Признаюсь честно: на этот мюзикл я шла, как на пытку. А что поделать — начиталась отзывов о новой постановке, насмотрелась фотографий, заранее опечалилась и решила хотя бы порадоваться любимым мелодиям, раз такое дело. И что вы думаете? Обломалась я жестоко. Да и вы тоже, потому что этот отзыв будет скучным и хвалебным. Ибо я в восторге.
Тут вот какое дело. «Старые» «Алые паруса» очень уж пришлись мне по душе. Я их смотрела два раза, сначала похвалила, потом жёстко отругала (ну, не сложился в моём представлении тот показ; сработало правило «кого сильнее любят, того сильнее бьют»). Но, несмотря ни на что, мои чувства к «Парусам» не угасали, и я с завидной регулярностью переслушивала бутлеги и жаждала нового просмотра.
Так что в театр «Русская песня» я себя отправила, правда, буквально за несколько дней до посещения сего заведения меня огорошила новость о том, что постановка-то — иная, «гастрольная», а феерические декорации вообще сгинули в недрах Питера. Нет, так-то я знала, что будут некие изменения, но не настолько же… Думаю, вы осознаёте мои чувства, нахлынувшие по пути в театр. Прибавьте к этому печаль от того, что мой любимый Арцев будет не Эглем, а всего-то священником. Грусть-тоска…
И тут меня обманули! Ибо Арцев был именно Эглем, Арцева было много… нет, так: МНОГО, Арцев жёг и радовал глаз и ухо. А если вспомнить, что именно 10 февраля (ах да, я же в этот день на «Паруса» ходила) свой премьерный спектакль отыграл Дёров, то можно с уверенностью заявить, что концентрация моих любимых Антонов на квадратный метр сцены зашкаливала. :)
Вот что я вам скажу: обычно гастрольная постановка — это та же самая, что и стационарная, но «облегчённая». Здесь же — абсолютно другой спектакль (если кто не в курсе, даже имя постановщика в программке поменялось). Какие-то элементы, конечно же, сохранились, но в целом творческая группа провела огромную работу и создала мюзикл почти с нуля. И лично я так его и воспринимала — просто другими «Парусами». Мне ни разу не захотелось сравнить, мол, то было лучше или это, а такой-то кусочек, напротив, в обновлённой версии удачней получился. Я, что называется, смотрела мюзикл as is.
Далее я, конечно, буду сопоставлять «Паруса-1» с «Парусами-2», но лишь для того, чтобы была понятна разница между ними. В любом случае ещё раз хочу акцентировать всеобщее внимание на том, что я до сих пор пребываю в приподнятом состоянии духа и напеваю про «На крыльях алых парусов…» По нраву мне.
Изменения.
«Паруса-1» мне нравились единством всех составляющих: декорации, костюмы, актёрские приёмы, режиссура, свет — в общем, все детали являлись шестерёнками эдакого действа с пронизывающе-гнетущей атмосферой (и она тоже была ой как уместна — в той версии и в том обрамлении). При этом на задний план частенько отходили непосредственно сами артисты и их игра. Это не критика — так было надо.
В «Парусах-2», с исчезновением «вспомогательных выразительных средств» (это я про декорации, старые костюмы, грим и вообще стимпанк как таковой) актёрская игра вышла на передний план. Теперь всё зависит от подачи роли артистами, от того, как они произносят диалоги, как проживают своего персонажа. И в данном случае очень правильно, что постановка теперь оставляет светлые чувства, а не «сейчас мы все умрём».
Я имею в виду вот что: изменился ключ актёрской подачи. Если прежде герои мюзикла были эдакими столпами, несколько сдержанно-плакатно толкающими речи (повторюсь: в «Парусах-1» это было единственно правильно), то теперь они стали более «живыми» и естественными. Например, раньше маленькая Ассоль вопрошала, обращаясь к отцу: «Ты разрезал мамину косынку?!» — с такой траурной интонацией, что, казалось, мир только что рухнул и валяется, а вчера девочка задавала этот вопрос с самой обычной и понятной детской грустью.
