Театр «Практика» всегда открыт для поисков и экспериментов. Вот и свежая премьера, спектакль «Тристан», «антиэпос» (как определено на сайте театра) на основе широко известной средневековой легенды, относится к числу творческих опытов, в рамках которых создатели пытаются взглянуть на «классический» материал под новым углом.
Сначала была лаборатория «Артхаб», где родился эскиз «Тристана», и вот теперь полная версия истории любви рыцаря из Лоонуа и прекрасной принцессы Изольды поселилась на малой сцене «Практики». Молодой режиссёр Филипп Шкаев отнюдь не новичок в своём деле — в сентябре 2022 года он поставил в РАМТе спектакль «Мим» по роману Лилли Таль, просуществовавший, увы, недолго, но ставший для меня самым ярким событием прошлого сезона (да что там — я искренне считаю «Мима» одной из лучших и мощнейших постановок, которые я видела за всю свою жизнь, в принципе).
И вот теперь «Тристан». Если хотите, «Мим»-лайт. Нет, отнюдь не в том смысле, что по сравнению с предшественником новинка смотрится простовато и блёкло. Дело в первоисточнике. Книга Таль — чёрная, страшная, болезненная история, ставшая ещё более выпуклой и пугающей (причём, пугающей сквозь смех) на сцене, бьющая наотмашь и рвущая душу. История про Тристана и Изольду изначально не такова — да и режиссёр задумал «снизить пафос» и погрузить зрителей в разудалую панк-клоунаду, гротесковую, фарсовую, насыщенную музыкой (причём — живой) и хулиганством.
Но если вы, как и я, любили спектакль РАМТа, то согласитесь: вайбы «Мима» прослеживаются во всём, пусть Шкаев, к его чести, и подходил к «Тристану» с совершенно иной стороны. Никаких самоцитирований и топтания на одном месте: лишь похожий стиль, узнаваемый юмор и всё то же фирменное умение подавать материал в неожиданной «сервировке». Так что новый спектакль «Практики» до катарсиса вас не доведёт (впрочем, он этого делать и не собирался), но вот радости и удовольствия способен доставить массу.
Сюжет вполне классический — переложенный на театральный лад самим Филиппом Шкаевым (который тут не только режиссёр и драматург, но и сценограф): рыцарь Тристан (Константин Бобков) побеждает в бою ирландца Морхульда (Аскар Нигамедзянов), тем самым освобождая, к радости своего дяди, короля Марка (Денис Ясик) и его вельможи (София Петрова), Корнуэльс от тяжкой дани. Раненый рыцарь вместе со своим другом Гуверналом (Микита Воронов) оказывается в Ирландии при дворе короля Мака (и опять Денис Ясик — и снова в компании Софии Петровой), где его исцеляет прекрасная принцесса Изольда (Мариэтта Волкова).
Ну вот, а потом — возвращение домой, предложение королю Марку в качестве невесты Изольды, путешествие за девушкой, испитие любовного напитка на корабле, встреча с Ильёй Муромцем (да-да, вам не показалось; в этой роли выступает уже знакомый нам Аскар Нигамедзянов), немного битв, много чувств, гибель друга, счастье, разочарование… И всё это — под конферанс (как разговорный, так и музыкальный) Андрея Минеева.
Каст здесь очень молодой — почти все вчерашние выпускники мастерской Марины Брусникиной и Сергея Щедрина в Школе-студии МХАТ (за исключением опытного Дениса Ясика и ненамного превосходящего по возрасту остальных юных товарищей Аскара Нигамедзянова). И это здорово: будучи на одной волне с режиссёром, ребята исключительно точно чувствуют, что хотел сказать Шкаев, и с удовольствием погружаются с головой в театральное баловство, отдаваясь ему по полной.
В итоге полтора часа действа являют собой эдакий купаж жанров и стилей (точней, скорее пародий на оные), капельки серьёзности и массы отличного юмора, клоунады и глубокого драматизма, который возникает в финале, достигает своего пика — и легко, непринуждённо «снимается» единственной фразой, возвращающей публику в уютные объятия «антиэпоса».
И самое интересное, что, всячески безобразничая и шаля, Филипп Шкаев при этом играет исключительно с формой, сохраняя глубинную суть повествования в неприкосновенности. Пусть это цирк — но цирк, рассказывающий о глубокой, настоящей любви, о предательстве и потере лучшего друга. И, посредством шуток и гэгов, постановщик заставляет зрителей порассуждать о серьёзных вещах. А это — высочайший уровень мастерства.
«Тристан», традиционно для «Практики», нацелен в первую очередь на молодёжь. Но если нижняя возрастная зрительская граница на странице спектакля обозначена чётко (18+, хоть мне и непонятна такая строгость), то верхняя зависит исключительно от вашего желания или нежелания приехать в центр Москвы, чтобы лично оценить, как новое театральное поколение трактует средневековые рыцарские романы.
В конце концов, иногда хочется просто отдохнуть, расслабиться, получить дозу позитива — да ещё и духовно обогатиться (а уж насколько — зависит от того, найдёте ли вы взаимопонимание с «Тристаном»). И вот вам отличный вариант!
Я театральные эксперименты нежно люблю — а такие, какой предложила нам «Практика», ещё и полностью соответствуют моим вкусам. Потому мой вердикт прост: крайне симпатичная вещица сложилась! Однозначно стоит просмотра.
Тем более, что Филипп Шкаев явно не собирается останавливаться на достигнутом — и, предвкушая его яркое творческое будущее, невероятно интересно наблюдать за становлением этого любопытнейшего режиссёра. И вы берите это имя на заметку: верю, что Шкаев нас ещё неоднократно удивит.