Сбор труппы в любом театре — совершенно особенное мероприятие. Это возможность наконец-то обняться с друзьями и коллегами после отпуска, поделиться новостями, впитать атмосферу праздника, а главное — осознать, что вот и оно — начало нового сезона, старт ещё неведомого творческого отрезка, и каким он станет, зависит в том числе и от тебя.
Московский театр «У Никитских ворот» открыл сезон одним из первых — уже 10 августа во внутреннем дворе по традиции давали «Песни нашего двора». А перед спектаклем как раз и состоялся с нетерпением ожидаемый и артистами, и администрацией, и всеми службами театра (да ещё и журналистами, которых, что приятно, оказалось настолько много, что порой объектив между этими тружениками пера и фотоаппарата просунуть проблематично было) сбор труппы.
В каждом театре это событие уникально и много говорит о том пристанище муз, в котором вам посчастливилось оказаться. Скажем, в «Модерне» Юрий Грымов выделяет на все речи буквально минут 20 и сразу же (и правда, зачем время терять?) благословляет артистов отправляться репетировать. В Малом театре сбор труппы — событие серьёзное и пафосное, навевающее мысли о том, что ты случайно зашла в машину времени и провалилась лет на 40 назад. В Театре Камбуровой сбор — почти встреча соскучившихся друг по другу членов семьи…
«Ворота» же «собираются» абсолютно по-своему: и труппа, и руководство театра как будто бы только делают вид, что устраивают солидное и чопорное мероприятие, но семейный дух (в ТуНВ это словосочетание особенно уместно… если вы меня понимаете; а коли не понимаете, поясню чуть позже) постоянно берёт верх над «канцелярщиной», здоровое хулиганство держит зал в тонусе, а более чем часовую речь Марка Григорьевича Розовского хочется продлить раза в два, ибо его чувство юмора и нетривиальный склад ума даже зачитывание вслух орфографического словаря (с ремарками оратора, конечно) превратили бы в праздник.
В общем, в зале было тепло (и я отнюдь не только про температуру воздуха говорю), хорошо и приятно. А ещё — невероятно интересно. Если не верите — значит, вы не слышали рассказ Розовского о том, чем будет жить театр в грядущем сезоне.
Началось всё с традиционного глобального бокала шампанского, отправленного в путешествие по залу, дабы каждый член труппы (после Марка Григорьевича, ставшего первым в этой цепочке) отхлебнул искрящегося напитка и приобщился к общей радости. Говорят, если выпьешь из чьего-либо фужера, сможешь с лёгкостью узнать мысли этого человека. Что же получается — коллектив «Ворот» един разумом, и потому постановки этого театра — синергия во плоти? Ну, тогда мне многое становится понятным! :)
Кстати, откупорил бутылку заслуженный артист России Андрей Молотков, и сделал он это в 40-й раз! Молоткову было доверено и зачитывание письма председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, завершившегося приятными словами: «Удачи вам, дорогие! Всё у нас получится!»
Затем, вполне логично и ожидаемо, речь держал основатель и художественный руководитель театра — Марк Григорьевич Розовский. Благодаря ему, мы узнали, что…
Репертуар театра «У Никитских ворот» пополнится несколькими премьерами (по плану — восьмью, а там — как пойдёт).
На Новой сцене уже 23 сентября обещается «Преображение» по пьесе Розовского — посвящение поэтам Серебряного века. В этом же месяце ожидается «Шоу на бис» на основе бенефиса Натальи Корецкой, сыгранного в конце прошлого сезона.
Молодые режиссёры Родион Вьюшкин и Сергей Уусталу поставят пьесу Александра Каневского «Проглотить удава» — спектакль антифашистской направленности. Ещё одна премьера, запланированная на декабрь, — «Миха» по пьесе Розовского, посвящённой трагической судьбе и творчеству актёра и режиссёра Соломона Михоэлса.
Порадуют и малолетнюю публику — запланирован детский спектакль «Каштанка» (автор пьесы — всё тот же Розовский). А композитором станет не кто иной, как друг театра Максим Дунаевский (в момент объявления этой новости в зале раздались громкие аплодисменты).
