Всё началось с концерта-посвящения Леониду Енгибарову под названием «Грустный клоун». 15 марта 2025 года, в день, когда клоуну с осенью в сердце могло бы исполниться 90 лет, Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой на полтора часа превратился в цирковую арену, на которой состоялось феерическое представление, насыщенное песнями и стихами. Оно и понятно: Камбурова и Енгибаров были дружны и даже планировали создать совместную программу — но, увы, судьба не позволила этим планам воплотиться в жизнь.
Действо оказалось настолько впечатляющим, что было решено оставить его в репертуаре театра — немного трансформировав, переосмыслив и посвятив не Енгибарову конкретно, а всем клоунам былого и настоящего вообще. Так и родился концерт-ревю «Мой клоун» с подзаголовком «4/4 пути», отпремьерившийся 5 июня. И получилось, как это водится у Театра Камбуровой, нечто большее, нежели просто концерт.
Игорь Жигалов (режиссёр-постановщик и художник-постановщик, а также один из исполнителей спектакля) создал почти магическое, драматургически выверенное полотно, соединяющее театр и цирк. Хорошо знакомые публике «камбуровцы» Анна Леванова, Галина Войниченко, Лада Марис, Ольга Тенякова и Полина Чернова (ответственные за вокальный компонент ревю) сплотились в одном ансамбле с цирковыми артистами Надеждой Безматерных, Максимом Масютиным и Леонидом Паршиным (плюс — упомянутый выше режиссёр), а верховодила этим великолепным коллективом, властвуя душами зрителей, сама Елена Антоновна Камбурова.
Акробатика, жонглирование, клоунада сплелись со строками Леонида Енгибарова (который, если вдруг кто-то сей момент упустил, был ещё и писателем), перетекающими в песни Евгения Крылатова, Франсиса Ле, Юрия Саульского, Ива Монтана (все — из репертуара Елены Камбуровой) и авторские композиции музыкального руководителя постановки Олега Синкина. Его роялю составляли компанию гитара (Вячеслав Голиков), флейта (Пётр Тишков), аккордеон (Евгений Алтудин) и перкуссия (Денис Любаков).
Кульминацией же действа стала песня «Маленький принц» (и я искренне считаю, что её имеют право исполнять исключительно в этом театре!) и, конечно же, «Натянутый канат» Владимира Высоцкого (те самые «4/4 пути»), который Елена Антоновна превратила в истинный гимн жизни. Честное слово: я никогда не слышала, чтобы эту песню проживали так. Безусловно, Камбурова — абсолютно уникальное явление в нашем мире!
Тонкий, мастерски поданный, душевный, созданный с огромной любовью спектакль (а я настаиваю: «Мой клоун» — это именно спектакль, а не концерт) — отличное лекарство для тех, кто загрустил и жаждет влить в свою жизнь дозу живительного искусства. Уж мне поверьте — я терапию Театром Камбуровой прохожу регулярно!






