Прошёл целый год (а ведь так сразу и не скажешь) с того дня, когда на суд публики было представлено авторское превью музыкальной драмы «Чертополох». И вот снова «Гластонбери паб», снова проект «АРТмосфера», и опять «Чертополох» — но только уже более полная версия, гастрольная.

Цитирую данные из релиза:

МОСКВА, 24 мая 2014 года
«ЧЕРТОПОЛОХ / The THISTLE»
гастрольная версия героической музыкальной драмы

Идея, текст, постановка – Ольга Моховая
Музыка – Леонида Головко при участии Ольги Моховой

Действующие лица и исполнители:

ГЕРОЙ — Антон Арцев
КОРОЛЬ — Александр Бобровский
КОРОЛЕВА — Алиса Суменкова
ДРУГ — Денис Дэмкив
МАТЬ — Ольга Моховая
ВЕСЕЛЬЧАК — Антон Дёров
В остальных ролях — Алексей Мусин, Иван Коряковский

Компьютерный монтаж фонограммы — Антон Арцев
Звукорежиссер — Андрей Артёмов
Художник по свету — Владислава Сёмина
Постановочная часть — Алексей Мусин, Михаил Липкин
Репетитор по пластике — Марина Климова
Костюмер — Динара Типаева
Главный администратор проекта — Анна Лукунина

Просто прекрасная компания собралась на сцене, правда? Только из-за этих имён стоило преодолеть дорогу до «Гластонбери» и провести полтора часа за столиком, глядя на родные уже лица и слушая любимые голоса. К тому же, нечасто в наше время встретишь на одной сцене Бобровского и Дёрова.

А теперь — непосредственно мои впечатления и фотографии, сделанных на верную фотомыльницу.

Основное отличие от прошлогоднего превью заключалось, как я уже отметила, в том, что на этот раз мы увидели связную историю. Услышали новые песни, оценили изменённые аранжировки и слова уже знакомых (кстати, «Тройной удар» мне больше нравился в «оригинальном» виде), немного погрустили над модификациями либретто.

Так, например, персонажи «Чертополоха» стали безымянными — в частности, сам Уильям Уоллес, главное действующее лицо, превратился в некоего собирательного шотландского «Героя». Исчез персонаж, на превью представленный Денисом Дэмкивым — королевский сын. Досадно, песенка у него была симпатичная. Потому возлюбленной главного героя стала не невестка короля Англии (ну, то есть супруга того самого «исчезнувшего» сына), а теперь уже его личная жена.

Да и сама история смотрится несколько странно — местами скомканно, местами — наоборот, затянуто (когда, скажем, исполняется подряд несколько песен на одну и ту же тему). Оказывается, причина в том, что нам показали не полную сценическую версию «Чертополоха», а специально адаптированный для показа в Шотландии вариант.

Ольга Моховая, автор и движущая сила проекта, дала мне исчерпывающие комментарии, которые расставляют все точки над ё. Итак, дело в том, что демонстрироваться «Чертополох» должен на фестивале FRINGE в Эдинбурге. Фестиваль этот имеет определённый формат, согласно которому выступления должны длиться от 60 до 75 минут. Вот потому двухактовый «Чертополох» был «ужат» до необходимого максимума, некоторых персонажей и связанные с ними сюжетные линии автору пришлось убрать, а между песнями появились игровые картины-переходы без слов, смысл которых понятен зрителю, говорящему на любом языке. Во время песен же на экране над сценой пускаются видеосубтитры на английском.

Что касается «безымянности» героев, то тут ситуация ещё более неожиданная. Оказывается, ценимый нами фильм «Храброе сердце» в Шотландии считают «фальшивым голливудским мылом, которое снял какой-то австралиец», а Уильяма Уоллеса шотландцы воспринимают не как спасителя нации, а всего лишь как одного из многочисленных борцов за независимость. То бишь, Уоллес там «популярен примерно как один из 26 бакинских комиссаров, а вовсе не как Чапаев». Странно мне это, конечно, но вот такая ситуация.

Но зато сама идея «Чертополоха» шотландцам понравилась, одобрили они и смысл текстов, и, конечно, впечатлило их, что тема величия Шотландии поднимается жителями совершенно другой страны. Посему «Чертополох» трансформировался, по желанию шотландской стороны, в обобщённую героическую притчу, возвышающую национальный дух, что вовсе не противоречит по мысли содержанию изначальной пьесы. Её, притчу эту, мы и посмотрели.

