Необходимость писать об очередном концерте проекта «АРТмосфера» — презентации музыкальной драмы «Чертополох» Леонида Головко и Ольги Моховой — поставила меня перед довольно серьёзной дилеммой. Дело в том, что есть объективные вещи, которые я вижу, слышу и понимаю, и которые относятся к разряду критики, а есть — субъективные: любимые актёры на одной сцене, домашняя обстановка клуба «Гластонбери» и ощущение «это было круто» по завершению.
Потому я, пожалуй, поступлю так: сначала отругаю, а потом буду петь дифирамбы.
Главный минус — длительность концерта. Да, я понимаю, что это была всего лишь первая презентация материала, в рамках которой спели только 13 песен из трёх часов написанного (по крайней мере, именно такую цифру озвучивала Моховая) плюс две на бис. Но длилось мероприятие немногим больше часа, что мало по сравнению с иными концертами «АРТмосферы». А если вспомнить, что после каждого из них хочется ещё и ещё, то вы поймёте, что час с хвостиком — на самом деле скромновато. (Мы, конечно, люди возвышенные, и материальное нам чуждо, но всё же я вот этими вот ушами слышала, как некоторые зрители сетовали, что за тысячу рублей могли бы и побольше спеть.)
Далее не могу не признаться, что много вопросов оставил и сам презентованный материал. Во-первых, постоянно ловила себя на мысли, что я всё это уже где-то слышала. В мозгу всплывали совершенно различные произведения, от «Эльфийской рукописи» группы «Эпидемия» до «You can leave your hat on», и, как я их не отгоняла, никак не желали уходить из ассоциативного ряда. Во-вторых, сюжет музыкальной драмы так и остался для нас тайной. Зрителям не пересказали краткое содержание, лишь туманно намекнув о пароблемах шотландско-английских отношений в 13 веке… Ну, и ещё там любовная линия есть, да. И для тех, кто не в курсе, поясню: чертополох — символ Шотландии. Отсюда и название.
Полагаю, было решено, что для первой краткой презентации пересказа либретто не нужно. Но для целостности восприятия хотелось бы понимать, в чём соль.
Ну, ложек дёгтя я набухала (а всё, больше ругать мне не за что), теперь перейду к медовой части повествования.
Начну издалека. Буквально накануне концерта появилось объявление, заставившее меня прыгать до потолка от счастья. Карма сжалилась надо мной: Андрей Александрин не смог участвовать в действе. Его согласился заменить прекрасный Денис Дэмкив, вы представляете?!. (Каюсь: в конце я говорила артистам, мимо которых проходила: «Огромное вам спасибо!» А Денису выдала: «Огромное вам спасибо… что не Александрин!» Зато честно.)
Потому ехала в «Гластонбери» я с радостью на душе — ещё большей, чем даже ранее. Ведь передо мной должна была предстать моя любимая Моссоветовская гвардия: Ольга Моховая (давно её не видела, но и она оттуда, из моей юности), Антон Дёров (низкий наш поклон и респект) и сам великий и ужасный Александр Алексеевич Бобровский, мужчина моей мечты актёр, лет пять, а то и больше, занимавший почётную должность моего любимого артиста (с 14 лет до… считайте сами). Да и сейчас размещающийся где-то в верхней части артистического иконостаса моей души (ну, там, как раз справа от Дёрова). Всё же, раз в «Суперзвезде» мы теперь не можем лицезреть Дёрова рядом с Бобровским, посмотрим на это чудо в «Гластонбери»!.. Иначе говоря, именно Бобровский был тем катализатором, который заставил бы меня доползти до клуба, даже если б по пути мне ноги отрезало.
Кстати, на входе выдавали программки. За так. Со вполне адекватной вёрсткой и полиграфией. Отметим плюсиком в графе «серьёзность подготовки».
Концерт (он же — авторское превью) вели Михаил Липкин и Ольга Моховая. Увы, Леонид Головко не добрался до «Гластонбери», потому Ольге пришлось отдуваться одной. Отвечать на вопросы Михаила (конечно, заранее заготовленные и отрепетированные), рассказывать о замысле и прочих инсайдерских и не очень вещах. Подкупало волнение Моховой. Было очень заметно, как её потряхивает. Неравнодушие — отличный признак.
О песнях же, кроме вышесказанного, могу поведать одно: драйв. Даже так: ДРАЙВ! Каждый из артистов откровенно пёрся от происходящего, этим заряжался зал и пёрся ещё почище. Потому оценить музыкальный материал более адекватно я смогла лишь на следующий день, прослушав диктофонную запись. Во время концерта актёры могли хоть «Во саду ли, в огороде» петь — с такой энергетикой, прущей со сцены, нам было всё равно.
Перечислю исполнителей, которые молодцы: Алексей Петрухин, Алиса Суменкова и сама Ольга Моховая. Теперь перейду к тем, которые большие молодцы. Конечно, уже упомянутый мной Денис Дэмкив. Моя рецензия после его песни звучала так: «Ну очень милый!..» И это я не про актёра, это я про его образ (впрочем, Денис тоже милый, уговорили). Следом идёт вселенское зло (по роли в «Чертополохе», не подумайте чего зря) Александр Алексеевич Бобровский. Ничего более не скажу, просто скромно сниму шляпу и постою в сторонке. Теперь напишу про Дёрова. Его в «Гластонбери» я могу смотреть бесконечно. Да, и слушать, конечно, слушать тоже. Кстати, Дёров в килте — это забавно.
И напоследок — главный герой, Антон Арцев. Нежно люблю вокал Арцева, его тембр. В «Гластонбери» порадовалась от души, ибо он пел больше всех. Но и Арцев, и все остальные вокально блистали. Жаль, что песен было всего 13, и Дэмкиву с Петрухиным досталось буквально по полторы песни (Петрухину чуть больше, ибо второй песней у него был дуэт с Арцевым, а у Дениса — подпевки припева сольника Бобровского). И очень мало было Александра Алексеевича… Баба Яга против!
Так что, вспоминая вечер, могу признать, что он — удался. Именно как концерт. Я не знаю, какое будет будущее у «Чертополоха» и будет ли вообще. Я в данный момент не берусь оценивать этот проект, ибо, хоть и посетила презентацию, не могу сказать, что что-то об этой музыкальной драме знаю. Тем не менее, Ольге Моховой — удачи в её начинаниях. А мы подождём и понадеемся на лучшее. И для зрителей, и для авторов проекта.