10 сентября в Московском драматическом театре «Модерн» состоялось сразу два значимых события: открытая репетиция спектакля «Леонардо» (мероприятие само по себе уникальное, но уже почти традиционное для Юрия Грымова и его коллектива) и сбор труппы, ознаменовавший старт нового, 35-го сезона.

Если позволите, со второго пункта я и начну — сначала поведаю, что происходило на сборе, а потом поделюсь своими впечатлениями о знакомстве с самим Леонардо да Винчи.

«Я считаю, что этот сезон должен отличаться принципиально от предыдущих, — начал свою речь художественный руководитель «Модерна» Юрий Грымов. — Потому что если мы с вами не будем двигаться вперёд, то всё остановится. А потом начнётся движение назад». Театр будет меняться и развиваться, радуя своих верных поклонников — и, надеюсь, с завидной регулярностью приобретая новых (тем более, что статистика подтверждает: число зрителей неудержимо растёт).

Премьер, как и водится в «Модерне», намечено немного, но все они концептуальны и продуманны.

Уже 17 октября зрители увидят вторую часть трилогии «Антихрист и Христос». Первый элемент этого «театрального триптиха», спектакль «Пётр», был выпущен прошлой осенью, а сейчас наступает очередь «Леонардо».

Грымов продолжит размышлять о единстве и противостоянии двух начал в человеке — тьмы и света, добра и зла, Христа и Антихриста. С этой точки зрения изучит он и Леонардо да Винчи — гения, с одинаковым упоением пишущим «Тайную вечерю» и изобретающим смертоносную бомбу…

К концу сезона должна завершиться работа над финальной частью трилогии — спектаклем «Иуда?» По замыслу Грымова, эта премьера откроет 36-й сезон (но «пробные» показы на зрителя, скорее всего, состоятся уже летом).

В январе начнутся репетиции спектакля по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Есть договорённости о работе над произведениями Милорада Павича и Паоло Коэльо (названия пока держатся в секрете).

Казалось бы, не слишком глобально. Но, зная «Модерн», можно смело предположить, что каждая постановка станет большим событием.

Кроме того, на 8 октября назначена открытая беседа с Юрием Грымовым (творческий вечер «Театр — место силы»), где зрители смогут задать свои вопросы режиссёру.

Конечно же, не обошлось и без знакомства с новым директором театра — Павлом Нестратовым. «Он — хозяин», — резюмировал Юрий Грымов, имея в виду, что Нестратов — тот самый человек, который сумеет грамотно управиться с большим и сложным театральным хозяйством. «Вижу его расторопность, вижу его влюблённость в театр», — добавил худрук. А как истинному директору без этих качеств?

Грымов отметил, что пять лет назад лично он принял решение заниматься исключительно своим театром, отставив в сторону прочие виды занятости и творчества. И от своих сотрудников (или же соратников?) он ожидает аналогичной степени вовлечённости («работа без любви разрушает»). Судя по всему, первые шаги свеженазначенного директора на его посту убедили весь коллектив «Модерна», что к ним пришёл ещё один единомышленник.

«Всё-таки, я не первый сезон в этом театре, — отметил Нестратов. — Потому что в «Модерн» я хожу давно, бывал на всех премьерах — спасибо Юрию Вячеславовичу, он всегда даёт возможность обсудить спектакль… В основном — нравится. Поэтому я здесь. Потому что здесь, на этой сцене творится искусство».

Дальнейшая речь директора касалась исключительно коллектива театра, и мы в её подробности вдаваться не будем. Завершил же свой спич Нестратов так: «Ещё раз поздравляю всех с открытием 35-го сезона. В сумме две цифры дают восьмёрочку, восьмёрочка — это бесконечность. Мы уверены, что сохраним все наши самые лучшие традиции, приумножим их, театр будет процветать — не без вашей помощи!»

Грымов же приобщился к краткому уроку арифметики, напомнив, что 8 — любимое число японцев, символизирующее счастье, успех и развитие.

Как и положено на сборе труппы, прозвучали поздравления юбилярам, были названы артисты, как официально включённые в труппу, так и приглашённые к сотрудничеству из других театров, а также начавшие работу в «Модерне» работники цехов.

«Когда появляются новые люди, я всегда задаю себе вопрос: зачем мы им нужны? Зачем я им нужен? И зачем нам они нужны? И радуюсь, когда всё сочетается», — признался худрук, представляя людей, ставших частью семьи «Модерна».

Несмотря на то, что Грымов не любит такое явление, как приглашённые артисты (он настаивает, что вся труппа должна присутствовать на каждой репетиции, не взирая на то, участвует тот или иной актёр в постановке или нет, дабы быть максимально включённой в процессы и психологическое состояние «театрального организма» и лично художественного руководителя), в нынешнем сезоне они присутствуют — в первую очередь, в «Леонардо» (а о нём я подробно расскажу уже совсем скоро).

