День рождения — лучший праздник. Даже если виновником торжества являешься не ты, единственный и драгоценный, а твой любимый спектакль. Особенно если спектаклю этому исполняется 26 лет (из них лично ты его смотришь с разнообразными промежутками 22 года).

Проще говоря, 12 июля 1990 года состоялась премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» в театре им. Моссовета. За все годы спектаклю выпадало счастье играться в день собственного рождения, судя по информации с сайта jcs-mossoveta.narod.ru, всего-то два раза: в 2008-м и вот сейчас.

Так что ничего удивительного даже с лупой нельзя обнаружить в том, что наше креативно-сумасшедшее общество ценителей ИХС решило устроить себе 12 июля торжественный праздник, первой частью которого стало, безусловно, посещение Театра им. Моссовета. Вот о нём я вам и поведаю.

В последнее время я смотрю ИХС примерно раз в месяц, потому успела понаписать огромадную гору отзывов разной степени конструктивности. И я целый день ломала себе голову, размышляя, что бы сочинить такое эдакое, чтоб не получилось сказки про белого бычка, когда из одного отзыва в другой переходят мысли, абзацы и восхваления (равно как и порицания).

А потом я махнула рукой и рассудила, что раз они там 26 лет показывают одно и то же (чему мы только от всей души радуемся), то мне чего переживать? Вот и получайте очередную реку восторгов и восхищений «Суперзвездой», которую я готова изливать днями и ночами.

И не думайте, что я одна такая ярая ценительница ИХС — в зале были заняты все места, включая те, что на верхних ярусах. Чуть ли не новые ряды в срочном порядке пристраивать пришлось. И не потому столь многолюдно было, что народ стройными толпами на день рождения спектакля явился (большая часть публики о праздничной дате вообще ни сном, ни духом была). Это ж «Суперзвезда», тут всегда так. Да, даже летом.

А потому что умудряется ИХС спустя два с половиной десятка лет после появления на свет оставаться не памятником себе, а живым, будоражащим душу спектаклем. И винить в этом можно только их — труппу театра им. Моссовета и приглашённых в «Суперзвезду» товарищей.

Весь состав артистов, имеющих удовольствие (надеюсь, имеющих удовольствие) играть в ИХС, прекрасен. Но есть у меня, чего уж греха таить, свои любимчики. И вот за что-то благоволят мне небеса, а иначе чем объяснить тот факт, что 12 июля как специально для меня каст подбирали?

Правило «Каждому — своё» пока ещё никто не отменял. И мой состав-фаворит спустя 22 года всё ещё умудряется постоянно удивлять меня новыми поворотами душевных терзаний, стремлений и мотиваций персонажей. Ну, и просто именно эти артисты представляют историю под наиболее достоверным для вашей покорной углом.

Вот и на сей раз «Суперзвезда» была той же — но абсолютно иной. Я б назвала всё увиденное «Днём жёстких мужиков». Прямо таки «Челябинская «Суперзвезда» — она настолько сурова, что даже артисты балета взглядом гнут декорации».

И посреди всех этих серьёзных мужчин нежной розой блистала Магдалина — Ирина Климова. Как же я люблю Ирину Михайловну в этой роли… Верю я ей — и что любит, и что хочет спасти и защитить, и, конечно же, что перековалась она из представительниц древнейшей профессии в законопослушные граждане. Да и привыкла я, что Магдалина-Климова донесёт все нюансы музыкального материала. Кто предпочитает иных Марий — имеет на то полное право. А я вот свой осознанный выбор сделала давно.

Ну, а от Климовой, представляющей в ИХС прекрасную половину человечества (если не считать балет), перейдём к мужчинам повышенной брутальности (ну, я не знаю, может, всех массово за кулисами Валуев покусал?..).

