Не далее как в прошлой статье я от души раскритиковала спектакль молодого режиссёра Евгения Закирова под названием «Вадик поёт свою музыку». Но теперь мне хорошо и приятно: на сей раз я планирую воспевать хвалу ещё более юному постановщику (он даже пока не окончил ГИТИС!), Филиппу Шкаеву, который создал какое-то невероятное чудо, встряхнувшее меня от макушки до пяточек.

Знакомьтесь: «Мим». Место действия всё то же: Российский академический Молодежный театр (только на сей раз Чёрная комната, а значит, ещё более камерное и интимное пространство). И этот спектакль я готова рекомендовать всем и каждому.

Совершенно не важно, читали ли вы роман Лилли Таль, ибо «Мим» — творение абсолютно полновесное, не требующее знакомства с первоисточником. (Хотя рекомендую на досуге ознакомиться с книгой: хороша! Пусть и очень далека от детища Шкаева — но это не делает хуже ни роман, ни постановку.) Это и средневековье — и гремящая современность, это искренний смех и непрекращающийся ужас. И это — просто новый, прекрасный, небольшой театральный шедевр, на который уже сейчас проблематично купить билеты (все показы до конца года раскуплены подчистую — и вот тут я ни разу не удивлена).

В самом начале нас предупреждают, что все совпадения — случайны. Ибо сюжет остёр: два королевства, Монфиль и Винландия, давненько ведут войну — никто уже не помнит, из-за чего. Но ежу понятно, что наши (Монфиль) — молодцы, а «ихние» (Винландия) — воплощение зла.

И вдруг Теодо, король Винландии, предлагает заключить мир. Правитель Монфиля Филипп и его наследник Флорин приезжают к противнику, дабы скрепить договор, но всё оказывается хитрой ловушкой… Филипп в тюрьме и скоро будет казнён, а Флорина жестокий Теодо решил превратить в шута (какая оригинальная и унизительная месть!), для чего отдал юношу на обучение шуту собственному — пугающему и загадочному Миму…

Потом мы, конечно, узнаем, что не всё столь однозначно — и «наши» окажутся отнюдь не безгрешными… И, пусть история буквально пронизана смертями и кровью, закончится она вполне хорошо — ну, насколько это соответствует рассказу о средневековье (хотя о нём ли тут речь?..).

И мы узнаем, человек ли шут — или просто игрушка короля. Но это будет только через полтора часа после того, как мы войдём в крошечный зал. А предварительно нас перетрут жерновами искусства, заставят хихикать и вжиматься в кресло от испуга, а главное — снова напомнят, за что мы любим сегодняшний театр.

«Придворный балаган» — так определяет жанр режиссёр. И он, собственно, начинает с простой народной комедии: всё стартует легко, светло и забавно. Милый юный очкастый Флорин, пьющий молоко из трубочки, — воплощённый инфантилизм.

А потом колесо начинает раскручиваться, вращается всё быстрей, затем его скорость преодолевает все доступные отметки… И Флорину приходится оперативно взрослеть — переступать через себя, опускаться на самое дно, дабы опять подняться на вершину… И мы сами, зрители, нравственно растём — как и королевич, за которым нам доверили наблюдать.

И многие сцены будут неприятны почти физически — но потому, что они были решены единственно правильным образом, и пусть тебя коробит происходящее, но иначе здесь, в этом странном вневременном мире, и быть не могло.

«Мим» — это комедия дель арте XXI века. И маски здесь — не на лицах, а на душах (уж шутовские костюмы Флорина и Мима точно не скрывают их сущности — в отличие от барьеров, выстраиваемых где-то в районе сердца).

Постоянные сломы четвёртой стены — как же они хороши! Нежно люблю подобные ходы (и не устаю от них, пусть оные хоть постоянно повторяются — как здесь), лишь бы они остроумны и уместны были. И Шкаев играет на этом поле мастерски: постоянными вкраплениями комизма он не нивелирует демонстрируемый кошмар, а делает его, с одной стороны, острее, а с другой — гораздо проще и безболезненней воспринимаемым публикой.

Тут можно одновременно бояться дышать от ужаса и искренне смеяться. Всё, как в жизни. Дополнительную остроту добавляет работа звукорежиссёра (как же я обожаю, когда в спектакле столь умело используют технические достижения нашего времени), превращающего обычные, казалось бы, реплики в глас судьбы и творящего иные чудеса на протяжении всего действа.

Великолепное, стопроцентно наполненное повествование: здесь найдётся место и рэпу, и року, и капельке стенд-апа. Но эти приёмы — вспомогательные. Главное в «Миме» — однозначная театральная правда (пусть и преломленная через зеркало страшной комедии).

И снова — феерический актёрский ансамбль (моя любимая РАМТовская молодёжь! И не только!). Константин Юрченко (Танко), Тарас Епифанцев (Филипп), Евгения Белобородова (Принцесса), Владислав Погиба (Тилло, Антоний и игра на баяне!) и Павел Хрулёв (судья и солдат) — невероятны.

Плюс Андрей Лаптев (Флорин). Такой правильный переход от юного мальчика к зрелому наследнику престола… Столь неудобные для созерцания (но так и задумано!) сцены шутовства… Флорин — тот герой, за которым идёт зритель. И с которым он, как ни крути, ассоциирует себя в большей степени. И работа Лаптева — это что-то, не находящее моего описания. Короче, идите и смотрите сами!

И Иван Забелин (Теодо). Непередаваемо красивый, мерзкий — и потому вдвойне притягательный. Змей в человечьем обличье. Артист с божественной мимикой — одним движением брови передаёт полжизни. Зло во плоти — как оно есть. Потому финал максимально пронзителен…

А напоследок — ОН. Мим. Антон Савватимов. То потусторонний и чуждый — то понятный и почти родной. Эта роль — богична. И тут я тоже не знаю, как передать свои чувства. Мим пугает — и притягивает. Ты ждёшь каждого появления этого героя на сцене, как праздника (при том, что и все остальные — чудесны). И постепенно ты понимаешь Мима — и проникаешься им и его личностью (которую он прячет в первую очередь от самого себя). Этот персонаж — однозначная удача тандема «режиссёр-артист». Мим — это человек, который столь долго и успешно скрывал свою суть за маской (повторюсь: в первую очередь не физической, а душевной), что теперь ему бесконечно больно сдирать её с себя.

И вот такой у нас с вами получается спектакль: ни в коем случае не классический, ни разу не стремящийся при этом шокировать почтеннейшую публику, но нацеленный на то, чтобы заставить своего зрителя думать (а это для меня — главное) и чувствовать.

Фейерверк прекрасных режиссёрских находок. Очень правильный, как по мне, подход к роману-первоисточнику (пусть ярые фанаты Лилли Таль со мной могут и поспорить). Вызывающий желание долго и упорно аплодировать стоя состав артистов.

А в итоге — спектакль-феерия, спектакль-событие, спектакль-явление. И, нет, я не боюсь всех этих громких слов. Потому что «Мим» — это прекрасный пример того, чем должен быть правильный современный театр.

Так что ловите билеты — и погружайтесь в понятное всем нам средневековье. И уж после этого вы гарантированно не окунётесь ещё глубже. Глядишь — и на поверхность вынырнете.

А там, на поверхности, ой как свободно дышится!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.