Восстановят спектакль «Будь здоров, школяр» с песнями Булата Окуджавы и по его же пьесе (кстати, созданный по просьбе самого Булата Шавловича), рассказывающий о солдатских судьбах на Второй мировой войне. Премьера постановки состоялась в 2010 году, теперь она будет обновлена и «омоложена» новыми артистами.
Главной же работой юбилейного сезона станет «Дон Кихот» по пьесе Булгакова — глобальный спектакль, в котором будет занята вся труппа. Увидеть его мы должны в марте — непосредственно в дни юбилея театра.
В резерве есть ещё пара идей: «Женитьба» Гоголя (вероятно, премьера состоится в мае) и «Лисистрата» Аристофана (в этой постановке Розовский планирует задействовать свежепринятую в театр молодёжь).
А на Старой сцене отпремьерятся постановка Аркадия Каца по одному из рассказов Бабеля и спектакль по пьесе Ионеско «Король умирает». Есть планы, касающиеся пьес Вуди Аллена (здесь нужно решить проблемы с авторскими правами) и Питера Шеффера.
Проект «Лента поэзии», посвящённый творчеству выдающихся поэтов, получит новый вектор развития.
12 спектаклей, созданных в рамках цикла, переедут в Дом книги на Новом Арбате. Это позволит как «разгрузить» Старую сцену, так и совершенно иначе презентовать «Ленту поэзии» публике.
Тем не менее, как я поняла, премьеры новых постановок (пока известно о спектаклях, посвящённых Маяковскому, Бродскому и Саше Чёрному), как и раньше, пройдут на Старой сцене театра.
В общем, планов — громадьё, и их воплощение в жизнь зависит только от совпадения ряда факторов. В частности — от финансирования. А оно, как гласит закон, напрямую зависит от размера зала, то есть, от числа зрителей, посетивших театр. И «Ворота», увы, не могут похвастаться обширностью залов — что, объективно говоря, совершенно не влияет на качество постановок.
«Если мы делаем — условно — «Вишнёвый сад», почему наш «Вишнёвый сад» должен быть на порядок дешевле, чем «Вишнёвый сад» в театре, который имеет 600 мест или 800 мест? Сам «Вишнёвый сад»-то ни при чём!» — и с Розовским тут не поспоришь.
Но и тут есть позитивная новость.
Театр получил от государства новое световое оборудование на 15 миллионов рублей!
Мечта любого театра, как ни крути! А это значит, что все постановки станут выглядеть более современно, а премьеры можно будет творить, учитывая свежеприобритённые возможности.
«Если раньше мы работали с гантелями, то теперь мы занимаемся подъёмом штанг!» — так метафорично описал Розовский новый этап жизни театра. «Мы переживаем момент акме — то есть, это момент зрелости, момент подведения каких-то итогов, может быть, это некий самосуд, потому что есть много нерешённых проблем», — размышлял Марк Григорьевич.
Но на его стороне — статистика.
За 40 лет жизни театра сыграно около 15000 спектаклей (включая фестивальные и гастрольные — как внутри страны, так и вне её). И практически все они проходили с аншлагами!
А на спектаклях побывало более 1,5 миллионов зрителей («Это сопоставимо с населением любого из российских городов-миллионников — задумаемся над этим!»). И это невероятно — учитывая тот факт, что театр начинал со зрительного зала на 80 мест, а сейчас у него две сцены — Новая, на 200 мест, и Старая, на 50 кресел.
«Это потрясающее достижение за 40 лет, которым мы не хвастаемся, мы просто констатируем наш труд за все эти годы», — подытожил Розовский.
И ещё важные цифры. За все годы жизни выпущено 146 спектаклей (хотя Марку Григорьевичу кажется, что какие-то упустили, и реальная цифра побольше), а сегодня в репертуаре 55 названий, плюс в работе те, о которых я писала выше (от 7 до 10 новых работ; а сколько их получится по факту, узнаем в конце сезона).
