Тут у меня старый отзыв о «Поле Негри», а есть и более актуальный, датированный декабрём 2018 года. Разницы немного, но в новой статье есть неплохие, как мне кажется, фотографии.
На «Полу Негри» я долго идти не хотела. Ну, во-первых, я не люблю врушек. Они как себя позиционируют? «Первый в мире 3D мюзикл». Но это же не так. Даже если мы вспомним, что премьера польского оригинала состоялась в 2012 году, ничего не изменится, и бельгийская «Алиса в стране чудес», появившаяся в 2011 году, будет удерживать пальму первенства.
А во-вторых, меня ну абсолютно не согревал сюжет (впрочем, не близок он мне и сейчас). Ну, скажите мне, что такого интересного в рассказе о взлёте и падении одной актрисы немого кино, а также о череде её мужчин (прямо польская «Сестра Керри» какая-то — ну, разве что, несмотря на помолвки и свадьбы, пронёсшая единственную любовь через всю жизнь)?.. К тому же, как оказалось, только эта сторона жизни Полы Негри в мюзикле отражена. Каким она была человеком, чем жила, что было у неё на душе — на всё это нам лишь мельком намекнули.
Был и ещё один момент: я только раза с шестого смогла дослушать до конца польское аудио. Такой скукотищи мне в уши не вкладывали даже на уроках ОБЖ. Ну ведь правда: Стоклоса не самый гениальный композитор в мире, и мне почему-то всё время кажется, что его мелодии являются лишь приятным бонусом к феерии, творимой Юзефовичем. Вроде б, и без них можно обойтись, но танцевать же под тишину нельзя. А раз композитор всё равно присутствует, то пусть и песни напишет, мюзикл будет.
Я, безусловно, ёрничаю, но хочу поблагодарить создателей за то, что песен в «Поле Негри» немного, и потому затосковать зрители не успевают.
Но, впрочем, я вернусь к первой строчке: на «Полу Негри» я долго идти не хотела. Но в конце концов мне просто стало интересно. Осознав, что этот мюзикл настолько сильно страдает раздвоением личности, что может одновременно идти и в Москве, и в Питере (так и случилось 26 апреля, когда я посетила здоровенный ЦАТРА), я полезла изучать актёрский состав. Удивлению моему не было предела, когда я поняла, что такой подход мюзиклостроения у нас прежде не применялся: да, актёры на главных ролях ездят из одного города в другой (благо, их по четыре человека — 4 Полы и 4 Любича). А вот второстепенные роли и ансамбль везде свои собственные. И в Москве эта ответственность легла не на привычных мюзикловых трудяг, а на труппу ЦАТРА (а я-то, наивная, думала, что мюзикл у Театра армии просто площадку арендует).
Нет, я понимаю, что в ЦАТРА вполне себе ударно идёт «Человек из Ламанчи» (а я смотрела его в 2009 году; UPD. из 2018-го: как понимаете, уже не идёт…), но я же, простите, только что из РАМТа, где меня убили и растоптали кошмарными «Алыми парусами». С другой стороны, я ведь видела несравненных, чудесных, превосходных «Продюсеров» в Et Cetera. Да и в Моссовет я на «Суперзвезду» хожу (да и Джекила с Хайдом в районе премьеры видала). В общем, не смогла я удержаться и решила посмотреть, как же артисты ЦАТРА покажут себя не просто в мюзикле — в творении сумасшедшей фантазии Юзефовича (это я щас в хорошем смысле).
Критерий выбора даты похода в театр у меня был простой: чтобы никто на сцене хотя бы не нервировал. В этом блоке мне были предложены Урбаньска и Дольникова (тут всё было однозначно), а также Куценко и Егоров. Рассудив здраво, что Гошу я не переживу, а Егорова я хоть и не знаю (он же ЦАТРовский), но полный кошмар бы на главную роль не взяли (я про немедийную личность сейчас), да и отзывы я чуток почитала, я остановилась на 26-м числе.
Внимательный читатель помнит, что я весьма скептически отношусь к мюзиклам, в которых главное — шоу, а остальное — второстепенно (за это, например, от меня прилетело «Призраку Оперы» и «Мастеру и Маргарите»). Я понимала заранее, что в «Поле Негри» тоже шоу будет основополагающим. Я готовилась язвить и изрыгать яд. И что вы думаете?..
