересной задумкой, но и крепкой, внятной историей, отсутствующей в книге. (Сразу здесь поблагодарю тех, о ком ещё не сказала прежде: художника по свету Нарека Туманяна, хореографа Александру Колосовскую и видеохудожника Екатерину Чебышеву.)
«Почему же поезда — пустые?» — можете поинтересоваться вы. А вот на этот вопрос ответьте сами (если, повторюсь, достанете билетик на премьеру РАМТа). Может, это просто «громкое» название для привлечения читателей и зрителей? Ведь на действительно пустых поездах наш рассказчик почти не ездит. Или же они пустые, потому что чёткой цели путешествия на них нет? А, может, пустота в том, что все люди в вагоне — друг другу чужие? Или… всё гораздо глубже? Решайте сами. И я не сомневаюсь: вы найдёте правильный конкретно для вас ответ!
Самое главное — что эти поезда отнюдь не пустые с театральной точки зрения. На поездах РАМТа хочется ехать дальше и дальше — и ты захочешь делать это даже после поклонов, в своей голове. Шикарное путешествие, уверяю вас!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.