Любимейший из любимых Ирод — Андрей Смирнов. Нет большего счастья, кроме как видеть свежие нотки и в Ироде. Раньше как-то более однообразен Андрей был… много-много лет назад. А сейчас — чудо же. Ценю этого Ирода за то, что небольшой кусочек постановки превращается в полновесный спектакль — с завязкой, кульминацией и развязкой. В финале сцены персонаж Смирнова отличался повышенной непререкаемостью и суровостью, и на месте Иисуса я б по доброй воле убежала от эдакого самодура подальше.

Троица заслуженных первосвященников — Вячеслав Бутенко, Андрей Межулис и Леонид Сенченко. Я их обожаю — они оттаяли от ледяной коры и снова стали чудесными и настоящими. На сей раз — ещё и крайне зверскими и жёсткими (ну, это я про Бутенко с Межулисом по большей части).

Самый мягкий человек мужского пола на сцене в этот вечер (хотя, казалось бы, обычно бывает наоборот, но тут остальные постарались) — Олег Кузнецов в роли Симона Зилота. Ну, он, знаете ли, такой знатный тролль, этот Симон, в свою игру играющий. И, увы, 12 июля он был на сто процентов бессилен что-либо предпринять — посреди таких-то жёстких типов. Если в другие вечера есть ощущение, что Зилот своего добьётся, то в данном случае — не вариант вообще. Интересная картинка сложилась в итоге. А кто слова забывал? А кто-то забывал, да?..

Ооооо… Тот, по кому я скучала — аж ручки дрожали. Понтий Пилат — Александр Яцко. Да-да-да, Александр Бобровский — он среди меня в Пилатах бест оф зе бест. Но тут же Яцко!.. И пусть мне хотелось чуть больше эмоций на протяжении всех сцен, чем: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..» Простите, «стал управлять этими людьми»… но какой же Яцко великолепный… Это — очень интересный Пилат. Замечательный. А ещё он играет не столь часто, и потому видеть и слышать его — отдельная радость. Вот просто спасибо тем, кто в составы вписал Яцко. И, нет, тут всё было сыграно мягко — аж донельзя. И потому деяния смотрелись в три раза жёстче.

Стррррашный человек… Иуда Искариот — Александр Емельянов. Саша — мой любимый на настоящий день Иуда. И мне глубоко и широко фиолетово, что ему, баритону, не совсем удобно петь свою партию (хотя он нашёл свою манеру, и звучит ну тоже совершенно необычно). Но прежде я любила Иуду-Емельянова за что? За то, что это был такой инфантильный тип, который сам не понимал, чего он хочет (прям с меня срисовали). И вот 12 июля — и выходит такой Александр… И я в шоке. Ребята, я его испугалась. Самый жёсткий мужик спектакля — это на данную кассу. Я не понимаю, откуда Емельянов вытащил то, что показал зрителям 12-го числа. Ну, не было и капелюшечки того, что он выдал, прежде. Был раньше — почти ребёнок, трогательный, неуверенный, битый жизнью, может, не совсем умственно полноценный. Стал… Жёсткий (а это — наш основной термин сегодня), но верящий в направление, куда указывает Иисус, чувак. Да я его сама испугалась, ей-ей!.. Я понятия не имею, как один и тот же человек может в одном и том же спектакле сделать одну и ту же роль столь по-разному. Такого жёсткого (да! снова это слово!) Иуды я не имела счастья созерцать за все годы. Но за что я особенно ценю Емельянова — так это за детальность. Она была раньше — она и осталась. Каждая секунда существования данного персонажа ясна даже тому, кто вообще не потрудился прийти в театр. Вы слышали овации в финале? Нет, не тогда, когда выключается свет, а когда Иуда садится на мотоцикл? Это был один из самых сильных моментов спектакля — когда Иисус и Иуда обнялись и уехали вдаль. И основная заслуга в этом — гражданина Емельянова, который и повидавшую спектакль меня вывернул наизнанку. Лично я испытала подобное — во время упомянутой выше сцены — впервые. Спасибо Саше! Дайте мне этого Иуду побольше — и, знаете, эдакими глобальными порциями, а?..