Открылся занавес… и я уплыла. От начала и до конца я сидела, раскрыв рот, и сходила с ума от творившихся на сцене чудес. Как я потом заметила, «ну, как мюзикл — спорно, но вот цирковое шоу — первоклассное!»
Тут ещё вот что немаловажно. Я не люблю ходить в кино. Для меня 3D картинка — нечто чуждое. А тут — живые артисты, а вокруг — неописуемое.
О, пока не забыла, отвечу на два самых частых вопроса.
1. Нет, 3D очки не одноразовые. Нет, их нельзя забрать домой (написано, чип антикражный встроен).
2. Нет, очки не мешают смотреть и не натирают нос. Абсолютно. Вот не знаю, как актёры воспринимают целый зал пялящихся на них терминаторов, но мне, как зрителю, было очень комфортно.
3D проекции — шикарные. Единственное, меня напрягло, что и в Германии, и в США для обозначения съёмочной площадки используется одна и та же картинка. Ну уж так изощрялись, казалось бы. И змеи тебе танцуют, и бабы огонь изо рта извергают, и фонтаны фонтанируют, и снег кружится, летает-летает, и толпа встречающих руками машет (кстати, почти во всех сценах я снимала очки, чтобы понять, какие люди нарисованные, а какие — живые)… А уж сцена полёта на самолёте… На взлёте я вцепилась в ручки кресла, а потом просто забыла, как дышать.
Ну вот чего не нарисовали разные съёмочные площадки? Не понимаю.
Ещё могу придраться к той же сцене со змеями и вообще к съёмке «Сумуруна». Я, признаться, по диагонали просмотрела оригинальный «Сумурун» (Ютуб в помощь) и утвердилась во мнении, что в 1920 году действительно таких изысков не было — да и быть не могло. Но какая разница? Красиво ж!
В общем, господа, 3D в «Поле Негри» — это круто!.. Юзефович умница, он не ставит мюзикл. Он делает шоу, обращающееся практически ко всем пяти чувствам. И готовый продукт воспринимается только в целом.
Пиратское видео, встречающееся в интернете, вообще не передаёт реальность. Я, конечно же, посмотрела несколько отрывков до отправления в ЦАТРА и загрустила. Как-то всё простенько, серенько, скучненько… Обычненько. А уж сцена в поместье с дурацкой песенкой-дуэтом — ну бяка же. Села в зал — и обалдела. А нету в Ютубе 3D. Но без него — никак. Нет цельности «продукта».
И это… Падающая люстра в «Призраке Оперы», помнится, меня не впечатлила. А летающая над моей головой визжащая Дольникова продлила мою жизнь лет на десять (ну да, у меня был билет в середину первого ряда, справа от лесенки, так что я сполна получила все плюшки постановки — ну, если не считать местами не слишком чёткое 3D мелких деталей заднего плана). Помню-помню, сама ржала над французскими мюзиклами, в которых вечно все на лонжах летают. И тут бы покритиковала, но когда это творится прямо над тобой, да ещё на столь малой высоте, да ещё и 3D вокруг… Мамадорогая…
И вкусности — скажем, два автомобильчика на сцене (создателям мюзикла-краткожителя «Однажды в Одессе» поучиться бы, как правильно их использовать в постановке). Самолёт-кукурузник — ну, я не уверена, что такой уж полноразмерный (хотя два человека в него влезли), но на фоне 3D совершенно реалистично летающий. И, конечно же, две живых лошади, аж три раза радующих публику.
В общем, я не уверена, что могу воспринимать «Полу Негри» именно как мюзикл. Зато я могу впервые заявить со всей ответственностью: это шоу стоит просмотра!
