Конец августа. Прекрасная духоподъёмная погода. Солнце, превращающее центр Москвы в южный курорт. Ещё не завершились Летние Балетные Сезоны, во время каникул традиционно поселяющиеся на сцене РАМТа, но сам театр уже готов вступить в новый творческий год. И потому 25 августа 2023 года в Российском академическом молодёжном театре состоялся сбор труппы — мероприятие, на котором раскрываются тайны грядущего бытия и творчества.

Сначала — конечно же, неподдельная радость от встречи коллег, буря эмоций, объятия и рассказы о том, как прошли месяцы разлуки. И вот уже пора занимать места в зрительном зале (раз в год артисты театров, можно сказать, играют роль своей публики) — художественный руководитель РАМТа Алексей Владимирович Бородин готов поведать, что же ждёт в начинающемся сезоне труппу театра и её верных поклонников.

Первая — и, пожалуй, важнейшая новость, озвученная Бородиным, — это появление новой должности, прежде в театре не существовавшей. В 103-м сезоне у РАМТа будет главный режиссёр — Марина Станиславовна Брусникина. Услышав это имя, труппа взорвалась овациями (пожалуй, ни на одном сборе я не слышала ещё столь бурной и искренней радости). Ещё бы: театр давно и плотно сотрудничает с Мариной Станиславовной, артисты любят и ценят постановщика и говорят с ним на одном языке. Бородин признался, что, когда Брусникина согласилась на его предложение, у него был «день ликования».

На этом «кадровые новости» не закончились — художественный руководитель представил двух молодых артистов, принятых в труппу РАМТа: выпускника Школы-студии МХАТ Илью Барабошкина (в прошлом сезоне молодой человек успел проявить себя в спектакле МХТ «Третий звонок, господа!») и завершившего обучение в Высшей школе сценических искусств Ивана Канонерова.

После поздравления юбиляров, без которого не обходится ни один сбор труппы, и видеопослания от министра культуры Ольги Борисовны Любимовой Алексей Бородин приступил к долгожданному оглашению планов театра на 103-й сезон. А замыслы у РАМТа, как всегда, глобальные!

  • Кипит работа над документальным спектаклем по воспоминаниям актёров старшего поколения «Здесь дом стоял» (режиссёр — Марина Брусникина, идея постановки принадлежит артисту театра Виктору Панченко), который станет первой премьерой сезона. Зрители увидят спектакль на Маленькой сцене уже 11, 12 и 14 сентября. «Наши старшие накинулись на этот вербатим, и это всё будет очень интересно, мне кажется», — поделился со слушателями Бородин.
  • Буквально несколькими днями позже во дворе РАМТа режиссёр Андрей Рыклин представит спектакль-кабаре «Сердце Запада» по рассказам О. Генри.
  • Екатерина Половцева трудится над «Мизантропом» Мольера, который воплотится в жизнь на Маленькой сцене.
  • В том же пространстве Владимир Богатырёв продемонстрирует свой взгляд на чеховскую «Каштанку».
  • Уже в 2024 году на Большой сцене появятся спектакли, к работе над которыми приступят победители «Мастерской инсценирования» РАМТа: «Ленинградские сказки» о событиях 30-40-х годов прошлого века (режиссёр — Филипп Гуревич) и «Томасина» (режиссёр — Аля Ловянникова). К ним добавится постановка «Битвы по средам» (режиссёр — Иван Пачин) в случае успешного решения вопросов с авторскими правами (чего я от всей души театру желаю).
  • Сам Алексей Бородин обратил своё внимание на пьесу Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». «Это первый спектакль, который поставил Вахтангов — в начале Первой студии, — отметил Алексей Владимирович. — Несмотря на то, что у него не так уж получилось, всё равно это интересно, полезно, опять мы открываем что-то новое».
  • А главный режиссёр РАМТа, Марина Брусникина, на Большой сцене презентует «Лето Господне» по роману Ивана Шмелева.
  • Ожидается биографический спектакль «Грин: Человек летающий!» (режиссёр — Екатерина Гранитова, пространство — Белая комната).
  • «Здорово, что у нас появилась пьеса — современная версия книги Корчака «Матиуш — король». Это очень интересный материал!» — заинтриговал напоследок слушателей художественный руководитель (с нетерпением ждём объявление имени постановщика и даты премьеры!).

Затем слово взяла директор театра Софья Михайловна Апфельбаум. Она поведала о предстоящих гастролях (сейчас в планах — Воронеж, Барнаул, Салехард, Пермь и Новосибирск, но какие-то города должны добавиться по ходу сезона).

«Продолжается наш проект «ВСЛУХ». Благодарю всех, кто участвует в этом проекте. Вы видите, что это может дальше перерасти в спектакли», — и здесь Софья Михайловна напомнила о постановке «Коричневое утро», которая из заявки в рамках литературного проекта «ВСЛУХ», открывающего новые имена в литературе и режиссуре, превратилась в репертуарный спектакль РАМТа.

«Есть новая задумка: поговорить о психологии восприятия детских спектаклей, — так Софья Апфельбаум перешла к разговору о проекте «Точки пересечения». — Будет большая дискуссия с психологами, с режиссёрами, потому что режиссёры возрастной ценз видят по-своему, а психологи, может быть, нам расскажут, что всё, что мы делаем на сцене, нельзя показывать детям какого-то возраста. Мы решили попробовать такой формат, посмотрим, что из этого получится». Иными словами, РАМТ будет «сращивать» психологию и театр, чтобы понять, какими тропами получится быстрее и вернее достичь детских и юношеских душ. Превосходный проект, мне кажется, необходимость в нём давно назревала.

Наконец, директор перешла к теме, не столь возвышенной, но от этого не менее важной. Продолжается ремонт фасада театра — дело необходимое, пусть и вызывающее временные неудобства. Установят новые окна со стороны Большой Дмитровки (приеду полюбоваться — обещают красоту). В Большом зале по ночам ведутся работы: меняется вся устаревшая проводка. Эту непростую процедуру РАМТ планирует закончить всего за 10 дней (и ведь сможет, я уверена)!

Тут Алексей Бородин предложил завершить официальную часть и попрощаться с гостями — после перерыва худрук собирался побеседовать «наедине» со своим коллективом о чём-то семейном, РАМТовском, личном.

Сейчас 103-й сезон театра уже стартовал. И я могу с уверенностью констатировать: сей храм Мельпомены продолжает оставаться площадкой самых смелых экспериментов, замешанных на истинном русском психологическом театре. И в этом плане РАМТ действительно уникален: здесь молодёжь получает первый шанс сказать своё громкое слово, а мастера жанра ни на миллиметр не снижают планку, с завидной регулярностью демонстрируя настоящее искусство. Здесь место и классике, и современной литературе — причём, любое произведение гарантированно зазвучит актуально. Здесь, наконец, невероятная труппа, способная буквально на всё.

Оставаться неизменно молодым, отметив столетие — непростая задача. РАМТ юн душой и сердцем — а значит, снова будут громкие премьеры, постоянные аншлаги и тысячи верных поклонников. Если вы ещё не в их числе — срочно рекомендую исправлять ситуацию!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.