«В нашем театре нет опусов-однодневок, и это тоже очень важно. «Доктор Чехов», с которого всё у нас начиналось, идёт и по сей день. То есть, все 40 лет нашей жизни! Любимый наш спектакль! Да и другие — «Бедная Лиза», «История лошади», «Роман о девочках» по просьбе Высоцкого (впервые проза Высоцкого была в нашем театре поставлена, так сказать, театрально выражена), «Гамбринус» незабвенный — все эти спектакли шли более 30 лет! «Песни нашего двора» переживают сейчас какой-то бурный успех — а между прочим, 27-й сезон наступает в жизни спектакля (и сегодня вечером мы сыграем его)».
И приятно, что, тщательно сохраняя старое и дорогое, театр постоянно ищет свежее и неизведанное.
«Мы не должны захлебнуться, не должны потерять темпоритм. В жизни многих театров были периоды феноменального успеха. Потом возникал неминуемый спад через какое-то время. Я очень рад, что у нас сегодня зал встаёт, зал ликует — не мне вам рассказывать, вам, сидящим в зале, вы это прекрасно чувствуете, знаете — на поклонах, понимаете, что творится со зрителями на некоторых наших особо выдающихся спектаклях. Это правда. Но мы не должны забывать о том, что это всё равно временно. Всё равно надо следующий шаг делать, всё равно нужно заботиться о том, чтобы в будущем сделать ещё более мощный спектакль, ещё сильнее атаковать зрителей искусством».
А что для этого нужно? «Сохранять нашу студийную основу, наше взаимоуважение, нашу взаимную культуру. Если мы занимаемся служением — не ходим на службу в театр «У Никитских ворот», а занимаемся в театре служением высшему — то каждый должен пронести в сердце, ответить, куда он пришёл, зачем он пришёл, для чего он пришёл, и что мы здесь делаем, какие фундаментальные ценности мы отстаиваем».
В труппе театра пополнение: целых 20 новичков вольются в стройные ряды артистов «Ворот»!
Редко когда происходит столь мощное усиление «театрального состава». Но тут есть тонкость: административные «загогулины» позволили ввести в штат всего семь человек (это Алексей Дедоборщ, Анастасия Добрынина, Никита Кучихидзе, Евгения Львова, Василий Рахманин, Богдан Ханин и, что особенно повеселило присутствующих, попавший в данную когорту вернувшийся в труппу Сергей Уусталу; от меня респект: театр не только превентивно добавил новичков на сайт, но и развесил их портреты на стенах, там же, где и остальная труппа красуется, — впервые подобную скорость вижу), а остальные будут работать по договору (но, как особенно отметил Розовский, абсолютно все будут иметь равные права, привилегии и статус).
«Неизвестно, как они вольются — это сложный процесс. Психологически сложный процесс, да и творчески тоже. Будет ли совместимость, будет ли обоюдная заинтересованность? Это всё вопрос будущего. Но я хочу сказать, что если театр хочет развития, хочет идти дальше, то мы должны только этим путём идти».
Что ж, будем верить в лучшее!
Кстати, рекомендую поклонникам театра обратить внимание на составы давно знакомых спектаклей: обещают массовые вводы. Это должно быть интересно!
Запланирован ряд мероприятий, посвящённых юбилею театра.
В конце марта состоится премьера спектакля «Дон Кихот», о котором я уже писала ранее. А на 27 марта намечен юбилейный вечер «Ворот».
Будут открыты юбилейные выставки — в фойе театра и на Тверском бульваре, состоится пресс-конференция в ТАСС, будет издан юбилейный альбом и презентован документальный фильм Вячеслава Хотулёва «Портрет театра» (так сказать, вторая часть фильма «Марк Розовский. Портрет режиссёра»).
Ещё ряд моментов, освящённых Розовским, я, пожалуй, оставлю за кадром. Они крайне интересны, как и всё, что затрагивает Марк Григорьевич, но выходит за рамки статьи о сборе труппы и планах на следующий сезон (в том числе и задевшие мою душеньку мысли о «политическом» и «политичном» театре, коим, по мнению худрука, и являются «Ворота»; едкие и правильные слова об «общественных советах»; или чёткая, понятная и человечная позиция по вопросу поступка артистки театра Галины Борисовой — кто не в курсе, спросите поисковик, что там произошло). Эти речи были обращены непосредственно к труппе — и давайте просто примем во внимание, что говорили о многом… Но зрителю эти темы не нужны, важно, как и во что они трансформируются в спектаклях.