А королевский сын пропал из сценария потому, что в Британии к теме меньшинств относятся весьма трепетно, и, дабы не обидеть кого-то ненароком, создатели сочли, что лучше её оставить за кадром.

Так вот, такую «специальную версию» «Чертополоха» подготовили для шотландцев, а Ольга мечтает сделать для России полноценный музыкально-драматический спектакль по написанной ей двухактовой пьесе «Чертополох», рассказывающей именно об Уильяме Уоллесе и Роберте Брюсе. Ждём с нетерпением!

Вернёмся непосредственно к моему отзыву. Что мне понравилось, так это режиссура (спасибо Ольге за неё). Лёгкими мазками обозначены все события и перипетии. Наблюдать за происходящим на сцене было ну очень интересно. Особенно хочу отметить самое начало (вплоть до плевка на цветок чертополоха — здорово) и финал (сцену битвы, предательства и смерти Героя, когда меня аж до мурашек пробрало). Позы, жесты, мизансцены — красота. Что касается хореографии, то тут на уверенном первом месте, безусловно, Антон Дёров со своим «Килтом» (с ним танцевали даже стулья и столы), а на втором — каскад сальто и брейк-данс от Вани Коряковского.

Неплохое решение с костюмами. На них вы можете посмотреть на фото. Просто и элегантно (между прочим, идея и эскизы костюмов тоже принадлежат Ольге Моховой). Правда, артистам было в этих свитерках на сцене «Гластонберри» жарковато, но такова доля актёрская. :)

Музыкально «Чертополох» мил. Есть признанный всеми хит «Затяни потуже свой килт», который хоть сейчас на радио. Есть любимые мной «Чертополох», «Бог хранит тебя, Шотландия», «Любовь и рок» и «Слово рыцаря» (названия песен пишу по программке, которую раздавали год назад на превью). Есть «боевичок» «Тринадцатый век». Уже немало. Да и остальной материал нельзя назвать «проходным» (тут в качестве примера можно перечислить все остальные треки, кроме, может быть, песни Матери и Друга, которая не оставила следа в моей душе после первого прослушивания). Композиторы Ольга Моховая и Леонид Головко постарались на славу.

Ольге спасибо и за тексты. Не только не режут слух, но и хорошо запоминаются, и на второй припев уже можно подпевать персонажам. Ну, да, куплетно-припевная форма — не самая моя любимая в жанре мюзикла, но когда авторам удаётся при оной создать движение сюжета, а не просто проиллюстрировать оный, как в мюзиклах французских, стоит поаплодировать.

Теперь, что я особенно люблю, про исполнителей. Всего на сцене было 8 человек, и каждый из них — большой профессионал, работающий на полную катушку и с удовольствием. Результат представляете, думаю.

Пойду с конца списка, опубликованного выше.

В остальных ролях — Алексей Мусин, Иван Коряковский. То слуги Короля, то сторонники Героя… Сольно не пели, только на бэк-вокале были. Играли здорово. Про Ванины кульбиты и танцы уже говорила. Кстати, не слишком внимательно изучала афиши (а зачем — в любом случае же решила посетить мероприятие) и как-то упустила наличие в касте Коряковского. Еду, значит, в «Гластонберри» и ржу про себя: вот, мол, в последнее время ни одного проекта без Ванечки у меня не было, везде он в ансамбле (уж не помню, почему я вообще про этого артиста вспомнила, как-то мысль, понимаете, вывернула). Вот прикольно будет, если сегодня «Чертополох» начнётся, и он такой выходит. Ну, и что? Начинается «Чертополох», и из кулисы появляется Коряковский… А я что? Обрадовалась.

ВЕСЕЛЬЧАК — Антон Дёров. Этот — из сторонников Героя. Потом, как и Мусин с Коряковским, переходит в разряд иуд-предателей (а Иуда-Дёров — это всегда великолепно). Исполняет превосходную песню «Затяни потуже свой килт». Вообще, жаль, что вы этого не видели и не слышали. Антон поёт «Килт» шедеврально. А уж как он при этом вытанцовывает… Даже если б Дёров выходил только ради того, чтобы спеть «Килт» и уплыть в туман, он бы стал самым ярким пятном шоу. Но, к счастью, Антона было много (он даже чуток посвинговал), актёрски он был хорош, а вокально — ну просто глыбина. Замечу, что музыкальный материал «Чертополоха» очень подходит Дёрову. А в массовых песнях он традиционно перепел всех. Люблю Дёрова всей душой.

