«Не знаю, на что ты меня подписала.
Но тут оркестр с арфой. Мне уже нравится. 😂»
Я в Телеграме перед началом показа.
Есть какое-то особое удовольствие в знакомстве с постановкой до её рождения. Никто ещё абсолютно не в курсе, что же там понапридумывали создатели, а ты уже подглядела краешком глаза. Вот и сейчас судьба подарила мне некий эскиз — или, если цитировать пресс-релиз, «показ сцен из оперы в формате work-in-progress».
И вот дальше начинается самое интересное. Смотреть мне предлагалось «эмбрион» хип-хоп-оперы «Прощай, оружие».
Нет, конечно, мир знает примеры подобных произведений в стиле хип-хоп. Скажем, не так давно Noize MC создал нежно любимую мной (и это чистая правда!) хипхоперу (эти предпочитают слитно) «Орфей & Эвридика». Про «Гамильтона» я в принципе благоговейно молчу. А теперь — «Прощай, оружие».
Но не всё так просто! Снова цитирую: «Хип-хоп-опера “Прощай, оружие” — это междисциплинарный музыкальный проект, объединяющий интересы представителей урбан-культуры и сообщества классических музыкантов». Непонятно? Поясняю: артисты зачитывают текста под аккомпанемент самого настоящего симфонического оркестра.
Так что казалось бы — где рэп с хип-хопом, а где я (потому заранее прошу прощения, если допущу в этой статье какие-то ляпы — ну, не в материале я; зато как о спектакле о новинке с удовольствием порассуждаю)? Но раз обещана столь оригинальная форма, разве можно пропустить закрытый показ? Вот и прибежала я в зал-конструктор КЦ ЗИЛ в первых рядах.
Теперь — факты.
Третья цитата: «Дирижёр Даяна Гофман вместе с хип-хоп-исполнителем и продюсером D-Kay Drummasta инициировали создание кросс-жанрового проекта «Прощай, оружие» с целью объединить музыкальные культуры и создать уникальный молодёжный проект на стыке классической оперы и хип-хопа».
А в основе всего этого — роман Хемингуэя. Каково?!
Музыку написал Алексей Епишев. Точней, из-под его пера вышло то глобальное полотно, которое исполняется оркестром, эдакий «симфонический саундтрэк к неореалистической киноленте времён Федерико Феллини». И я вам скажу, это что-то.
Оркестр «Новая Москва» под руководством дирижёра Даяны Гофман — это, на данный момент, главное действующее лицо хип-хоп-оперы. Во время эскизного показа оркестр занимал левую половину сцены, как бы символизируя, что всё здесь имеет своё место и взаимопроникает друг в друга: и жанры, и стили, и исполнители… Искренне надеюсь, что и в будущем музыкантов не отправят в оркестровую яму, позволив и дальше творить волшебство на глазах изумлённой публики.
В общем, как вы поняли, «симфонический компонент» хип-хоп-оперы меня впечатлил. Может, потому, что пока это самый подготовленный элемент спектакля, и оркестр работает так, как будто уже несколько лет сию музыку играет (но это не критика — эскиз, который готовился всего неделю, имеет право на определённую сырость; главное — показать суть задумки и понять, как всё это дело воспринимают первые зрители). Но, скорей, по той причине, что музыка Епишева действительно крута. И отдельный кайф (ну, мой личный) — наблюдать за музыкантами. Обожаю.
И под этот «аккомпанемент» артисты читают свои строки. И знаете, что? И собственные тексты, и их мелодии (ложащиеся на гармонии Епишева) молодые исполнители сочинили сами. «Впервые такое масштабное кросс-дисциплинарное сочинение создаётся усилиями профессионального композитора и молодых талантов хип-хоп-сцены в условиях взаимного интереса и художественного равноправия». Вот это — отдельная ценность свеженького музыкально-театрального произведения.
Скажу вот что: я, пожалуй, понимаю, как читать рэп под бит. Но как делать это под симфоническую музыку… А форма-то тут — не куплетно-припевная (в отличие, кстати, от того же «Орфей & Эвридика»; но то несколько разные жанры), здесь реально толкают текста, в которые надо вслушиваться и стараться не пропустить ни одного слова, чтоб смысл не ускользнул.
Поехали дальше. Режиссёр — Михаил Сабелев.
Пока нет возможности оценить «Прощай, оружие» как спектакль — мы видели лишь несколько сцен, по сути, меж собой ещё никак не соединённых. Сейчас я оценила попытку научить хип-хоперов существовать в канве постановки и достаточно удачную работу с их органикой, встроенной в общую картину.
Искренне полагаю, что этот росток может превратиться в крепкое и ладное дерево, ибо и режиссёр, и актёры уже друг к другу притёрлись, поняли, чего хотят от самих себя и коллег, от спектакля, от музыки, от зрителей… Так что скрестим пальчики и подождём.
И актёрский состав. Это, как я уже сказала, молодые хип-хоп исполнители (некоторые — ну СОВСЕМ молодые).
Генри — Сковель
Кэтрин — FLYBABYFLORA
Ринальди — Lartey Mike
Священник — D-Kay Drummasta
Маньера — Bosh
Я подозреваю, что большинству моих читателей эти имена-псевдонимы ничего не скажут (да что там, сама такая; долго гуглила и изучала, кто есть кто, интересно же). Но нам простительно — мы не по этой части.
Скажу следующее: ребята крайне обаятельные и симпатичные. Безусловно, им пока очень сложно. Но те моменты, которые оказываются по той или иной причине комфортными для артистов, прям огонь.
Отсюда вывод: когда в головах и телах актёров-хип-хоперов устаканится весь материал, будет хорошо. Ибо заделы имеются.
В качестве заключения сообщу: да, безусловно, я щедро пораздавала авансы и закрыла глаза на ряд нюансов (как, например, на отвратительный звук, который порой делал невозможным понимание смысла текстов; но, думаю, из такого зала большего не выжмешь). Потому что, повторюсь, эскизный показ — штука такая, пробный шар. На живую нитку наметали — и изучаем, что же у нас выходит.
А имеется у нас совершенно крышесносное слияние симфонической музыки и рэпа. Слушается — убойно.
Потому я буду с величайшим интересом следить за дальнейшей жизнью проекта. «Прощай, оружие» — смелая и интересная задумка (а безумству храбрых, сами понимаете, поём мы песню). И уже сейчас она способна зацепить даже того, кто в рэпе и хип-хопе — ни бум-бум (да и в принципе подобную музыку не слушает и не может этого делать обычно органически). Уж поверьте краеведу.
Но что же будет дальше, спросите вы? А я поведаю о планах создателей. До конца года собираются работать над полной студийной записью (мне — оно надо!). А весной 2022-го, если ничего не помешает (а мы знаем, что там у нас на дворе творится), «Прощай, оружие» отпремьерится на большой сцене КЦ ЗИЛ. Так что, ежели возжелаете попартнёрствовать и помочь финансово или знаете адекватную НКО для грантоподачи, вам сюда.
А я от всей души пожелаю команде удачи. Люблю новое. Обожаю творческие поиски. «Прощай, оружие» — прекрасный пример того, как энтузиазм и незашоренность рождают нечто внезапное и нетривиальное. Разве это не здорово?