Театр Терезы Дуровой (для «староверов» — Театриум на Серпуховке) славится уникальными музыкальными постановками, аналогов которых вы не увидите нигде. И действительно: когда материал создаётся специально для этого театра, когда постановочная команда подходит к делу с любовью и профессионализмом, когда артисты талантливы и разноплановы, получаются поистине штучные спектакли — и неважно, для взрослой публики или для малышей.
Всё вышесказанное в полной мере касается сентябрьской премьеры Театра Терезы Дуровой — музыкального спектакля «Малахитовая шкатулка». Конечно же, в основе постановки — уральские сказы Павла Бажова (кроме титульного — ещё «Медной горы хозяйка»), автором пьесы стал штатный драматург театра Артём Абрамов, а музыку, радующую слух, разноплановую и разностилевую, написал Сергей Кондратьев (оркестр под руководством которого и создаёт мелодическую ткань постановки — вживую, как мы любим).
Художник-постановщик Мария Рыбасова, художник по костюмам Виктория Севрюкова и художник по свету Денис Гришин сотворили суровый, но притягательный мир того самого старого Урала — селение рабочих-горняков, их одежды и дома окрашены почти такими же тёмными цветами, как и нутро горы, в которой тяжело трудятся мужчины. Потому что свет тут — в людях, в душах. Он открывается не каждому — как драгоценный камень-малахит в забое.
Спектакль в целом довольно тёмный — тем контрастнее смотрится демонстрация богатств Хозяйки Медной горы (воплощаемых в «виртуальную жизнь» силами технических средств). Но вообще же — не ожидайте постоянного блеска изумрудов и прочих каменьев (почему-то нередко со сказами Бажова рождаются именно такие ассоциации; и я лично слышала, как некоторые зрители сокрушались, что им, де, сияния драгоценностей не додали). И литературный оригинал, и следующая ему постановка не о том. Они — о настоящих людях, об уральцах, о верности, храбрости, трудолюбии… И в этом — главная ценность «Малахитовой шкатулки».
Режиссёрский почерк Терезы Дуровой поклонники театра хорошо знают, вот и свеженькая премьера их не разочарует: здесь всё масштабно, глобально, динамично, энергично и очень красиво. И, да, перед нами не мюзикл, а на самом деле музыкальный спектакль: сольные арии имеются исключительно у Хозяйки Медной горы (шикарная Анастасия Тюкова), весь остальной песенный материал доверен вокальному ансамблю, как бы комментирующему происходящее.
Прочие действующие лица (Владислав Савчук — Данила, единственный персонаж, сохранивший имя из сказов Бажова; Любовь Никулина — Аннушка, возлюбленная Данилы; Сергей Лобанов / Алексей Дындыкин — старик Горыня) выполняют, скажем так, драматически-танцевальную функцию. И делают это великолепно. Отдельные аплодисменты зала — компании антагонистов в лице владельца шахты Мормагона (Сергей Батов; кстати, славянское имя «Мормагон» значит «играющий со смертью» — что мы и видим в спектакле), его жёнушки Ядвиги (Юлия Юнушева) и приживалок Клавки и Ларки (Маргарита Белкина, Татьяна Калакина).
Кстати о танцах: Артур Ощепков отменно потрудился и поставил столь необычную и выразительную хореографию, что даже я, обычно обращающая основное внимание на другие составляющие спектаклей, не могла оторвать глаз от тел и движений. Спектакль — о нашем, прошлом, исконном. Хореография же — свежая, современная, но при этом с эдаким «народным нутром» (к слову, то же самое можно сказать и о музыке, и о костюмах, и о подходе сценографа к оформлению постановки, и, конечно же, о самой режиссёрской концепции, в рамках которой всё вышеперечисленное и создавалось).
Сюжет вы, полагаю, в целом представляете и сами: деревня горняков, которых со слезами каждый день провожают в забой жёны. Оно и понятно — кто знает, вернёшься ли ты на этот раз? Горы суровы. Да и хозяин шахты, жадный и злобный Мормагон, не знает жалости. Младой Данила, мечтающий стать камнерезом, тоже вынужден гнуть спину в забое. Там к нему однажды и выходит Хозяйка Медной горы, велящая передать посланьице Мормагону — неприятное, надо сказать. Данила сдерживает обещание — озвучивает Мормагону слова Хозяйки, несмотря на неотвратное наказание…
И оно не заставляет себя ждать: Данила должен ещё тяжелее и больше работать в шахте — на цепи и без возможности выйти на белый свет. Тут-то Хозяйка Медной горы и благодарит его — обучает искусству резчика, а когда юноша отказывается остаться навеки с ней, дарит малахитовую шкатулку для его невесты Аннушки. Одно плохо: теперь этой шкатулкой жаждет завладеть супружница Мормагона Ядвига…
Сбросят ли горняки гнёт Мормагона, найдут ли счастье Данила и Аннушка, расцветёт ли искусство резчиков на Урале — вы узнаете, если придёте в Театр Терезы Дуровой (нет, понятно, что случится полный хэппи-энд, но каким именно образом, я вам не раскрою; хотя замечу, что в действиях Мормагонова окружения логики мало — и чего им дома не сиделось, простофилям?).
Важный момент: собираясь привести подрастающее поколение на «Малахитовую шкатулку» (а спектакль маркирован как 6+, хотя, как по мне, лет до девяти минимум я б рекомендованный возраст сдвинула), вдумчиво оцените, осознает ли наследник, что вообще происходит на сцене. Будет не лишним и прочитать вместе с дитятком сказы Бажова (хотя бы те два, которые лежат в основе спектакля), и проговорить, кто такие горняки, почему их труд был не только тяжёл, но и опасен, кем по отношению к горнякам был Мормагон (в сказах — барин), почему он всецело властвовал над душами и телами крестьян (и я напомню, что Бажов писал о временах, когда крепостное право было в полном своём праве)… Ну, и о том, что такое малахит, как он выглядит, как и что из него изготавливают. В обычной жизни ребёнка 21 века всё вышеперечисленное не встречается, так что проведите подготовительную работу в обязательном порядке.
И приезжайте в Театр Терезы Дуровой — здесь умеют делать «народность» без «клюквенности», здесь понимают, что и зачем хотят сказать зрителям, здесь малышей познакомят с настоящим музыкальным театром, а взрослым позволят расслабиться и оценить работу истинных профессионалов. А это, знаете ли, в наши дни уже можно считать реальным сокровищем.








