«Мастерская Петра Фоменко» предлагает зрителям погрузиться в мир Василия Шукшина. В самом конце ноября здесь состоялась премьера спектакля по рассказам поистине легендарного актёра, режиссёра и писателя, получившая название «Светлые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ».

Шесть рассказов («Воскресная тоска», «Кукушкины слезки», «Беспалый», «Внутреннее содержание», «Версия» и, собственно, «Светлые души») — каждый, вроде бы, и сам по себе, но при этом существует в неразрывной связке с остальными. Камерное пространство Серого зала Старой сцены — сначала пустое, тёмное, неприветливое, но постепенно наполняющееся деталями, предметами — свидетелями человеческих страстей. И — невероятно светлый, душевный, трогательный спектакль, в который бесконечно приятно погружаться.

Режиссёр Михаил Крылов (между прочим, актёр труппы «Мастерской Фоменко») справился с весьма нетривиальной задачей: сделать рассказы Шукшина театральными, при этом не изменяя их сути. Дело в том, что Василий Макарович писал цветасто, ярко, живо — так, что не оторваться, если уж взялся за книгу. Но… каждый из его рассказов — не привычное нам литературное произведение с завязкой, кульминацией и развязкой. Это, как будто бы, кусочек беседы двух добрых соседей (да ещё и деревенских — с их совершенно особенным языком), повествующих друг другу о том, что стряслось надысь с их знакомыми.

Вот, скажем, рассказ «Кукушкины слезки», краткий пересказ которого звучал бы так: «Едут, значит, мужчина и женщина по сельской местности на телеге, разговаривают. Ну, и, вроде как, приехали». Действительно, сюжет именно такой. И нет, казалось бы, его развития, и ничем ситуация не заканчивается. По форме — да. Но вот внутренних смыслов, межчеловеческих, психологических при желании можно раскопать массу. Этим и занялся Михаил Крылов, стремясь привести каждую из «глав» своего спектакля к конкретной, чёткой точке — причём, сделать это исключительно постановочными средствами. И результат превосходен.

Завязкой и, скажем так, обвязкой всего действа стал рассказ «Воскресная тоска», вдохновивший режиссёра на выстраивание своего детища в форме своеобразной лекции, в ходе которой харизматичный и обаятельный докладчик (Александр Моровов) обучает нас, сидящих в зале, как написать рассказ. А в качестве наглядных примеров лектор как раз и использует якобы свои, а по факту — шукшинские сочинения, «оживлять» которые ему помогают артисты «Мастерской» Борис Яновский, Елизавета Бойко, Денис Аврамов, Екатерина Смирнова / Дарья Коныжева, Елена Ворончихина, Вениамин Краснянский, Денис Толгов, Игорь Войнаровский, Степан Владимиров, Галина Кашковская, Александра Кесельман и сам Михаил Крылов (надо сказать, весьма солидная компания для спектакля малой формы).

Художник-постановщик Юлиана Лайкова оформила постановку, с одной стороны, как ворох исписанных страниц в негативе (ибо по чёрному фону и декораций, и костюмов пущены белоснежные ряды рукописных букв, временами расплывающихся в живописные потёки чернил — а, точнее, белил; и мозг, почему-то абсолютно адекватно воспринимает этот «перевёртыш», не замечая цветового несоответствия), а с другой — как чёрную классную доску, на которой лектор оставляет свои заметки мелом. Художник по свету Денис Солнцев «рисует» по этому необычному холсту, творя объёмы и глубины, раскрашивая монохромную «картинку» и превращая её в абсолютно разные локации.

«Светлые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ» — очень красивый спектакль, созданный обманчиво простыми средствами, позволяющими зрителям преодолеть пространство и время, чтобы вернуться на несколько десятилетий назад — в абсолютно иную страну, к другим, чуть более открытым и настоящим (даже в худших своих проявлениях — светлые же души, определённо!) людям, но при этом чувствующим так же, как и мы, сегодняшние.

Михаил Крылов предлагает нам стопроцентно «фоменковскую» историю — созерцательную, насыщенную деталями, режиссёрскими находками, психологически выверенными фишечками, комическими точками (а юмора в постановке, ожидаемо для поклонников театра, много — и он замечательный), графическими, изобретательными мизансценами. Спектакль, построенный как цепочка отдельных рассказов, смотрится при этом крепким монолитом, единым полотном — редчайшее явление. А после его завершения действительно очень хочется взять — и написать рассказ («Мастерская Фоменко» для таких страждущих всё предусмотрела: обратная сторона листа программки разлинована, а в комплекте предлагается острый карандашик). Тем более, теперь ты знаешь, как это сделать.

Самое же главное — что создателям постановки удалось сохранить атмосферу произведений Шукшина, их «настоящность», «народность», бесконечную правдивость. Потому неважно, любите ли вы всем сердцем произведения Василия Макаровича или же только планируете познакомиться с ними. «Мастерская Петра Фоменко» подарит два с половиной часа света и уюта (даже рассказывая о весьма трагических событиях, а тут отдельный талант нужен) всем.

Так что приезжайте на «Кутузовскую» — и становитесь светлей душой. Ну, или просто учитесь писательскому ремеслу — тоже ведь штука важная.

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.