Кстати, не поверите, но в обновлённом варианте сцены в борделе перестали выглядеть инородным куском. Если к стимпанку они имели столько же отношения, сколько лично я — к балету (и это моя самая большая претензия к «Парусам-1», наверное да-да, то, что я не отношусь к балету), то в «Парусах-2» всё движется в рамках единого стиля.
Поскольку исчезла «многоярусность» декораций, всё действие происходит в непосредственной близости к публике (разве только Ассоль всё на маяк лазила, да ещё Эгль проявлял чудеса альпинизма), и появилась возможность неотрывно наблюдать за актёрами и оценивать нюансы их игры. А здесь было на что посмотреть.
Да, сместили акценты в самой концовке (не буду спойлерить, сами умиляйтесь в зале… ну, или плюйтесь, если вам не прожить без Меннерса с корабликом в руках на финальных аккордах). Но, опять же, в «Парусах-2» это смотрится весьма гармонично и правильно. Тем более, что Меннерс наконец-то (ой, как я этого хотела!..) стал полностью отрицательным героем, а не «милягой с отрицательным обаянием». Вот пинайте меня, но никак не получалось у меня в рамках той, старой постановки принять «квази-положительного» Меннерса.
Если кого-то интересует, не повырезали ли половину песен, успокою: всё на месте. Только «Загробная ария Меннерса-старшего» переместилась — теперь эта песня исполняется сразу после сцены утопления персонажа… да и то он сам только запевалой является, большая часть достаётся ансамблю.
К слову, таковая перемена не одна. Так, припев песни про день рождения теперь исполняется Лонгреном и его дочерью в дуэте (и это круто), а моя любимая «И дева ответила…», увы, практически полностью лишилась Эгля (он поёт буквально пару строчек, после чего передаёт инициативу влюблённой парочке), зато как здорово разложено всё остальное на партии Ассоль и Грея…
Чуть не забыла: раскрываю секрет, что же в мюзикле делает Грей в детстве. Как я и предполагала, он видится маленькой Ассоль во время песни про «Я построю маяк». То есть, теперь с девочкой общается не здоровенный лоб, а её сверстник, что выглядит куда как гармоничней. По ходу пьесы диалог ещё и маленький Меннерс подслушивает. Сначала я огорчилась — мол, что за «Яръ», чего этот-то тут забыл?.. Но когда все три персонажа, после секундного затемнения, мгновенно «выросли» (вот это было эффектно — особенно, когда девочку-Ассоль на конструкции-маяке сменила Ассоль взрослая; прямо фокус какой-то), я улыбалась во весь рот от умиления, как дурочка.
Если попытаться ответить на вопрос, какую же версию я бы предпочла, я бы замялась и разрыдалась от невозможности дать единственно верный ответ. Они мне любы обе. Если в Питере действительно будут давать «Паруса-1» (хотя даже и не знаю, вернут ли «тот» подход к актёрской подаче, поставят ли песню мёртвого Меннерса на прежнее место — в старой версии она на оном как влитая сидит, порадуют ли публику прежним финалом…), я бы, не раздумывая, села в поезд да поехала их смотреть. А в Москве пусть меня пока радуют «Паруса-2».
Декорации.
Глядела я, значит, ещё в понедельник на фотографии и билась головой о клавиатуру. Ибо единственные слова, которые я могла из себя выдавить, звучали примерно так: «Что, блин, за детский сад?!.» Зря я так. Потому что вживую все конструкции-декорации (мачта, маяк, волны на заднем плане и волны-качалки на переднем) оказались очень милы и активно, а главное — правильно задействованы.
