Под занавес сезона «Центр драматургии и режиссуры» выпустил спектакль «Енгибаров», созданный на грани комедии и трагедии, театра и цирка, биографического произведения и плода безудержной фантазии драматурга, мудрой Армении и Марьиной Рощи… Для артиста Александра Недомолкина «Енгибаров» стал режиссёрским дебютом — и, надо сказать, работа получилась весьма убедительная и впечатляющая.

Недомолкин же, надо сказать, является и автором пьесы, и тут тот самый случай, когда хочется порекомендовать обратиться к профессиональному драматургу хотя бы в качестве соавтора. Нет, всё не так страшно, как, скажем, в ленкомовской «ГоГоЛьИЛиАДе», где Миркурбанова унесло в абсолютно неведомые и алогичные дали, но в ряде мест хотелось бы более внятной связи сцен и разъяснения происходящего.

Нет, понятно, что «Енгибаров» — отнюдь не поступательный рассказ, а представление, сотканное из моментов-инсайтов (или, если хотите, номеров). Если у Шекспира весь мир — театр, то здесь, у Недомолкина, весь мир — цирк, а Леонид Енгибаров (да-да, именно он сам, а не его творческое альтер-эго, клоун Лёня), являющийся центром, осью повествования, взирает на сие феерическое шоу, затягивающее его всё глубже и глубже в своё нутро… Впечатляет и трогает, честно вам скажу.

И тем не менее, хотелось бы понимать, например, кто все эти люди в ткани повествования, чего они хотят, какое отношение имеют к главному герою постановки, какой след оставили в его судьбе… Всего этого пьеса нам не даёт.

Впрочем, для кого-то подобное может оказаться даже плюсом, превратив «Енгибарова» в историю «многоразовую». Ну, в смысле, подталкивающую к изучению биографии грустного клоуна, а потом — к возвращению на Сокол, дабы погрузиться в спектакль по-новому, вооружившись фактами, а не поплавать на «эмоциональных волнах», как при первом знакомстве. Так почему нет — спектакль этого вполне заслуживает. (А все эти «сценарные неурядицы», по большей части, волнуют въедливых критиков, а не реальных зрителей.)

Потому дальше — только похвала. Вот, скажем, сценография: ничего лишнего… Точней, вообще, практически, ничего — ибо здесь трансформировано само пространство зрительного зала, превращено в круглую арену, а публика, как и положено в цирке, располагается по сторонам от неё (художник-постановщикМайя Федосеева). Всё важное, ключевое берётся «в крупный план» лучом света, незначительное — прячется в темноту (художник по светуАлександр Новожилов). Выразительно.

Костюмы — тоже говорящие. Чёрно-белые, как будто транслируемые по нецветному телевидению 70-х годов. А с другой стороны — и отражающие болотце брежневской «эпохи застоя», и наглядно демонстрирующие осень в душе главного героя, и разграничивающие серенький мир Союза и цветастое, яркое, кричащее зарубежье (воплощением которого является парижанка Жюли с её алым беретом и пальто — поющая, танцующая, искрящаяся Екатерина Самойло).

Как и положено в ЦДР, в спектакле очень много музыки, звуков, нот, аккордов, саунда вообще (SounDrama, понимать надо). «Живые» инструменты (включая дудук!), вокал, пластика, танцы, драматическая составляющая — всё сплетено воедино, всё составляет цельную и неделимую ткань постановки (музыкальный руководительИван Дерендяев, хормейстерСэсэг Хапсасова, хореографАлександра Кульбарисова).

И — вишенкой на торте — молодые артисты, воплощающие в жизнь задумки режиссёра. Красивые, умелые, азартные, искренние — без страха бросающиеся в театральный бой и выходящие из оного победителями. Эти ребята, действительно, могут всё (даже показать самый настоящий цирковой номер на кольце!), и потому постановщик абсолютно не жалеет их, предлагая сложнейшие решения и крайне нетривиальные способы существования.

Александр Фокин совершенно не похож на Леонида Енгибарова внешне — но этого от актёра и не требуется. Он проживает осень в сердце своего персонажа — и делает это стопроцентно достоверно.

Создатели спектакля не пытаются выкрасить главного героя сплошь белой краской — они стараются рассмотреть его максимально объективно, разглядеть его сильные и слабые стороны, понять, кем был Леонид Енгибаров в этом жестоком мире-цирке, почему он пришёл в ту точку, из которой нет невозврата. Получилось ли достичь этой цели — судите сами. Но даже если драматургическая составляющая, как и мне, покажется вам не вполне убедительной, то эмоционально-чувственный компонент сработает по полной.

Резюмирую: тут тот случай, когда невозможно (да и не стоит) пересказывать содержание. Этот спектакль нужно смотреть — и познавать его лично.

В идеале хорошо бы подготовиться заранее — пролистать странички биографии Леонида Енгибарова, дабы хоть примерно вникать, что и почему происходит на сцене. Как минимум, надо понимать, кто такой Енгибаров и в чём была его уникальность. (Впрочем, полагаю, люди, в принципе не знакомые с грустным клоуном, вряд ли решат приобрести билетик на премьеру ЦДР.) Не лишним будет погрузиться в творчество нашего героя, чтобы увидеть на театральной сцене отсылки и аллюзии на него… Но всё это — лишь бонус, который сделает просмотр спектакля более комфортным и многогранным. Можно приехать на Сокол и «чистым листом» — «Енгибаров» в любом случае вас захватит.

…свет над цирковой ареной погаснет, представление завершится — а жизнь продолжится. Александр Недомолкин со товарищи настаивает на этом — и в самом финале своего действа предоставляет идеальное доказательство сей успокоительной мысли.

…а вы любите дождь?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.