Я так-то не самый большой фанат мюзикла «Шахматы» — с момента премьеры (проще говоря — за два года) смотрела его всего каких-то жалких 4 раза (причём, первые три — сразу, с промежутком в месяц, а последний — вот только что). А писала об этом спектакле вообще всего однажды — после предпремьерного показа.
Впрочем, и сейчас я не собираюсь сообщать ничего нового: «шахматные знатоки» лучше меня знают, что в постановке к чему, а «новичкам» эти сведения уже и не помогут. 16 октября мюзикл превратится в тыкву (в смысле, закроется).
Помня о скором финале (хоть изначально снова посещать гостеприимный зал МДМ и не планировала), я всё же решила закрыть гештальт и увидеть в роли Сергиевского артиста, чей ввод меня, помнится, крайне заинтриговал. Да-да, я о Станиславе Беляеве. В итоге всего за четыре похода на «Шахматы» я собрала практически все составы (кстати, абсолютно случайно — однажды мне был интересен конкретно ввод Графова, сейчас я жаждала лицезреть Беляева, а все прочие прекрасные люди как «выпадали», так меня и устраивали).
Даже и не ждите: я не собираюсь нудно и вдумчиво разбирать актёрские работы и степени погружения в роли. Во-первых, это вкусовщина, как ни крути. Вот я люблю психов сумасшедших, потому пищу от восторга от артиста N. А кто-то предпочитает более спокойный подход, потому от артиста N у него голова болит и душенька корёжится, зато артист F (который мне кажется пресноватым) этому человеку — что манна небесная.
А во-вторых, каст «Шахмат» — на удивление крепок и не вызывает никаких вопросов. Но при этом (в лицензионной-то продукции!) от «актёрского пазла», сложившегося в конкретный день, процентов на 80 зависит восприятие всей картинки. Ну, согласитесь, что, скажем, Суханов с Графовым «родят» совсем иной спектакль, нежели Гордеев с Бобровым (не ищите подтекста, просто подобрала максимально разных, как мне кажется, по своей органике артистов для удобства представления).
Мне проще, нежели той части зрителей, у которых в «Шахматах» имеются «антилюбимки». Я, в принципе, на любые актёрские сочетания готова (не потому, что молодец и просветлена настолько, что все артисты для меня одинаково полезны; это просто именно здесь никаких «моих раздражителей» в касте не имеется).
Есть, конечно, определённые предпочтения — но они из серии тех самых «разных фломастеров», которые «на вкус и цвет». Зато вот вся троица Молоковых в моих глазах равноценно шедевральна.
Но кое-кого я всё же похвалю отдельно (ибо впечатлена): Александр Казьмин окончательно «сросся» со своим Фредди и демонстрирует поистине высочайший уровень актёрской свободы, при этом не перетягивая одеяло на себя (а в его роли перешагнуть черту и начать «доминировать» над партнёрами очень легко) и радуя зал бомбическим вокалом.
Очень крут Стас Беляев. И певчески — что особенно приятно. И артистически — что закономерно. Впервые меня настолько пронял второй акт, что в финале я даже всплакнула (а ведь полагала, что «Шахматы» меня до мокрых глаз довести не способны).
Остальным виртуально поаплодирую всем скопом: пусть каких-то открытий и не случилось (и прекрасно — значит, спектакль живёт по задуманным режиссёром законам, не хромая на все четыре колеса, и не заставляет актёров совершать профессиональные подвиги, позволяя «просто» на пять баллов выполнять свои обязанности), но я наслаждалась всеми и каждым (пусть даже кое к кому у меня и возникали небольшие такие вопросики — но это мои личные проблемы).
И, безусловно, я нежно люблю ансамбль — как «изначальный», так и тот, который работает на сцене сейчас. Здорово, что постоянная публика знает и ценит каждого из этих мощных товарищей. А «мимокрокодилы», как минимум, уже гораздо реже употребляют термин «массовка» — ну, уже хлеб.
О самом спектакле поразмышляю.
Ну, что вам сказать… Почти два года перерыва в моих поездках в МДМ наглядно продемонстрировали, что «Шахматы» ни на йоту не отступились от изначально взятого уровня, став даже крепче и собраннее (а на это не каждая, ой, не каждая постановка способна). Артисты, как я и предполагала, оправдали для себя — а, значит, и для публики — «смысловые лакуны», из-за которых я рыдала в 2020-м. Либретто теперь даже кажется не лишённым логики — а этого добиться, полагаю, было максимально не просто.
И очень страшно, какими внезапно актуальными стали некоторые тексты, ещё недавно казавшиеся отголосками далёкого прошлого… Кто помнит либретто, меня поддержит. Я сидела с вот такенными глазами, ибо сама-то большую часть текстов давно забыла, а тут они меня стукнули по темечку с размаху…
Ладно, выдохну и напоследок немного пофилософствую.
Если вспомнить, что уходить нужно на пике, то «Шахматы» так и поступают. Понятно, что есть объективные причины закрытия проекта, но я сейчас рассуждаю только о той прекрасной форме, в которой находится спектакль. Вспоминать его будут со светлой ностальгией и отзвуком не раз пережитых восторгов. Пожалуй, это и правильно.
Кое-кто, я знаю, сокрушается, что «Шахматы», де, последняя постановка мирового уровня в Москве. Ну, на мой взгляд, останется, как минимум, «Кабаре» в Театре Наций, которое я смело (в качественном плане) готова поставить на одну планку с «Шахматами» (Писарев у нас, получается, главный столичный мюзиклостроитель). И вообще — посмотрим, что день грядущий нам готовит. Что Франдетти изобретёт. И прочие творцы, которым теперь деваться некуда — придётся дарить нам новые неизведанные мюзиклы, даже если не хочется.
Да и, между прочим, никто не отменял Театр мюзикла и «Оперетту» (как бы я лично не относилась к части их проектов). И, чтоб вы помнили, «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» у «Фоменок» никуда не делось (кто ещё не видал — срочно за билетом!)…
Только сложно отогнать неприятную, но закономерную мысль: с закрытием «Шахмат» завершится та мюзикловая эпоха, в которой мы все пребывали на протяжении последних двух десятков лет (не хочу развивать данную мысль, но все и так всё понимают, правда же?).
Ладно, преисполнимся лучезарным оптимизмом и будем смотреть хотя бы в театральное будущее, веря в лучшее. А что нам ещё остаётся?..
PS. Тот редкий случай, когда я была в театре без фотоаппарата. Потому поклоны вам от меня — телефонные. Можно даже не смотреть, качество соответствующее.