МАТЬ — Ольга Моховая. То есть, мать Друга Героя. Персонаж, сразу напоминающий Магдалину из «Суперзвезды». Когда Мать начала умолять Короля «пощадить её дитя», я реально испугалась, что Бобровский по старой памяти затянет текстовуху Пилата про «жалкий мандарин» (к тому же, на голове Ольги был платок, прямо как у Магдалины в этой сцене в Моссовете). :)

ДРУГ — Денис Дэмкив. Денис получил «повышение» — в превью он был всего-то сыном Короля, а тут стал Другом Героя. Собственно, эту роль год назад нам продемонстрировал Алексей Петрухин, и, буду откровенна, проникновенное «Слово рыцаря» он спел лучше Дениса. Нет, Денис — не самый плохой вокалист, наоборот. Просто Петрухин голосистей. А Денис зато играет достовернее и точнее. (Ну, и окружающие меня сообщили, что внешне он милее, так что никаких петрухиных!..) Просто эта конкретная песня, «Слово рыцаря», лучше подходит Алексею. Остальной материал Денис спел отлично, а в дуэте с Арцевым («Вот моя рука»), как мне показалось, он слушается гармоничней.

КОРОЛЕВА — Алиса Суменкова. Алиса — хорошая. Не могу поставить её в ряд моих любимых мюзикловых актрис (впрочем, он, ряд этот, у меня ооочень короткий — вот ряд любимых актёров длиннее), но плюсиком отмечу. Могла бы придраться к вокальным огрехам, которые наблюдались в первых песнях, но зачем?.. Их и была-та пара штук. (Ага, хитрая я — по сути-то придралась!..) Зато Алиса очень милая и трогательная. Ну, и, кстати, поёт-то она получше, чем многие наши мюзикловые звёзды первой величины. И я, правда-правда, с удовольствием бы смотрела и слушала её а не…

КОРОЛЬ — Александр Бобровский. Вот она, рыба моей мечты!.. В отзыве о превью (собственно, ссылка была выше, а если кто не ходил туда, так я повторю) я уже говорила, что только на одного Бобровского я бы поскакала в «Гластонберри» (я больше скажу — я бы полетела туда, даже если б на афише было имя … ; вероятно, вы знаете, как нежно и всей душой я её «люблю»). Александр Алексеевич — это скала, это, знаете ли, матёрый человечище!.. Первоклассная актёрская школа и фирменный «бобровский» вокал. Плюс «тот самый» подход к роли, который я полюбила ещё в 14 лет. Нет, я не на одного Александра Алексеивича пришла смотреть, но присутствие его несказанно радовало.

ГЕРОЙ — Антон Арцев. Вот зая. Долго себя сдерживала, чтобы этого не написать, но руки победили меня. Вокал Арцева завораживает. Это ж голосина такая, что ах… А ещё я люблю, как Антон жжёт на поклонах — будь это какие-нибудь «Алые паруса» или «Чертополох». Актёрски тут развернуться было не очень удобно — всё-таки, главный положительный герой. Но была любовная история, были битвы, была, наконец, смерть. Вот последняя меня прямо выморозила. Чуть не выскочила на сцену (благо, сидела рядом) да не разогнала всех этих редисок, которые Героя обижали. А ведь ещё год назад я к Арцеву относилась совершенно спокойно. И вот такая, понимаешь, загогулина. А что я поделаю, если он хорош на сцене?..

РЕЗЮМЕ. Да, изначально я хотела написать совсем другой отзыв. Но после ряда мучений и душевных терзаний получилось так. :) В сухом остатке — полное удовлетворение от увиденного и услышанного. Все недостатки или легко исправляются, или вообще будут отсутствовать в полной версии… буде такая появится. А вот шикарный состав исполнителей — это бесценно.

Эта история может затронуть сердца людей (и даже не потому, что на Украине… простите, в Украине сейчас что-то отдалённо похожее происходит). Тема свободы только кажется неактуальной.

Огромное спасибо Ольге Моховой за этот труд. За то, что она создала «Чертополох» и нашла небезразличных людей, вдохнувших в проект жизнь. И, конечно же, за подробные и интересные комментарии (как и за адекватную реакцию на мой отзыв).

Желаю удачи на гастролях в Шотландии… Ну, и в России долгой жизни «Чертополоху» желаю. А то пока лишь избранные могут собраться да зарядить во всё горло про «Затяни потуже свой килт». Даёшь каждому по килту!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.