Выступала Татьяна Иосифовна Ревзина — директор театра. А по совместительству — актриса «Ворот» и супруга худрука (но тут важно, что сначала она стала директором, а потом уже — второй половиной Марка Григорьевича). В её обязанности входило и поздравление юбиляров прошлого сезона — Андрея Молоткова, Константина Иванова и Натальи Троицкой.
И, конечно же, вручался ежегодный переходящий «Приз Семёна» — «наш внутритеатральный Оскар», как охарактеризовал его художественный руководитель.
Его утвердил 19 лет назад Семён Розовский — тогда просто маленький сын Марка Григорьевича, а сейчас — главный администратор театра (и это логично: какую ещё профессию должен был выбрать человек, выросший в этих стенах?). Как и прежде, Семён вручил свой приз актёру, который, как он лично считает, наиболее ярко сыграл свою роль в завершившемся сезоне (хотя официальная формулировка, конечно, красивее: «за выдающийся творческий вклад и заслуги перед театром»). Кстати, призом является статуэтка коня — и это прямая отсылка к спектаклю «История лошади».
На сей раз «Приз Семёна» отправился из рук предыдущей «оскароноски» Яны Прыжанковой (получившей статуэтку за свою роль в спектакле «Фанни») к артисту Владимиру Давиденко.
Под занавес мероприятия актёр Денис Юченков напомнил всем собравшимся о том, что при недавнем подведении итогов своей театральной премии «Московский комсомолец» присвоил Марку Розовскому звание Мастера.
Из колонок загремели риффы кипеловской песни «Я свободен» (только эти слова в припеве Юченков заменил на громогласное: «Марк Розовскиииий!»), а над зрительным залом взметнулись руки «фанатов» и зажглись фонарики мобильных телефонов. Это рок, господа!
«Вот так создаётся культ личности!» — скромно резюмировал главный герой песни.
А финальным аккордом сбора труппы стал дружный просмотр документального фильма «Марк Розовский. Портрет режиссёра», который представил причастной (и принявшей участие в ленте) публике автор и режиссёр Вячеслав Хотулёв.
Несмотря на то, что мероприятие уже длилось полтора часа, почти часовой фильм лично я посмотрела с огромным удовольствием и интересом. Нетривиальные вопросы артистов театра и членов семьи Розовского, нестандартные и всеобъемлющие (при их лаконичности) ответы Марка Григорьевича — работа Хотулёва действительно заслуживает внимания, и, если вы любите «Ворота», обязательно познакомьтесь с ней.
Здесь пора поставить точку. Ибо коллектив театра отправился во внутренний двор на банкет, а уже вечером там же радовал первых зрителей сезона спектаклем «Песни нашего двора».
Во время интервью перед началом сбора Розовский отметил, что в театре главное — триединство: труппа, репертуар, публика. «Из этого складывается судьба театра».
«Ворота» могут похвастаться невероятной, мощной труппой, продуманностью и оригинальностью репертуара и, конечно же, внимательностью к своей публике, которая отвечает театру взаимностью и обеспечивает регулярные аншлаги.
Вспомнил Марк Григорьевич и слова Немировича-Данченко, считавшего, что театр живёт 15 лет (позже, правда, смилостивился и увеличил срок: «Ну, допустим, 25»). А «Воротам» — уже 40! Но если руководитель молод душой, то и его театр не отстаёт, демонстрируя самый расцвет сил.
Я от всей души поздравляю театр «У Никитских ворот» с началом юбилейного сезона! С нетерпением буду ждать премьер и — ну, надо уже, наконец, — глядишь, да и посмотрю те спектакли, с которыми давно хотела познакомиться, но пока не сложилось.
Не у каждого театра, увы, есть своё лицо и определённый путь. Вот про «Ворота», к счастью, этого сказать невозможно. А в наши дни подобное очень ценно, мне кажется.