Узнав о том, что Роман Игнатьев и театральный проект «Суета сует» собираются презентовать московской публике мистерию «Давид», я весьма заинтересовалась данной новостью. Ещё бы: композиторский талант Игнатьева известен всем театралам (ну, уж мюзиклы Театра оперетты точно у всех на слуху), а тут сей творец собирается предстать ещё и в ипостасях драматурга, режиссёра-постановщика и сценографа — любопытство не могло не взыграть.
Потому как тут варианта было всего два: я либо выйду из зрительного зала со сломанным мозгом и попробую забыть увиденное (ибо миры Романа Игнатьева бывают очень своеобразны), либо буду в воздух чепчики бросать от восторга, захлёбываться эмоциями, рассказывая о спектакле, и советовать всем приехать в концертный зал «Моспродюсер» (что в центре культуры и искусств «Щукино»), дабы лично приобщиться к этому шедевру.
И 12 декабря, в день премьеры, уже с первой сцены я осознала: с «Давидом» необходимо познакомиться каждому! Он невероятен!
Я смотрела на действо, как бандерлог на Каа, впечатляясь и обманчиво простыми, но исключительно точными и выразительными режиссёрскими решениями, и просто шедевральным световым дизайном Антона Поморева (при участии Романа Игнатьева)… Надо сказать, световая партитура подобной сложности — штучное явление.
Лаконичны и функциональны декорации (сценографы — Роман Игнатьев, Полина Игнатьева, художник-технолог — Николай Дели), выразительны и оригинальны одежды персонажей (художник по костюмам — Дарья Лосякова) — к слову, поприсматривайтесь к их деталям, они того стоят.
Давненько так хорошо не было моим ушам! И технически всё было идеально (спасибо саунд-дизайнеру Андрею Обыденникову и звукорежиссёру Павлу Свиязову) — наконец-то я просто плыла на волнах звука, не страдая и не вслушиваясь мучительно в текст. И музыка — ах, какая была музыка!
Роман Игнатьев творил так, как жаждалось его душе, создавая куда более сложное по форме (нежели привычно тем же зрителям Театра оперетты) полотно, при этом сразу же «ложащееся на слух» и вызывающее одно желание: заполучить эту красоту в студийной версии как можно скорей. Немного этники, капелька лирики, много, много отменного рока, несколько однозначных хитов (скажем, финальную «Звёздам» вы, гарантирую, будете напевать про себя как минимум по пути домой)… Спасибо композитору за аудиальное счастье!
И для окончательного экстаза — артисты, которым автор доверил своё детище. Безукоризненный вокал, глубокое проживание ролей, великолепное партнёрство — в общем, не каст, а конфетка. Жажду воспеть хвалу каждому — но учтите, что я говорю именно о премьерном составе, в дальнейшем вас могут радовать и иные исполнители.
Мощнейший Григорий Данцигер (старый Давид) и сама грация Диана Владимирова (Ависага) лишены возможности демонстрировать певческий талант: роль первого — глубоко драматическая, второй — пластически-драматическая (необходимо выразить уважение и хореографу проекта, а также помощнику режиссёра Екатерине Кисловой). «Давид», чтоб вы понимали, история, музыкой пронизанная, но Роман Игнатьев создал многоплановый и многогранный спектакль, где важны не только песни, но и и язык тела, и световые акценты, и, особенно, диалоги. Роли старого Давида и Ависаги здесь — осевые, вокруг них разворачивается действие, но при этом данные персонажи — не просто эдакие «нарраторы», они двигают сюжет активней прочих, и артисты филигранно справляются с такой «двойной нагрузкой».
