Питерское «Обыкновенное чудо» ТЮЗа им. А.А. Брянцева, без сомнения, стало одной из самых громких и ожидаемых мюзикловых премьер прошлого театрального сезона. Ещё бы: всем известный материал (гениальная, на мой взгляд, пьеса Евгения Шварца, ставшая основой фильма Марка Захарова, главный элемент успеха которого — без сомнения, музыка Геннадия Гладкова, превратившая телесказку в нечто экстраординарное и волшебное), мощный театр со славной историей и всемогущей труппой, крепкая постановочная команда во главе с режиссёром Алексеем Франдетти… Спектакль при таких-то исходных должен был стать исключительно выдающимся.

И вполне логично, что я отправилась в Зелёный театр ВДНХ, узнав, что ТЮЗ Брянцева покажет там своё «Обыкновенное чудо» в рамках фестиваля искусств «Вдохновение». Раз уж сама в Санкт-Петербург я пока выехать не могу, то упустить уникальную возможность и не увидеть нашумевший мюзикл в Москве я себе не позволю.

И вот начало августа (да, размышляла я долго, но что уж теперь поделать), поздний воскресный вечер, аншлаг (а попасть в зал можно было абсолютно бесплатно — после регистрации на сайте фестиваля)… И долгожданные звуки увертюры!

Сразу хочу выразить своё восхищение звукорежиссёру: выстроить звучание на открытом воздухе так — да при учёте живого оркестра и хоровых вокальных партий — это практически подвиг. Поскольку в мюзикле использованы не только песни из фильма Захарова, но и новые, сочинённые специально для сценической версии арии, временами в слова приходится вслушиваться — они же нам незнакомы. И работе звукового цеха можно только поаплодировать: никаких проблем с пониманием у меня не возникало.

А потому я могла всецело сконцентрироваться на постановке как таковой — и, возможно, было б куда лучше для «Обыкновенного чуда», будь я менее внимательна.

Я понимаю, что на чужой (да ещё и столь своеобразной) площадке любой спектакль смотрится не совсем так, как было задумано командой создателей. И тем не менее, цельное представление о действе сложить вполне можно — а уж осознать, на чём сконцентрировал своё внимание режиссёр, получится вообще без проблем. Точней, получилось бы… если б постановщик сам определился, что именно он хочет донести до зрителей (или же, коли Франдетти всё же шёл к некоей чёткой цели, то более внятно своё режиссёрское высказывание «произнёс», а не стремился, как у него часто в последнее время случается, просто сделать нечто иное, нежели прежде, так сказать, преподнести очередную «фигу в кармане»).

И потому резюме у меня, увы, отнюдь не восторженное. Да, красиво. Да, впечатляюще. Да, ультрапрофессионально. Да, это совсем другое «Обыкновенное чудо» (хоть фильм бери, хоть мюзикл, хоть драматические спектакли). Только… а что нам всем этим великолепием сказать-то хотели?

Значит, смотрите: персонажи — чудесные. И артисты, их исполняющие, все красавцы (ну, как минимум, в драматическом плане; вокально кое-где встречаются проблемы). В Москву привезли почти полностью «собственный» каст театра — то бишь, не «привлечённых звёзд» (читай: Иван Ожогин, Нонна Гришаева и т.п.), а тех, кто числится в труппе. И здесь я могу только стоя аплодировать: в рамках поставленной режиссёром задачи (а вот она, увы, временами мне казалась довольно спорной) все были филигранны.

Классный Волшебник (Дмитрий Ткаченко), к раскрытию героя которого у меня только один вопрос: зачем он всю дорогу показывал фокусы? Ведь он — Волшебник, а не престидижитатор. Очень своеобразная Хозяйка (Мария Матвеенко) — то бишь, жена Волшебника, куда более приземлённая и жёсткая, нежели в фильме, зато напоминающая не аморфное существо, а живого человека.

Ещё более человечная, но от этого понятная и трогательная Принцесса (Анастасия Малахова). А вот Медведь (Иван Коряковский — единственный «рекрут» в составе) тут, пожалуй, вполне близок к «каноничному». И кто сказал, что это плохо?

Король (Алексей Титков), который «совсем не Леонов», что бесценно. Отменный Министр-администратор (Кузьма Стомаченко). Чуть менее яркий, чем хотелось бы (но, возможно, тому виной своеобразие площадки и моя удалённость от сцены), но всё равно отменный Первый министр (Данила Лобов). Замечательная пара — Трактирщик и его Эмилия (Владимир Чернышов и Анна Мигицко), пусть вторая и не блистала певчески, зато компенсировала этот недостаток своей игрой. Ну, и забавный (и уж точно совершенно оригинальный) Охотник (Денис Гильманов) — в данной версии лишённый первого ученика (вторым, как вы, надеюсь, помните, стала переодетая Принцесса).

