Невероятно хочется грустно пошутить, что «Сто бед» — это то, что творится со столичными театрами на протяжении нескольких последних сезонов. Но сейчас нам с вами важно, что «Сто бед» — это свеженькая премьера Театра Вахтангова по рассказам Эмира Кустурицы — «Пупок – врата души», непосредственно «Сто бед» и «Короче… сам знаешь…»
Инсценировка и постановка была доверена Галине Зальцман, достаточно вольно обошедшейся с исходными текстами, сплетя их воедино, переосмыслив и добавив в них дополнительную дозу «Кустурицы»… ну, как себе это представляла режиссёр. Здесь есть рассказчик — Эмир, он же автор (Евгений Кравченко, абсолютно неузнаваемый благодаря трудам художника-гримёра Екатерины Грязновой), ведущий публику тропинками своей памяти по канувшей в Лету Югославии (вот на эту тоску по былому может очень гармонично наложиться «наша» ностальгия по СССР — точней, по нам самим маленьким или молодым), по её городам, людям… Есть яркие, несколько комичные, но, однозначно, симпатичные персонажи (на сцене их, сменяя ипостаси и характеры, воплощают как признанные «вахтанговские» мастера, так и «свеженькие» участники стажёрской группы — Артём Пархоменко, Светлана Йозефий, Егор Разливанов, Владимир Симонов-мл., Сергей Барышев, Альбина Абрамова / Анна Ляхова и Михаил Коноваленков).
Есть крайне кинематографичное оформление камерного зала Симоновской сцены, превращённого в заброшенный старый кинотеатр, нашпигованный то ли хламом, то ли детальками человеческих жизней (художник-сценограф — Семён Пастух, художник по свету — Александр Матвеев, видеограф — Дмитрий Мартынов; здесь же за компанию упомяну художника по костюмам Яну Глушанок). Есть невероятно атмосферная музыкальная составляющая — причём, как «фоновая», авторства композитора Валерии Коган, так и «живая», исполняемая артистами на радость зала.
Есть масса задумок, оригинальных решений, смелых идей… А вот той самой театральной радости — нет.
Вполне возможно, ярые поклонники творчества Кустурицы увидят в спектакле нечто своё, ценное — и выйдут из зала наполненными и умиротворёнными. Всех остальных же ждёт двухчасовое испытание, с завидной регулярностью затягивающее в водоворотики скуки. Дело в том, что за поисками и попытками погружения в смыслы потерялась… суть.
Зерно каждого из рассказов или размыто, или же совсем утеряно, и что хотел сказать Кустурица, можно понять только после прочтения книги-первоисточника. Сложно посягаемы детали: например, за что и окружающие, и родная семья так не любили папу-военного из рассказа «Сто бед»? Печатный текст всё расставляет по полочкам. Галина Зальцман предлагает просто поверить описанию «от автора», делая сего «спорного» отца столь же милым и обаятельным, как и все прочие герои.
Где, зачем и почему жил карп — один из ключевых (пусть и воображаемых) персонажей всё того же «Сто бед»? А табличка с надписью «Сто бед» реально висела у карпова обиталища? По книге всё ясно. По спектаклю — поди разбери. Что делал в семье героев двоюродный брат Недо из рассказа «Короче… сам знаешь…»? Как и когда к Алексе проникли воры? В общем, подобных шероховатостей я могу ещё массу наперечислять — просто пройдясь по сценам подряд. И это не режиссёрские иносказания (тут вообще поразительный момент: то, что зрителю этими самыми иносказаниями кажется, в реальности является высказыванием постановщика «в лоб», на полном серьёзе), это действительно недостаточность исходных данных, не позволяющая прикипеть к сюжету.
Лично меня ещё покоробили совершенно не нужные и крайне натуралистичные «кровавые сцены» (и если, например, момент с собакой хотя бы объясним в контексте происходящего, то задумка с морковкой для вашей покорной за гранью добра и зла). Я, наверное, понимаю, что хотела сказать режиссёр, и какой атмосферы нагнать, но получилось ой как неприятно и антиэстетично (прямо таки вайбы «Дон Кихота» Театра Наций ощущались — и это, поверьте, совсем не комплимент).
И тем не менее, «Сто бед» отнюдь не входит в число самых громких неудач Театра Вахтангова. Этот спектакль всё же способен затянуть в своё нутро и влюбить в персонажей, антураж, настроения и энергетику действа — да, не каждого зрителя (я вот, как вы уже поняли, не вхожу в число сих счастливцев). Но, при всей его спорности, это творческое высказывание не лишено интереса. Правда, было бы лучше, если б режиссёр сосредоточилась на текстах, а не на попытках добавить в Кустурицу ещё больше Кустурицы… И тогда, вместо размышления по поводу ста постановочных бед, можно было бы просто погружаться в ткань спектакля, вспоминать улицы Белграда и реку Саву, соглашаясь, что путь из аэропорта лежит через чудеснейший мост (простите, это личное — но вот если б не сии душевнейшие воспоминания, «Сто бед» стали бы для меня ещё большим испытанием), и не пытаться собрать воедино театральный пазл, безрезультатно анализируя, кто тут на ком стоял.
PS. А вот пасхалка с табличкой «Zabranjeno pushenje» («Не курить») милая. Именно так изначально называлась группа Кустурицы The No Smoking Orchestra. Люблю подобные мелочи.