Уже совсем скоро, 23 и 24 января, в Центральном академическом театре Российской армии состоится премьера долгожданного спектакля «Роман», который народный артист РФ Александр Лазарев создаёт на основе «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова. И это будет не только первая премьера театра в наступившем 2025 году, но и первая работа Александра Александровича Лазарева как постановщика на посту главного режиссёра Театра армии.
Дабы скрасить ожидание премьеры и немного приоткрыть завесу тайны над грядущей постановкой, под занавес года театр пригласил представителей СМИ и блогеров на открытую репетицию спектакля. Шумная и суетливая компания была встречена директором Театра армии Миленой Авимской, которая, выступив в роли радушного гида, провела собравшихся по неведомым обычным зрителям лестницам на самый верх — под ротонду с флагом, где расположился живописно-декорационный цех (и теперь, каждый раз глядя на здание театра, я буду с замиранием сердца осознавать, что однажды мне посчастливилось попасть вот туда — практически в небеса, в святая святых театра, где творится истинное волшебство).
Живописно-декорационный цех уникален: по площади он равен Большой сцене Театра армии, самой масштабной из театральных сцен Европы. Тут можно воплотить самые смелые задумки художника-постановщика, потому время от времени Центральный академический театр Российской армии предоставляет пространства цеха своим «коллегам», вплоть до Большого театра.
Поудивлявшись глобальности помещения и повосторгавшись видами из окон, мы отправились дальше: в макетную мастерскую, двери которой были впервые за всю историю открыты для чужаков. И сразу резкий контраст: в крохотной комнатке нас ждал абсолютно эксклюзивный «экспонат» — макет Большой сцены Театра армии, повторяющий её особенности, устройство и машинерию в миниатюре. Создан макет был в 1940 году, и художник-постановщик Ольга Никитина использовала все его возможности при работе над сценографией спектакля «Роман».
Мы узнали о световом решении постановки (художник по свету Евгений Виноградов стремился передать атмосферу светового дня — от раннего утра, начала спектакля, до заката солнца), увидели миниатюрные аналоги комнаты Мастера и сценографической доминанты спектакля — камня Пилата, посмотрели, как будет осуществляться смена декораций и рельефа площадки (это с лёгкостью позволяет продемонстрировать макет сцены!)… Обещают, что будет использован танковый подъезд — он не задействовался для спектаклей много десятилетий. Видно, что Ольга Никитина полностью захвачена своей работой — рассказывать о «внешней составляющей» «Романа» она, кажется, могла бесконечно.
Но нам уже пора было отправляться дальше, ибо приближалось время главного пункта программы — непосредственно открытой репетиции. Заняв места в зрительном зале, мы прикоснулись к самому настоящему, не подготовленному заранее, не имитированному, а «живому», истинному и искреннему волшебству создания спектакля.
Нам показали несколько сцен из первого акта: артисты Дмитрий Ломакин, Анфиса Ломакина, Максим Чиков, Даниил Штейн, Алёна Губанова, Роман Радов, Сергей Федюшкин и Алексей Захаров, а также народный артист РФ Александр Домогаров (Воланд) и заслуженный артист РФ Максим Аверин (Пилат) перенесли нас в «нехорошую квартиру», комнатку Мастера и дворец Понтия Пилата. Уже после репетиции Александр Лазарев подтвердил журналистам (сделавшим этот вывод на основе увиденных отрывков из будущего спектакля), что он сместил фокус на историю Пилата, который и стал главным героем действа (на эту роль, кроме Максима Аверина, также заявлен Александр Балуев).
Режиссёр бесконечно бережно относится к тексту романа Булгакова: диалоги перенесены на сцену дословно, без искажений и каких-либо трансформаций. Если вы, как и я, помните каждое слово из книги, то вас ждёт множество приятных минут, когда вы будете просто плыть на волнах происходящего, впечатляясь мастерством актёров. Александр Лазарев стремится не столько показать своё личное видение «Мастера и Маргариты», сколько старается расшифровать Роман, понять, что хотел сказать нам автор, и озвучить эти мысли зрителям.
Мы не увидим ряда привычных сцен — например, в Варьете или на Патриарших прудах. Эти моменты не важны для инсценировки Лазарева и тех размышлений, к которым он нас стремится подвести. Неоспоримо одно: постановщик любит роман Булгакова, и это заметно с первых же минут действия невооружённым глазом.
Тем интереснее будет узнать, что же в итоге будет представлять из себя спектакль, как будет скомпонован текст, какие смысловые акценты расставлены. Что ж, ответ мы получим меньше, чем через две недели!
В пластических и массовых сценах занят специально набранный ансамбль — 60 человек разного возраста и пола (включая детей). Хореографию на музыку композитора, заслуженного артиста России Николая Парфенюка создавал балетмейстер Большого театра Михаил Колегов. И надо сказать, картина, когда шесть десятков человек двигаются одновременно, восхищает.
Сейчас Александр Александрович Лазарев и его команда ещё дописывают свой «Роман». Но совсем скоро мы сможем перевернуть его обложку и своими глазами увидеть, как «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»…
Мне думается, пропустить такую премьеру невозможно. А потому — увидимся в Театре армии!
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.