Как это ни странно, но жанр разухабистой комедии нереально сложен. Казалось бы — весели себе публику, не закапываясь вглубь пьесы, изобретай гэги и финты — и всё, успех обеспечен. А нет. Ой как сложно это — рассмешить зал. В смысле, большую его часть (чувство юмора — штука субъективная, и сто процентов зрителей не будут хохотать даже над максимально смешным, скажем, с моей точки зрения моментом). И, вдобавок, сделать это так, чтобы постановка соответствовала самым максимальным театральным стандартам, а не просто «щекотала» животные чувства публики (как известно, громче всего ржут над оголённой пятой точкой, но мы же не этого хотим от спектаклей, верно?).
Театр на Трубной (он же — «Школа современной пьесы») в последнее время выпускает одну комедию за другой (видимо, стремясь таким образом внести дозу позитива в объективную реальность, за что спасибо). И «Мой дом — твой дом» по пьесе Иана Огилви — не исключение. Это — история без каких-либо двойных донец, типичная комедия положений, единственное предназначение которой — заставить публику хихикать, смеяться, ржать… В общем — расслабляться по полной.
Такие штуки обычно презентуют зрителям в виде антреприз, с завидной регулярностью колесящих по просторам нашей необъятной. И «Мой дом — твой дом» идеально вписался бы в их число. Оно и понятно: именно комедия — самый востребованный театральный жанр, и житель далёкой Сибири, например, с готовностью посетит такой спектакль, нежели самую гениальную трагедию. Он же отдохнуть хочет, этот житель, релакснуть, а не загрузиться. Проблем ему и в обычной реальности хватает, а театр для него — праздник.
И мне кажется, что нереально ценно сейчас дарить подобные постановки и жителям столицы. У нас-то как — театров гора, все ищут и постигают… И это великолепно! А вот скинуть напряжение — где? Теперь можно смело идти на Трубную — и освежать голову.
Но важный момент: «Мой дом — твой дом» (между прочим, режиссёрский дебют Ивана Мамонова — артиста Театра на Трубной) — не просто хорошая комедия, но и на самом деле крепкий, мощный и изобретательный спектакль (куда там тем антрепризам — даже самым лучшим!). И я искренне наслаждалась действом, временами хохоча в голос.
Только учтите: перед вами — чёрная комедия. Смерти, убийства, вот это вот всё — это здесь. Смешное донельзя, конечно, но коли вы предполагаете, что подобное — не ваше, покупайте билеты на другой спектакль. Я чёрные комедии нежно люблю, а если уж они классные (как вот сия), то вообще считаю, что судьба меня внезапно одарила по ушки. Потому мне было ну очень хорошо.
Сюжет пересказывать проблематично — ибо нельзя избежать спойлеров. А они тут испортят всё удовольствие от посещения театра. Ограничусь следующим: семейная пара типичных чопорных англичан из Уимблдона (плюс непутёвый брат жены) приезжают в отпуск по обмену: пока они кайфуют в солнечной Испании, хозяин этого прекрасного дома, некий Пол, отдыхает в их британском жилище. И гости даже не успевают разобрать чемоданы, как обнаруживают в своём временном пристанище весьма неприятный и внезапный сюрприз… А дальше всё раскручивается с невероятной скоростью: масса нежданных гостей, несколько твистов сюжета, постоянный смех публики и чистая радость от происходящего. При том, напоминаю, что перед нами — чёрная комедия.
А какая «картинка» красивая! Южная зелень, ковры на полу, леопардово-тигровая мебель, шикарные светильники (художник — Анастасия Глебова, художник по свету — Павел Бабин)… Дабы оценить всё это, садитесь или на первый ряд, или где-то ряда с шестого (там начинается подъём, а довольно камерные размеры зала гарантируют, что даже с галёрки вы рассмотрите каждую деталь).
Иван Мамонов, несмотря на дебют в режиссёрстве, проявил себя великолепнейше. Множество находок — возможно, точечных, но постоянных. Великолепное понимание пространства и тайминга. Тесный контакт с артистами (а это видно невооружённым взглядом: Мамонов не только поставил спектакль, но и сыграл в нём). Здесь тот случай, когда хочется следить за происходящим, не отрываясь: а вдруг да пропущу какой жест, взгляд, ход? Будет обидно!
И, конечно, актёрский состав. Тут все неописуемы! Однозначно, у каждого — крутое чувство юмора (иначе не получилось бы столь органично влиться в предложенное постановщиком хулиганство). Но артисты не просто балуются — они проживают своих героев так, что пальчики оближешь.
Какие тут англичане (Джульетта Шабанова и Денис Кутузов в «моём» составе, Елена Захарова и Денис Колганов — в другом)! Да, стереотипные, эдакие британские британцы — но при этом живые и достоверные. А их братец (у меня — Артём Минин, а ещё — Евгений Козлов) — полнейший раздолбай и пьяница, но он же единственный, кто способен быстро среагировать на ситуацию и сыграть соответствующую происходящему роль! А как хороша прекрасная Корал (Лана Крымова в моём случае, с ней в дубль — Карина Муса)! Сексуальность и комедийность в одном флаконе — труднейшее сочетание, с которым тут не возникает вообще никаких проблем.
А оставшаяся троица (великолепный Родион Вьюшкин, сам маэстро Иван Мамонов, мой любимый Владимир Шульга и Анатолий Шалухин, работающий с ним в состав) заслуживает однозначных стоячих оваций, но более я вам ничего не расскажу. Ибо спойлерам — нет!
В общем, «Мой дом — твой дом» — классная постановка, которую я искренне рекомендую всем фанатам чёрных комедий. Остальным — пожалуй, что нет. Будет неприятно и царапающе. Но коли вы, как я, то стремитесь на этот спектакль. Он — чудесен.
PS. Замечательная мелодия-лейтмотив. Ещё долго потом играет в голове.
PPS. Театры, ну если уж у вас по сюжету кто-то стреляет на сцене, уменьшайте громкость выстрелов. Оно и всегда пугает, а сейчас — особенно. И не цельтесь в зал. В один момент дуло пистолета оказалось направленным чётенько на меня — я ж чуть из зала не выбежала. А я-то — из стойких. Пожалейте публику, пожалуйста!
PPPS. А Театр на Трубной я поздравляю с отменной премьерой. Тут тот случай, когда и критиковать не за что (ну, кроме выстрелов, но то, сами понимаете, разговор отдельный). Смешно. Драйвово. Интересно. Расслабляюще… Спасибо! Хочу ещё. :)