И неважно, что там в сценарии. Как и «Алые паруса» в РАМТе это комикс. Но, в отличие от, комикс правильный. Нет, вру. Не комикс — диафильм. Тёплый, ламповый. Мы видим отдельные сцены из жизни Полы. Одну от другой может отделять несколько лет — но нам всё равно всё понятно. И как-то удаётся создателям и актёрам надавить на нужные точки, и вызываются они — нужные эмоции. Да, меня не интересует жизнеописание реальной Полы Негри (хоть, вернувшись домой, я и пошарила в интернете — я ж исследователь, а не любопытная Варвара). Но меня влюбили в персонаж мюзикла. Меня заставили, чуть не силком, ей сопереживать. Хитрый Юзефович и здесь играл на единственно верных клавишах. Вот как у него это получается?!.
А главное, что при такой лоскутности повествования, актёрам есть, что играть! У каждого — характер и внутренний мир (даже у Полы, которую нам и показывают несколько однобоко, как я писала выше). И пусть парочка продюсеров постоянно чем-то неуловимо напоминала мне директоров из «Призрака Оперы» (а бабушка-судьба — цыганку из «Графа Орлова»… но вот уж это — точно мои тараканы). Но эти-то, продюсеры, были живые и настоящие. А ансамбль?! В кого ни ткни — красавец. Правда, у меня тут два любимца образовалась. В балете — та девочка, которая афро-россиянка… Ольга Якименко же, вроде (нет, все танцевали здорово, но она — шедеврально)?.. А в ансамбле — Роман Богданов. Невероятно прекрасный мальчик. Следила б за ним безотрывно. (Запомнить: Роман Богданов, ЦАТРА.)
В общем, актёры ЦАТРА превосходны в рамках мюзикла «Пола Негри». Так что зря я боялась и ожидала второго РАМТа. Не будь я так ленива — всем бы аплодировала стоя.
Про вокал. Я уже посетовала на Стоклосу, продолжу. Его мелодии просты и обычны. Да, у них есть и плюс: они не бесят, а в танцевальных сценах столь гармоничны, что на них не обращаешь внимания (вот впервые мне захотелось, чтоб было побольше танцев — и это при том, что, прослушав оригинальный альбом, я правильно поняла, что плясать будут ударно, и приготовилась скучать и тосковать). А в целом — ничего особенного.
Зато эти мелодии подвластны даже весьма слабым вокалистам. Да что там — с ними даже Гоша Куценко справляется. Я вам больше скажу: чем сильнее голос, тем, на мой взгляд, хуже впечатление от результата. Сравнила я того же Леонидова на официальном диске и на Ютубе с Егоровым вживую — второй победил (можно сопоставить Ожогина-Мдивани с Сергеевым — та же история). Потому как умеющему здорово петь Леонидову просто нечего делать с музыкой Стоклосы, и его старания воспринимаются напеванием себе под нос. А если голос послабее, то, почему-то кажется, что музыка сложнее — видны же старания исполнителя.
Хоть Поле повезло — у неё есть «Час прибытия» (он же фонограммный, верно? артистки на сцене нет, только её 3D изображение… так зачем петь? а фильм вышел красивый — и Дольникова крупным планом от пола до потолка!), «Адреналин» (в корне отличающийся от остального материала… да и петь Поле пришлось не «адреналин», а «адреналина» — так это слово звучит по-польски, и так оно ложится в размер), «Полёт» и, наверное, «Цыганская» (здесь респект мальчику из ансамбля с гитарой, которому я внимала почти всю песню, и за чьими пальцами следила, не отрываясь, — он же на ступеньках рядом со мной сидел). Тут можно честно петь, а не припевать.
В общем, с точки зрения актёрской игры идеальны были все. А вокально они справились с материалом отлично — право, мастерская работа. Я искренне радовалась, что видела именно такой состав.
Сейчас я чуть подробнее остановлюсь на главных героях.
Эрнст Любич — Андрей Егоров. Отличный Любич. Рекомендую. Весь в фильмах — ему не до чувств. Я ему поверила. И без всяких медийных штучек (ах, вышел Гоша Куценко, весь зал смотрит на него) Егоров сразу становился центром действия, только появляясь из-за кулис. Ну, и финальное признание… Чудесно.