Кто ж спорит, мега-конструкция на сцене «Парусов-1» вызывает почтительный трепет и длительные аплодисменты — равно как и её использование постановщиком. Но раз она не влезла в театр «Русская песня» и сейчас изучает слова «поребрик» и «кура», то было найдено абсолютно новое решение. И я отнюдь не могу назвать эти деревянные декорации «упрощением» в плохом смысле этого слова. Как и старая версия, обновлённая показалась мне очень, если позволите так выразиться, стильной и, главное, уместной.
А как народ по этим «качалкам» скачет — ммм… Я пару раз за сердце хваталась, думала, придётся скорую вызывать, когда особенно активные товарищи чудеса эквилибра демонстрировали (и это я не про акробатический ансамбль пишу). :)
Чтобы два раза не вставать, в этом же пункте упомяну и костюмы. Ушёл в прошлое мой любимый стимпанк, но в «Парусах-2» ему места нет от слова совсем. Зато теперь много матросок и морского настроения. :) Вообще же, нормальные костюмы (даже пальто Эгля я в итоге им простила).
Да, кстати, а без старого грима (у кого он был) теперь мимика видна.
Диалоги.
В отзыве о первом посещении «Парусов» я, помнится, цитировала просто феерический диалог Лонгрена и Ассоль. Ну, где «метод Илоны Давыдовой» — повторение одних и тех же слов по семь раз. И это вылечили! Реплики стали более очеловеченными и близкими к жизни, да и интонационно они теперь подаются совершенно иначе.
Плюс добавилось несколько фраз, позволяющих тем, кто на новенького в зале, вникнуть в происходящее. Ну, и «закадровое»: «Продана! Продана! Продана!» — от Меннерса-старшего по ходу всего действия, это, я вам честно признаюсь, правильно.
Звук.
Самый большой шок на этот раз я испытала именно от качества звука. Как-то попривыкла я, что в «Русской песне» без субтитров расслышать, что же поют артисты, нереально. И вдруг — ёлки-палки, мне всё понятно! Причём, даже в Театре мюзикла я менее отчётливо разбирала тексты.
Полагаю, причина в том, что сидела я на первом ряду, а прямо мне в лицо была направлена маленькая колоночка, установленная на сцене за монитором. Так что у меня был свой собственный звук, в котором хотелось бы несколько больше басов, зато вокала было предостаточно.
Люди добрые, как «Паруса» звучат из дальних рядов, поведайте, интересно же.
Закругляюсь.
Долго думала, как резюмировать всё вышесказанное. Фразы, там, строила, умные мысли придумывала. Да зачем? Я вам всё в трёх тезисах изложу: восторг, феерия, Арцев.
А мне жаль музыки ушедшей, не хватает этого, как и много чего еще:( Но к версии этой тоже можно привыкнуть и даже кайфануть.
С большей половиной изложенного категорически не согласна- но почитать стоит. Хотя бы для того, чтобы ещё раз убедиться: сколько людей- столько и мнений. Самомнение автора (инкогнито?!!) бьёт через край: претендовать на последнюю инстанцию (видя лишь один состав?! Да без Иващенко о роли Ассоль вообще можно не упоминать!
Я была в тот же день и получила практически по всем пунктам абсолютно противоположное впечатление. Не знаю уж, как там смотрелось на первом ряду, но из середины амфитеатра и со звуком, и со светом были определённые проблемы. Возможно, прошлогодний вариант — это как «первая любовь», но у меня всё внутри противилось такому «усовершенствованию». Ведь кто-то же был его инициатором?! Значит это было кому-то нужно?! Кому?! Явно не зрителям…
Я вас поздравлю: вы — первый комментатор, от которого мне прилетело не за отрицательный, а за положительный отзыв. :)
ну протест начальный понятен, а потом можно распробовать и вникнуть в новый вариант, который не так уж плох в итоге. И Ажажа прекрасная Ассоль. Люблю обеих, хотя факт, что Оля поет круче в разы.
Конечно всё профессионально описано. Ну вот я ходил два раза. 9го и 13го. И насчёт Грея, скажу вам, вы погорячились. Советую сходить на тот состав который был 13го.
Была: https://theatreworld.ru/?p=4773