Я, побывавший там, где вы не бывали,
я, повидавший то, чего вы не видали,
я, уже там стоявший одной ногою,
я говорю вам — жизнь всё равно прекрасна.
Юрий Левитанский
«Послание юным друзьям»
Роман Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» впервые был выпущен в России в 2001-м, и я, как и многие представители младого поколения, проглотила его тогда буквально за один вечер. Моё сознание перевернулось: я ходила, разинув рот, и переваривала каждую главу, каждую строку, каждую мысль… Мне казалось, что я обрела Истину, столь необходимую мне. Ещё бы: период неуверенности в себе, поиска собственного «я», жажды признания и получения подтверждения нужности своего существования требует хотя бы моральной поддержки, и книга Коэльо, воспевающая ценность жизни, оказалась отличным терапевтом.
…я попыталась перечитать роман сейчас — перед походом в театр «Модерн», дабы освежить впечатления. И… не смогла. Выросла. Столь наивной графоманией я не пыталась пичкать себя давненько, и, решив не мучиться, я отправилась на Бауманскую без «подготовки». Оказывается — не прогадала!
Автор пьесы Марина Сулчани и режиссёр Юрий Грымов до неузнаваемости трансформировали роман, сохранив лишь сюжетную канву да имена персонажей. Подростковая проза превратилась в историю про взрослых, потерявшихся в хитросплетениях жизни людей, обрела глубину и болезненную мощь.
А суть вот в чём: некая Вероника (Анастасия Сычёва) решает покончить с собой. Однако её спасают, и приходит в себя героиня… в психушке. Впрочем, харизматичный и чуток сумасбродный доктор Игорь (Роман Зубрилин) сразу опускает несчастную на землю: организм её повреждён, и жить Веронике осталось всего-навсего семь дней…
И вот всё это время героиня копается в себе, вспоминает былое, маму (Надежда Меньшова), знакомится с прочими пациентами (Александр Борисов, Жанна Чирва и Мария Орлова), выслушивает их истории, прикипает душой к опекаемому родителями (Любовь Новак и Леонид Трегуб) и, вроде бы, полностью лишённому разума Эдуарду (Лев Смирнов). А главное — решает. Решает, умереть или же жить.
Микромир психбольницы у Грымова фантасмагоричен, он кажется сошедшим со страниц страшных сказок. Это такая «Алиса в стране чудес» для взрослых. Каждый из персонажей ведёт Веронику по сюжету, как герои Кэррола — Алису. Здесь есть и гигантские таблетки, и возникающее почти из ниоткуда пианино, и иллюстрирующие душевные терзания Вероники сюрреалистичные картины Эдуарда, а в один прекрасный момент всё в буквальном смысле переворачивается с ног на голову…
А наблюдают за всем происходящим древнеегипетские боги (потому в сценографии, за которую отвечали Мария Соловьёва и сам Юрий Грымов, много соответствующих элементов) — признанные знатоки смерти и жизни (Дмитрий Бозин, Александр Мирлюнди (Жуков), Марианна Канивец, Александр Колесников)…
«Вероника решает…» — это, одновременно, и знакомый нам всем Грымов, и нечто новое, внезапное от признанного мастера. А лично меня зацепило, что постановки «Модерна» снова «рифмуются» друг с другом. Я и раньше замечала общие идеи, смыслы, намёки в разных спектаклях театра — и вот теперь «Вероника решает…» продолжает тему, начатую в «Страстях по Торчалову» (от всей души рекомендую вам с этой вещью познакомиться). Тему жизни, противостоящей смерти, её важности и ценности — только смотрим мы на неё на сей раз с иного ракурса.
Но вот что остаётся неизменным, так это лаконичность сценографии, выразительность светового дизайна (художники по свету — Юрий Грымов и Мария Артеменко), прекрасные костюмы Ирэны Белоусовой и, конечно же, феерическое музыкальное оформление, подобранное, традиционно, Юрием Вячеславовичем. В общем, то, чего мы и ждём от постановок Грымова: радость для глаз и ушей… при возможности крепко поразмыслить над происходящим.
«Вероника решает…» — штука многогранная. Пожалуй, каждый зритель увидит в спектакле нечто своё, индивидуальное — в зависимости от того, какие «рычажки» затронут его личные струны души. Будет ли это монолог самой Вероники или её «Лунная соната» (невероятная работа Анастасии Сычёвой), рассказ Зедки (божественная Жанна Чирва), воспоминания Мари (утончённая Мария Орлова) или горе военизированного «седого господина» (филигранный Александр Борисов) — кто знает? А, может, вы увидите себя в Эдуарде, закрывшемся от мира в непроницаемом, пусть и невидимом коконе? Или же вам ближе родители героев, жаждущие помочь своим детям, но неспособные на это? Ответ вы узнаете в театре.
А что такое сумасшествие? Это болезнь — или способ спрятаться от жестокого бытия? Дурдом — это лечебное заведение, приют для потерявшихся в действительности людей или же чистилище, в котором неприкаянные души принимают важнейшее решение? А, может, это действительно страна чудес? Ведь кто сказал, что чудеса — они обязательно светлые? Решайте сами — режиссёр оставил это право за вами. (Конечно, есть вариант, что спектакль вас вообще не зацепит: поздравляю, вы — здоровый, уверенный в себе человек без каких-либо особенных проблем в жизни и необходимости «просканировать» душу в происках застарелых болей. Тут только позавидовать можно!)
Найдёт ли Вероника выход из своей страны кошмарных чудес, об этом я вам, конечно же, рассказывать не буду. Но смею надеяться, что постановка укажет верный путь из тупика вам, сидящим в зале. Поможет вынырнуть из болота бытия, как Вероника из своей «египетской» ванны, и вдохнуть полной грудью.
И учтите, что несмотря на солидную длительность (два с половиной часа, включая антракт) и весьма непростое «нутро» спектакль смотрится очень легко, а в финале вам гарантирован тот фирменный грымовский душевный свет, который останется с вами надолго. (Тем более, что со сцены будет сиять бог солнца Ра в лице Дмитрия Бозина, а это — тоже немаловажный фактор успеха…)
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.