Все эти прекрасные люди помещены в эдакое условное пространство: сверху и снизу ограниченное меняющими цвет лестницами и для пущей красоты «приправленное» здоровенным экраном на заднике. (В «домашних условиях» есть ещё столбы «под металл» на авансцене — но без них лично мне было вполне комфортно, и ничего не перекрывало картинку.) Художник Вячеслав Окунев позволил выдвинуть на передний план артистов и их работу, что, надо сказать, я обычно весьма люблю. Плохо то, что «Обыкновенное чудо» в итоге стало выглядеть куце и совершенно несказочно.

А если добавить сюда тот факт, что большая часть мизансцен простроена на ступеньках, а не на оставшейся плоскости авансцены, то кажется, будто ты смотришь фильм, а не спектакль, настолько отделены актёры от публики. Странное решение — причём, не новое ведь, что-то подобное мы уже много раз видели. Но прежде такое работало, а тут — нет. Печаль.

И это при том, что световой дизайн Ивана Виноградова великолепен, костюмы Виктории Севрюковой, традиционно, атмосферны и хороши (что важно — они украшают артистов и идут им), а видеопроекции по большей части помогают создать нужное настроение (я сделаю вид, что не заметила те странные кракозябры, которые поставили все 100% публики в тупик; а стандартный для Франдетти приём «Мы выводим смешные субтитры на экран» я оценить не смогла, ибо сидела ну очень сбоку).

Удивила меня хореография Светланы Хоружиной — она была какой-то необязательной, не слишком эстетичной и неизобретательной (да и часть перемещений, уж не знаю, простроенных хореографом или лично постановщиком, происходили, будто бы, по принципу «Артисты чего-то уже минуту стоят без дела, пусть все скопом синхронно топают направо»).

Ну, и режиссура — аспект, который чаще всего ставил меня в тупик. Или же её отсутствие — потому как львиная доля сцен сработана по схеме «Вы, значит, стойте друг напротив друга — и задорно произносите диалог». И, да, выглядит всё крепко и захватывающе — но это лишь потому, что артисты хороши. Именно они «вытаскивают» все эти моменты и делают их интересными.

Но зрители обмануты: их внимание отвлекают несколькими яркими, захватывающими дух решениями — и запоминаются, в итоге, именно они, а не вся остальная, ровненькая и серенькая, ткань спектакля. Ну, это тоже определённое мастерство — такие театральные иллюзии создавать, не спорю.

И, конечно же, финал (точней, то, что от него осталось): смысловое зерно пьесы, то, ради чего, собственно, Шварц вообще сказку сочинял. Франдетти берёт — и смелой рукой перечёркивает задумку драматурга, ставя точку не там и не ту, которая предполагалась.

И имел бы право, конечно — кто ж запретит постановщикам трактовать материал по-своему? Но беда-то в том, что «концовка по-питерски» никак — ни логически, ни сюжетно — не истекает из того, что мы смотрели и слушали на протяжении двух актов. И никаких важных мыслей, выводов, инсайтов зритель не получит — ибо, а ради чего всё это было? А чем, в принципе, закончилось? А почему? (Отдельно посочувствую местному Охотнику — его роль в принципе потеряла всякий смысл, ибо он заключался отнюдь не в развесёлой сцене в таверне, а в финале пьесы, тут вымаранном.)

Пшик. И ещё один обман: наивный зритель думает, что раз грустненько, раз про смерть — значит, во всём это точно есть глубина (ибо такие темы абы ради чего не затрагивают же, верно?), и начинает верить, что он её постиг. Да что там — я и сама чуть на эту удочку не попалась. Только когда анализировать спектакль начала и пытаться сводить концы с концами, осознала, отчего это такая эмоциональная пустота меня охватила. Потому что подсознание-то не проведёшь — оно чувствует правду.

Вот она, престидижитация — вся эта постановка. Пара тузов в рукавах режиссёра-иллюзиониста — и та самая «фига в кармане» кажется если не шедевром, то крепким и оригинальным прочтением материала.

Но вы всё равно посмотрите сей мюзикл, если ещё не приобщены. Ибо невероятные песни (и я снова сделаю вид, что не слышала номера, дописанные не так давно) никуда не делись, а артисты заслуживают самого низкого поклона из возможных.

Тем более, что в Питере ещё и милейший паровозик по сцене катается (до ВДНХ он не доехал, на экране поезд показывали; впрочем, кто «Всё о Золушке» Театра мюзикла смотрел, того данное режиссёрское решение не удивило… если вы понимаете, о чём я). Ещё один повод дойти до ТЮЗа!

Съёмка осуществлена по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.