И про девочковое: о-бал-ден-ная причёска у Емельянова была!.. Просто вот себе такую хочу!.. :) Шучу. Но стрижка — класс.

А теперь делаем серьёзное лицо — ибо главный герой и мой наилюбимейший Иисус, Евгений Вальц. И ладно вокал — тут всё традиционно так хорошо, что хочется поставить клеймо: «Идеально». Ну, умеет человек феерически петь. Но снова — актёрская составляющая. И снова — что-то абсолютно достоверное и… неведомое прежде. Да, в первые годы хождения на ИХС я была уверена, что Иисус — это такая скучная роль, функция, которую как-то спой — и ладушки (ну, мала я была, чтобы оценить смирение Казанчеева, сейчас рву и мечу). А вот теперь мне в любом составе Иисусов в полной мере отсыпано в главной роли. Прям до ушек — и выше. Но, извините, лично я сильнее всего верю гражданину Вальцу. Именно с ним у меня складывается вся история от и до. И это при том, что Евгений каждый раз отыскивает в своём персонаже некие новые грани. И каждый раз — в точку. Так вот, про «жёстких мужиков». Вы б видели, как 12 июля Иисус гонял тряпками народ из храма (finally!..). И как он на них орал… впрочем, не хуже и на калек в следующей сцене. Ещё Иисус нехило так навопил на Иуду — мол, предатель ты, предатель. И ведь ни разу это не смотрелось излишним. Просто лично ваша покорная отметила, что все, как один, жестят. Не было такого прежде. Но в целом же получилось превосходно. В одни же ворота все граждане били. (Нет, ну, право, если их никто за сценой не покусал — может, «Дом-2» показывали и запрещали глаза закрывать?..). И была ТАКАЯ «Гефсимания»!.. И был ТАКОЙ диалог с Пилатом (снова воспоём похвалы ещё и тов. Яцко)!.. Не, друзья, вы можете предпочитать любого Иисуса — а для меня вот наиболее близок данный.


Я неимоверно обожаю взаимодействие на сцене Иисуса-Вальца и Иуды-Емельянова. И я даже не знаю, какая из ипостасей второго упомянутого мне ближе — робкая и инфантильная или же суровая и мечущаяся. Но, как ни крути, этот дуэт рвёт из меня все находящиеся в организме жилы.

А тут ещё и Климова… Да и Смирнов… Ах, и Яцко… И все остальные. Плюс балет (блин блинский, ребята, прекращайте уже трепаться во весь голос на сцене — я сижу на первом ряду, я всё это слышу и матерюсь про себя). Красота же!..

День рождения удался на славу. Я вышла из зала и захотела петь и плясать — так мне было хорошо и легко.

Да, я люблю этот спектакль. Да, я приду ещё и ещё. И, нет, не всегда после закрытия занавеса я осознаю, что вот сегодня было нечто необычное. Радуюсь-то я и удовольствие получаю традиционно, но вот чтоб запомнить конкретную дату — редкость.

А тут я это сделаю. Ибо Иуда в новой версии от Емельянова — это, знаете ли, стоило того, чтобы посмотреть.


В общем, с днём рождения, ИХС! Долгих лет тебе жизни! Мы ж просто без тебя не сможем. Храни себя для нас. Мы тебя любим.


Фотографии с поклонов в Моссовете — традиционно гадские. На сей раз (чуть не впервые!..) имеется чёткий Вальц. А вот Емельянова я снимала-снимала — а печаль мне на весь объектив…

Один комментарий к “«Иисус Христос — суперзвезда»: день рождения спектакля…”
  1. Есть лишние билеты на спектакль Иисус Христос — суперзвезда (театр Моссовета), на 22 сентября 2016, может кому надо?
    Покупали здесь в агентстве http://vseconcerty.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.