Пола Негри — Теона Дольникова. Оххх… Непередаваема Теона. Если кто не в курсе, мы изучаем жизнь Полы на протяжении долгого времени — вот она девчонка шестнадцати лет, а вот ей уже около сорока… И Дольникова меняется, взрослеет, получает всё — и всё теряет, лишается смысла жизни, а в конце — опускается на самое дно… теряя самое главное. Я читала в отзывах, что, мол, Медведева и Вильгельм отражают эти трансформации лучше. Но мне не с чем сравнивать. А Теоне я верила каждую секунду. И её слёзы на последней песне — которую она поёт умершему любимому… для умершего любимого… про умершего любимого… вместе с умершим любимым… Если я начинаю плакать, глядя на сцену, я уже не могу ругать спектакль. Да, вытирала глаза и я. Теона — бриллиант. И в «Поле Негри» ей было где развернуться и показать свою многогранность. Актёрскую, не вокальную. Но петь ей есть где (вот идите на «Графа Орлова», например). А здесь можно увидеть совсем иную Дольникову.
А теперь я перечислю просто всех остальных артистов, которых видела. Подробно ни на ком останавливаться не буду, просто скажу так: каждый — хорош. И каждому — мой низкий поклон. Прям лбом в пол.
Князь Серж Мдивани — Сергей Смирнов
Рудольфо Валентино — Максим Аль-Намес
Продюсер Цукор — Виталий Стремовский
Продюсер Голдвин — Сергей Федюшкин
Мать Полы (Элеонора) — Людмила Татарова-Джигурда
Отец Полы — Роман Богданов
Пола в детстве — Ивена Работова
Глория Свенсон — Ольга Никитина
Казимир Гулевич — Александр Дик
Луэлла — Елена Анисимова
Хейда — Дарья Кожина
Шейла — Ольга Гусева
Помощница Луэллы — Полина Шульева
Геббельс — Евгений Безног
Граф Домбовский — Алексей Захаров
Судьба — Валентина Асланова
Пола в преклонном возрасте (голос за кадром) — Валентина Кособуцкая
Резюмирую. Несмотря на спорный сюжет, «Пола Негри» — здоровское зрелище, которое способно тронуть душу. И, да, главный плюс этого мюзикла-немюзикла (всё же, основной упор сделан на драматические моменты… ну, и на пластические) в том, что он не только развлекает, но и заставляет о чём-то задуматься… и поплакать.
…и шикарная мысль от продюсеров Цукора и Голдвина: «Надо что-то делать!» — «Надо… выпить!..» :)
Девушка потащила на мюзикл «Пола Негри», хотя я киноман и театралом себя никогда не считал. Но что это было ,я до сих пор под впечатлением. Удивился когда всем раздали 3D очки,сомневался ну что можно показать в театре, даже если это и сцена ЦАТРА. Но потом такое началось, что я просто остолбенел. Представьте под каким впечатлением я был по окончание .а тут еще розыгрыш. А самое главное что это именно я тот счастливчик, которому достался приз полетать на самолете. Столько удач, я теперь по другому смотрю на театр.
«Пола Негри» в постановке Януша Юзефовича вкупе с иногда сумасшедшими и протсо космическими находками организаторов — это яркое шоу, праздник и одновременно трогательная история жизни и любви замечательной Аполонии. Не передать эмоции, это надо смотреть и наслаждаться. Я уверена, эту постановку обязан посетить каждый уважающий себя театрал.
Ой, а я тоже постоянно ловила себя за тем, что непроизвольно приподнимаю очки, чтобы посмотреть, что настоящее, а что нет)) Такие реалистичные эффекты, что иногда пропадает ощущения реальности. Особенно полет над каньоном поразил) И идти долго тоже не хотела, начиталась всякого, но друзья билет подарили, тут уж отвертеться не могла. И хорошо, что не могла)) Когда вышла после представления еще долго под впечатлением находилась. Такой красотищи как в Пола Негри до этого не видела!
Я ходила, когда как раз Полу Негри Медведева играла. Я до этого ничего с ней не смотрела (ну кроме как 6 кадров, но я думаю это даже рассматривать не стоит). Знаете, впечатлила, и пением (сколько оказывается талантливых поющих актеров на нашей сцене, о которых я не знаю) и игрой. Выложилась на все 100, я ей поверила. А Теону я просто саму по себе люблю)