Ценимая мной Сэсэг Хапсасова воплощает прекрасную Вирсавию — ту, ради которой Давид пошёл на самое страшное. Любовь, всепрощение, понимание — суть Вирсавия. Бесценно иметь такую спутницу жизни. А если вдуматься — и у этой героини второе дно имеется, ведь первого мужа, Урию, она, откровенно говоря, предала…
Перечисленная выше троица отлично знакома поклонникам ЦДР, а вот Анна Подсвирова служит в экс-Театре Романа Виктюка (а также с завидной регулярностью радует любителей в очередной раз упоминаемого мной Театра оперетты). И её пророк Иона — это нечто неописуемое. Для гласа Божьего абсолютно не важен пол, возраст, национальность (даже реальный исторический период, в который он жил, если верить энциклопедиям) — он воплощает рок, он подталкивает Давида к тому решению, которое было предопределено, но пока ещё не принято старым царём. Иона Подсвировой и инфернален, и как-то особенно по-человечески близок одновременно, он здесь — не только глас небес, но и воплощение народа, жаждущего понять, каким станет будущее.
Андрей Белявский (Урия) хорошо знаком столичным (и не только) фанатам мюзикла как жанра. В «Давиде» ему (не впервые уже) достался персонаж, невероятно подходящий артисту: честный, смелый воин, любящий супруг — в общем, настоящий мужчина. Ценителей вокала Белявского радую: будет чем насладиться.
Ну, и ещё в одной роли (точней, сразу в двух — молодого Давида и его сына Соломона) — главная загадка каста, Никита Киоссе. Этого молодого человека большинство знало как поп-исполнителя (остальные не знали вообще), и представить, каков он окажется на театральной сцене, было решительно невозможно. И я вам честно скажу: Киоссе шикарен! И вокально идеален, и актёрски не придерёшься. Два значимых персонажа (впрочем, в «Давиде» иных и не предусмотрено) — совершенно разных, не похожих друг на друга, отличающихся и внутренне, и внешне. Из одной ипостаси в другую Киоссе «перепрыгивает» за какие-то секунды — будто бы всю жизнь такие задачи перед ним ставились. Харизма, обаяние, мастерство — и заслуженные аплодисменты в финале. Было бы интересно увидеть Никиту и в других постановках.
Вот сложите всё вышеизложенное — и станет однозначно ясно, что смотреть «Давида» нужно в обязательном порядке. Впрочем, есть и ещё одна сильная сторона мистерии: либретто.
Да, в основе сюжета лежит ветхозаветная история царя Давида. Но я вас обрадую: во-первых, никто не будет напирать на религиозные аспекты — исключительно на общечеловеческие (хоть голос Бога и прозвучит над залом). Во-вторых, абсолютно не нужно помнить, что именно говорилось в сакральных книгах о Давиде и его жизни (понимаю, сейчас немодно в подобном признаваться, но вдруг вы, скажем, буддист). Достаточно знаний о том, что в юности этот герой победил великана Голиафа, бросив в него камень. А всё остальное вам будет преподнесено по ходу спектакля — да, в авторской трактовке, но крайне стройно, логично, в стихотворной форме (крепкой и благозвучной) и с правильной, цепляющей душу моралью.
Это потом вы приедете домой и освежите знания о Давиде (там и притча пророка Нафана, звучащая в финале спектакля весьма нетривиальным образом, понятна станет). А в зрительном зале просто ныряйте в глубины мистерии — и растворяйтесь в них…
«Мистерия „Давид“ — история покаяния», — говорит Роман Игнатьев. И добавляет, что покаяться перед Богом проще, нежели перед близким человеком. Впрочем, прощение возможно и без покаяния (Вирсавия подтвердит). Другое дело, что самопрощения не будет без оного. И Давид должен преодолеть сложный путь к покаянию — а мы вместе с ним.
Мне в последнее время нечасто хочется пересматривать даже самые гениальные спектакли — но вот «Давид» манит с неистовой силой. Как-то так всё в нём сложилось, так продумалось, сотворилось и заиграло, что расстаться с мистерией просто невозможно. Да и потом, если что-то создано с любовью — это видно.
«Давид» — это человекопонятная и очень красивая философия, это размышление о важном и вечном, это сплетение драматического и музыкального театра, это феноменальная музыка, наконец. Браво всем причастным!