Уж сколько раз я себе обещала не ходить на спектакли, если пресс-релиз громко и доходчиво орёт: ЗДЕСЬ МОЛОДЁЖЬ ПЛАНИРУЕТ ФИЛОСОФСТВОВАТЬ!.. А всё на те же грабли наступаю — приезжаю и огорчаюсь… Так-то, вроде бы, человек опытный — даже в суд на меня как-то юный и горячий коллектив за критический отзыв подавать собирался, ибо явно же я просто из-за собственной стервозности гадости пишу. А потом — раз! — попадается мне какой-нибудь «Сон смешного человека» от ШДИ, где вот эти младые измышления поданы пусть наивно, но крепко и красиво — и я снова решаюсь погрузиться по темечко в пост-тинейджерские поиски. А потом рыдаю и рву на себе волосы.
Проблема-то не во мне и не в постановках по большей части: исключительно в том, что я давно уже ни разу не являюсь целевой аудиторией спектакля. Лет двадцать назад я сама бы, полагаю, вопила от восторга, посмотрев ЭТО. И сейчас я, вспоминая себя ту, примерно представляю, какими глазами видит спектакль человек, далёкий от моего солидного, увы и ах, возраста. Но, как бы мне этого ни хотелось, вернуться назад, в года былые, я не в состоянии. А потому воспринимаю каждую из подобных постановок примерно так же, как размышления о жизни, судьбе и мироустройстве моего пятилетнего наследника, на которого в последнее время частенько накатывает желание углубиться в доступную ему философию.
Вот и на сей раз: «Государь-стендап» от «Сатирикона» оказался настолько чужд моей душе, что я даже не хотела изначально ничего писать об этой премьере — ровно до того момента, как получила несколько восторженных отзывов об этом спектакле-неспектакле. И мне захотелось разобраться: что же такое имеется в этой истории, что не зацепило меня, но влюбило в себя людей, чьему мнению я обычно всецело доверяю?
Тут смотрите: нам обещают эдакий стендап-концерт, основанный на трактатах Н. Макиавелли «Государь» и Платона «Государство». Молодой режиссёр Александр Локтионов «доставил» к нам некую компанию (она же — музыкальная группа) из 3024 года, которая показывает почтеннейшей публике шоу, «оживляя» Ивана Грозного, Петра I и ещё пару госдеятелей, и заставляет их читать стендап.
Проблема в том, что Макиавели с Платоном тут — буквально по паре цитат, остальное — вольные измышления Локтионова (ибо он же — автор текста) на заданную тему. И бог с ними — с нижепоясными шутками и даже с весьма сниженной лексикой (это всё нормально для стендапа; хотя без мата я бы именно в данном случае предпочла обойтись — тут оный всё же кажется вызовом общественности, а не художественным приёмом). Мне, взрослой тётеньке, было неинтересно и непонятно, что хотят до нас донести со сцены.
Аллюзии, пронзаемые мной, смотрелись слишком детскими. Прочее тупая я банально не считала. Признаю, что я могу быть просто вне контекста: новое поколение мыслит иными категориями, нежели такие динозавры, как ваша покорная.
Но если мы рассуждаем о «государях» — зачем все эти «путешествия в будущее», истории о том, как и что случилось потом, во временах, нами не достигнутых? Вот о, объединении религий, например? Трогательно, да. Но снова — бесконечно наивно… И почему так мало, собственно, о них — государях? Или мне показалось?..
Артисты, безусловно, молодцы. Даниил Пугаёв, Илья Денискин, Ярослав Медведев и Алина Доценко (ах, эта пластика робота!..) хороши. Ещё и на музыкальных инструментах играют и поют шикарно. И, как я понимаю, эта юная поросль «сатириконовцев» отлично понимает, что и зачем они хотят показать публике. Но, вынуждена в очередной раз признаться, для меня это осталось загадкой…
В общем, давайте так: коли вам ещё не исполнилось 30 лет, приезжайте на «Государь-стендап» и погружайтесь в него. Эта постановка — для вас.
А если вы так же стары, как и я, то не мучайте ни себя, ни спектакль. Для нас с вами куча другого понаставлена — вот туда и поедемте. А новинка от «Сатирикона» пусть впечатляет наших с вами детей. Они, кажется, из этого действа вполне себе успешно извлекают жемчужины смысла. И разве это плохо?
Каждому своё, как известно. «Государь-стендап» определённо найдёт своих зрителей — и даже не будет переживать, что в их числе не окажемся древние мы. Так вай бы и нот?..
Спектакль я не снимала, так уж получилось, а немного кадров с пресс-подхода — изучите. Тут — сам Константин Аркадьевич Райкин и режиссёр «Государь-стендапа» Александр Локтионов.
Полностью присоединяюсь.
Шутки не вызывают даже тени улыбки. Кроме того, шутки банальные, избитые, и часто ниже пояса.
Перед нами сидела пара девушек возраста около 20, они смеялись на каждом матерном слове.
В принципе показалось, что большинство людей пришло именно на стенд ап а ля ТНТ или СТС, с соответствующими ожиданиями и соответствующим же уровнем развития.
Какое отношение Макиавелли и Платон имеют к этому спектаклю — непонятно от слова совсем. Я практически наизусть знаю «Государя» — вырвать оттуда три цитаты и подать это как основу спектакля — это, видимо, такой «маркетинговый ход» (С, «День радио»).
Что касается философских потуг автора — все в лоб, все скучно, все претензии на глубокомысленность на поверку оказываются ничем.
Спич Петра I — банально и обыграно кучу раз, можно было бы интереснее придумать. Проезд на санях от великолепного Эрмитажа (кстати, построенного через 100 лет после Петра) до подворотен и помоек нынешнего времени — так это Жванецкий, Войнович, Ерофеев, Сорокин и много кто еще описали гораздо талантливее. Ну и кроме того, сугубо приземленное замечание. Автор текста либо не в курсе, как жил непарадный Петербург все века при царском правлении, либо сознательно игнорирует это в угоду режиссерской задумке, что некорректно.
Очень наивные и банальные спичи полицейского про дом престарелых и детей про веру. Рассчитаны на то, что это вызовет слезы и заставит задуматься. Вопрос — кого должно заставить задуматься? Девочек, смеющихся на каждом матерном слове — вряд ли.
Hotel California на балалайке и гармошке в заключение. Sapienti sat — подумал автор.
.ля, говоря словами спектакля, подумал я.
Надо отдать должное актерам. Игра хорошая, если бы не текст, то вообще отличная :-)
Пластика, мимика — все на уровне. Голоса отличные. Но это спектакль не спасает.
Отменная рецензия, спасибо.