Если кто и знает, как правильно завершать сезон, так это коллектив Театра имени Евгения Вахтангова! Уже в 15-й раз на Арбате собираются тысячи (и я не преувеличиваю!) поклонников, чтобы приобщиться к общему для артистов и зрителей празднику: очередная отметка пройдена, можно подвести итоги, выдохнуть — и снова смело шагать вперёд, к очередным свершениям и театральным открытиям.
Лето баловало москвичей: 1 июля стало днём жарким и солнечным. Но под вечер над столицей внезапно стали сгущаться тучи, грозившие превратить концерт под открытым небом в водное шоу. Впрочем, такая перспектива, кажется, изрядно обеспокоила только фотографов и операторов, перепугавшихся за свою нежную технику. Публика, явившаяся в центр Москвы задолго до начала мероприятия, дабы занять лучшие места (и нужно сказать, что самые ловкие зрители разместились не только на подоконниках ближних зданий, но даже на фонарных столбах), кажется, вообще не обращала внимания на нежданную непогоду, а сотрудники театра обустроили звуковому и световому оборудованию полиэтиленовые укрытия, сделав это столь оперативно, что концерт начался точно в назначенное время — 21:00 (несколько минут «для ожидания задерживающихся» учитывать не будем). Так что я продолжаю утверждать: перед нами — театр жёсткого тайминга, и на эту особенность «вахтанговцев» нужно равняться всем и каждому!
Дождь зарядил в тот самый момент, как на сцене появились первые участники вечера: управляемые молодыми артистами марионетки, персонажи спектаклей «Амадей» и «Последний сон уточки». И вот ведь поразительно: публика только прибывала на Арбат, будто бы в принципе не замечая льющейся с небес воды, а с неизбежно пытавшимися возникнуть в столь непростых условиях техническими проблемами справлялись буквально «на подлёте».
Театр Вахтангова жаждал подарить зрителям (равно как и всему своему коллективу) праздник — и разверзшиеся хляби небесные так и не смогли ничего сделать с этой искренностью и открытостью. В результате погода сдалась искусству, зонтики снова можно было спрятать, а весь концерт приобрёл окончательно иносказательный, эзопов характер: мол, что бы ни творилось вокруг, мы будем вместе, будем радоваться жизни, и любые неурядицы отступят.
Правда, внимательный зритель сразу заметил: на сей раз мероприятие, подготовленное силами режиссёра Эльдара Трамова, художника Максима Обрезкова, звукорежиссёра Руслана Кнушевицкого и художников по свету Александра Матвеева и Руслана Майорова, отличалось непривычной серьёзностью. Почти никакого баловства — номера из вахтанговских спектаклей, немного лирики, беспроигрышная советская «классика», те песни, которые мы привыкли слушать 9 мая (их обилие, вероятно, объясняется тем, что часть материала вполне логично «перекочевала» из апрельского концерта, посвящённого открытию Дома Вахтангова во Владикавказе)… В общем, всё то, что вы хотели услышать… даже если не подозревали об этом.
Программа, действительно, была собрана с душой и пониманием того, что нужно публике. Вечер получился невероятно сердечным — из тех, ни один момент которых не хочется промотать (хоть вживую, на Арбате, буде сия возможность существовала, хоть вот сейчас, когда я пересматриваю видеоверсию, подготовленную Театром Вахтангова и выложенную в интернет на всеобщее обозрение).
А что до отсутствия шуток и хулиганства (в прежних концертах неизбежно присутствовавших) — то, во-первых, на сей раз и без них было вполне замечательно (ибо режиссёр создавал гармоничное полотно определённого характера, в чём и преуспел). А во-вторых, будем уж честны, какое время — такие и праздники. Нет, не в том смысле, что они какие-то там некачественные и невнятные должны быть — просто вспомните, что ещё за несколько дней до концерта никто не был уверен, что он (как и все остальные мероприятия) вообще состоится. Весьма странно было бы в эдаких условиях готовить цирк-шапито на выезде.
Эльдар Трамов поступил единственно верным образом: сделал упор на душевность происходящего и профессионализм артистов. Тут повторюсь: благодарная публика действо оценила, и даже дождь не заставил собравшихся сбежать с Арбата. Всем хотелось приобщиться к радости любимого храма Мельпомены!
И ведь Театру Вахтангова было чем гордиться — импозантные ведущие, артисты Владимир Вдовиченков и Яна Соболевская (которым «ассистировал» Юрий Красков в образе бессловесного мима Рума из спектакля «Феллини. 8 1/2») перечислили достижения 102-го сезона: выпущено 10 премьер, сыграно более 1100 спектаклей, состоялись многочисленные гастроли, открыт уже упомянутый мной Дом Вахтангова во Владикавказе… Действительно, поводов для торжества предостаточно!
