Ну вот, теперь официально: 6 и 8 июня в Театре Камбуровой состоится премьера спектакля Дениса Сорокотягина «Без вины виноватые в XXI веке»! Мне посчастливилось увидеть сию шикарную вещь в рамках Ночи театров — то бишь, 27 марта (и какая же я молодец, что из всей массы разнообразных мероприятий выбрала именно это!). Невероятно радостно, что руководство театра по достоинству оценило смелую заявку!

Понятно, что в основе постановки та самая пьеса Островского — но изрядно переосмысленная режиссёром. Я, честно признаюсь, несколько опасалась: уж слишком высока была планка, поднятая «Сферой» и её прочтением «Без вины виноватых» (кстати, кто не смотрел — настоятельно рекомендую). Но случилось всё, как я люблю: «камбуровская» версия истории оказалась столь самобытной и непохожей на иные, что её просто глупо было бы с ними сравнивать. И, что самое интересное, несмотря на вкрапление в ткань сюжета абсолютно внезапных фрагментов иных авторов и на «временнýю трансформацию» всей истории, в результате перед нами — самый настоящий Островский! И это, как по мне, главное.

Нынешние постановщики очень любят переносить действие старых пьес в наше время. И я частенько развлекаю себя тем, что размышляю, а вот этот материал — он сможет остаться гармоничным, коли режиссёр задумает «переселить» его в сегодняшний день? Задумывалась я и о «Без вины виноватых». Вердикт был однозначен: нет, данная пьеса слишком «заточена» на реалии прошлого, в 21 веке ей делать нечего.

Оказалось, слаба моя фантазия. Денис Сорокотягин с лёгкостью доказал современность Островского. И ведь правда — в лихие 90-е кража ребёнка и продажа его в другую семью не казались чем-то нереальным. Там и не такие дела творились, верно? (Нет, я понимаю, что подобное в любые времена возможно, но нам важна именно рутинность события, и тут нам прямая дорога в первые пост-советские годы.) Вот и становится самый проблемный момент совершенно достоверным.

Ну, а дальше, когда действие перетекает в год 2023-й, вообще кажется, что Островский писал конкретно про нас. Театральные реалии, как я понимаю, не слишком изменились — потому козни артистов Коринкиной и Миловзорова, стремящихся поставить на место приезжую выскочку, вполне актуальны. А в чём, по версии Сорокотягина, провинился Незнамов (юноша с сердцем горячим), и как его защищала Кручинина — это я оставлю в секрете (ибо спойлерами испорчу вам всё впечатление). Вот здесь уже происходит то, что можно увидеть, буквально выглянув в окно (ну, или почитав новости). И почему-то даже это — совершенно по Островскому!

Будет масса знакомых деталей: например, переводы через онлайн-банкинг или кружочки «Телеграма». Произойдёт погружение в прошлое — когда герои будут раскрывать душу в эдакой «комнате исповедей» (как в каком-нибудь реалити-шоу) на фоне знакомого всем до боли советского ковра с оленями.

Ожидаемо споют — хотя конкретно песен в спектакле немного (но все на единственно необходимом месте). Прочитают стихи — ну, не зря же мы находимся в стенах Театра музыки и поэзии. Повеселят и вывернут душу. И сделают всё с такими изяществом, лёгкостью и вкусом, какие присущи исключительно Театру Камбуровой.

Актёрский состав богичен (и я готова грудью стоять за столь громкое определение, ибо иного подобрать не смогу):

Кручинина — Юлия Зыбцева
Коринкина — Лада Марис
Незнамов — Артур Сахаров
Муров / Дудукин — Роман Калькаев
Арина — Анна Комова
Миловзоров — Руслан Ергашев

Комедия, трагедия, гротеск — этим людям подвластно всё (благо, режиссёр с завидной регулярностью меняет градус происходящего, порой вкрапляя печальные ноты в наиболее жизнерадостные моменты — или же наоборот… чего стоит один диалог Арины и Кручининой, например). Столпы, честное слово!

За музыкальную составляющую отвечают Пётр Тишков (флейта) и лично Денис Сорокотягин (клавиши). В День театра, правда, случился форс-мажор, и функцию флейтиста выполнял сам музыкальный руководитель театра Олег Синкин (ему в этом тоже помогали клавиши). Так что мы наблюдали истинную творческую взаимовыручку — неоценимый подвиг локального масштаба.

«Без вины виноватые в XXI веке» — это уже (страшно сказать!) пятая постановка Сорокотягина в Театре Камбуровой (до неё случились «Маленький принц. Полёт в одном действии» с Еленой Антоновной в главной роли, экспериментальный «СТИХИйный XXI век», изящная «Турдейская Манон Леско» и первая ласточка — моноспектакль «Аккомпаниатор»). Не побоюсь этих слов: мы наблюдаем становление невероятно мощного и умного режиссёра, за которого, глядишь, ещё и будут драться ведущие столичные театры. (Если что, я не привыкла разбрасываться эдакими славословиями, и коли уж написала подобное, то тщательно всё обдумав и взвесив.)

Грядущая премьера — ещё одна ступень, достигнутая лично постановщиком. Это спектакль, необходимый каждому вдумчивому зрителю, любящему глубину и оригинальность при максимально бережном отношении к классике… Ну, и отличный подарок Александру Николаевичу Островскому в год его 200-летия, я считаю.

В текущем сезоне пьесы этого драматурга не ставит только ленивый. И в данном случае мы видим не одну из попыток привязаться к дате, но действительно громкое высказывание о важном. «Без вины виноватые в XXI веке» — это размышление о том, как остаться человеком не взирая ни на что.

Давайте вместе пофилософствуем на эту тему уже в начале лета? Всего-то и надо — доехать до Театра Камбуровой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.