И самая поющая труппа драматического театра (а также её друзья) сделала всё, чтобы арбатское празднование надолго запомнилось присутствующим. Артисты всех поколений сошлись на сцене — и творили волшебство.
Начала концерт Анна Дубровская, после чего Алексей Петров уверил, что всё «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… волшебно», Ян Гахарманов побудил вспомнить значение слова «лямбда», Дарья Щербакова пообщалась с призраком (а чуть позже взяла в руки гитару и дуэтом с Полиной Чернышовой проникновенно исполнила песню «Метелица»), Игорь Карташёв заставил всех пуститься в пляс прямо на чёртовом колесе, а Елена Чарквиани продолжила дискотеку, исполнив номера из мюзикла Mamma mia!
Екатерина Симонова не оставила равнодушным никого, спев песню на слова своего великого прадеда — Рубена Симонова:
Актёры театра уходят бесследно.
Пусть голос звучит на пластинках победно,
Не видим их глаз и не видим движений,
К тому же пластинка не без искажений…
На этом признания в любви нелёгкой творческой профессии не закончились: «Оду актёру» собственного сочинения подарила зрителям Елена Сотникова. Алла Зохина продолжила ряд авторских песен, посвятив своё выступление солдатским матерям.
А Нонна Гришаева честно призналась, что именно она виновата в непогоде, в чём ей помогла песня «Я на Арбате продаю дожди»:
Хочу и над Арбатом дождь включу,
И, хохоча, всех ливнем окачу!
Публика к актрисе претензий не имела, а вот подпевала зато во весь голос.
Подошёл к концу первый час концерта, а одновременно с ним — и спектакли, дававшиеся в завершение сезона на всех трёх сценах Театра Вахтангова (по традиции «Война и мир» — на Основной, а также «Генерал и его семья» — на Новой и «Обещание на рассвете» — на Симоновской) и стартовавшие на несколько часов раньше привычного времени. А это значит, что занятые в постановках артисты смогли присоединиться к празднику.
Ирина Купченко прочитала стихотворение Коста Хетагурова «Христос воскрес», а экспрессивный Евгений Князев — «Либертанго» Орасио Феррера (Ксения Трейстер и Василий Цыганцов повысили накал происходящего до невообразимых высот, исполнив тот самый горячий танец). Людмила Максакова впечатлила публику капелькой задорного шансона (всё в порядке, когда-то песня «Я Колю встретила» звучала в спектакле «Город на заре»).
Выступали Ирина Смирнова, Ольга Лерман, Юрий Цокуров и Марина Есипенко. А ансамбль из спектакля «Генерал и его семья» (солист — Евгений Кравченко) я отныне именую своим любимым музыкальным коллективом.
Завершали вечер «массовые номера» — «Шутка» (та, что про туфли узкие, которые необходимо скинуть), «Мир без любимого», «Тополя» и один из главных хитов концерта, во время которого танцевать начали, кажется, даже отсутствующие на Арбате, — «Всё, что в жизни есть у меня» (причём, на припеве артисты указывали точнёхонько на родной театр, а кто не догадался, почему — просто вспомните текст песни).
Под занавес на сцену вышел лично режиссёр мероприятия — Эльдар Трамов, дуэтом с только что отжигавшей за барабанами Марией Волковой сделавший концерт ещё и немного оперным. Ария из «Турандот» заставила мурашки толпами бегать по коже и звучала так, что хотелось встать и аплодировать минут десять минимум.
«Виват, король!» — провозгласили все участники концерта в адрес Евгения Вахтангова, и под звуки песни возложили алые розы к памятнику мэтра, взиравшему на происходящее перед фасадом театра. И был традиционный фейерверк, и благодарственные слова директора Кирилла Крока… Сезон завершился!
Новый этап стартует 6 сентября — именно в этот день состоятся первые спектакли нового, 103-го сезона Театра Вахтангова. И пусть он будет не менее продуктивным, чем предыдущий!
Спасибо Театру Вахтангова за невероятный год — полный открытий и поисков, громких побед и редких, но необходимых неудач, которые, при должном подходе, могут указать верный путь вперёд. На Арбате живёт настоящее Искусство и большая Любовь — к театру, зрителям, наконец, жизни… И публика понимает и ценит это — постоянные аншлаги не дадут соврать.
Каков же секрет успеха? Всё просто: «Театр имени Вахтангова — восьмое чудо света!»