Утолять необходимо не только духовный голод, но и телесный. Потому Юрий Вячеславович пригласил всех в сеть ресторанов «НИЯМА» (это один из партнёров «Модерна»), где уже можно заказать авторский сет, придуманный Грымовым, который получил название «Масквичи» в честь недавней премьеры театра. В его составе — роллы «Столица», «Москва», «Белокаменный» и «Театр». Так и тянет продегустировать (ну, конкретно меня — точно, ибо обожаю японскую кухню, Москву… и театр)!

А вот новость для меломанов: ведётся работа над запуском первого театрального радио «Модерн», на волнах которого будет звучать хорошая музыка самых разных стилей — от классики и советских песен до прогрессив-рока (включая «группы, которые безумно повлияли на мир, но о них никто не знает»). В этой теме Грымов — дока. О его коллекции виниловых пластинок ходят легенды. В конце концов, не зря же сам режиссёр занимается музыкальным оформлением всех своих постановок? И эта сторона спектаклей всегда на высоте и крайне оригинальна.

И, наконец, важная информация для постановщиков, только пробующих свои силы: скорее всего, в октябре будет объявлена лаборатория для молодых режиссёров, которые смогут сделать эскизы спектаклей на малой сцене «Модерна».

На этом худрук благословил коллектив на успешное начало работы, а мы с вами открутим стрелку часов чуть-чуть назад…


Открытая репетиция — вещь, безусловно, интересная и важная. Артисты могут почувствовать первые реакции публики, постановщик — сделать определённые выводы, а пиарщики получат отзывы о пока ещё не родившемся спектакле.

Грымов уже не впервые приглашает на подобные мероприятия зрителей, блогеров и представителей СМИ — и на сей раз я сама смогла оценить непередаваемое волшебство сотворения искусства здесь и сейчас.

«Леонардо» — история о человеке, поставившем творчество превыше всего и не видящего ни добра, ни зла — только искру, зажигающуюся то ли в мозге, то ли в душе, и разгорающуюся в костёр изобретений, картин, инсайтов и озарений.

Всё равно, что творить: прекрасную фреску или машину для уничтожения всего живого. Неважно, какими силами удалось достигнуть результата. Даже если в процессе погибли люди — что ж, это такой же расходный материал, как краски и кисти.

И ты чувствуешь себя уже не творцом, но Творцом. Если есть где-то Бог, то это — ты. Но не мысли ли это Антихриста?..

Так я поняла замысел будущего спектакля — исходя из слов Грымова и тех нескольких сцен, которые мы увидели 10 сентября. В основе постановки — книга Дмитрия Мережковского, инсценированная Александром Шишовым и самим Юрием Вячеславовичем.

И я вам честно скажу: как же всё это было невероятно красиво и интересно!..

Да, пока толком неясно, что именно происходит на сцене, и кто все эти люди (безусловно, если вы не читали первоисточник). Но даже сейчас этот почти эскиз захватывает и очаровывает.

Как всегда (это же Грымов!) — тёмная сцена и артисты в лучах света. Как всегда — огромное внимание уделяется каждому слову, каждому жесту.

Ремарки режиссёра звучат постоянно — и они кажутся частью действа. Это, знаете, как тонкая настройка музыкального инструмента: чуть-чуть повернул колок, и струна звучит почти незаметно — но иначе. Но внезапно вся мелодия меняется и обретает стройность.

Так и здесь: Грымов корректирует интонацию, темп, паузы, жесты… И видоизменяется вся сцена. Волшебство — не иначе!

Пусть зритель не поймёт, почему мы сделали именно так, говорит постановщик (скажем, много внимания было уделено положению рук в луче света). Главное — что это важно нам. Важно наше осознание. Так и строится целостное произведение.

Разбираются даже незначимые, казалось бы, реплики. Фиксируются позы. На какие-то доли секунды сокращаются или удлиняются те или иные действия. И становится понятно, почему спектакли Грымова так воздействуют на публику.

Они — глубинны. В них нет ничего лишнего и случайного. И тут я могу судить по себе: пусть я не приняла «Петра» во время его премьеры (этот момент важен: как я понимаю, спектакль к сегодняшнему дню претерпел ряд трансформаций), но не оценить масштаб и осознанность действа я не могла.

В общем, я с огромным нетерпением жду «Леонардо» во всей его красе. Если сейчас, без костюмов, далеко не целиком, эта история вызвала у меня дичайший восторг, то страшусь представить, что со мной случится в октябре.

А теперь буду каяться и выставлять себя не в самом лучшем свете: вы представляете, до первого выхода Леонардо во время открытой репетиции я… понятия не имела, кого Грымов пригласил на эту роль!

Объяснюсь: я полностью доверяю Юрию Вячеславовичу, и мне, в целом, было всё равно, кто предстанет в образе да Винчи. Я ждала сам спектакль, а не конкретных людей на сцене (тем паче, что труппа «Модерна» великолепна от и до). Да я и специально не читала состав на сайте — мне было интереснее понять, кто занят в постановке, прямо по ходу действия.

И хорошо, что вы не видели мои глаза, когда я узрела Дмитрия Бозина!.. Как я уже писала, Грымов не особенно любит приглашать артистов извне (и я об этом знала). И вдруг — целый заслуженный артист из Театра Романа Виктюка! Казалось бы — слишком разные истории, подходы и способы существования на сцене. Как это может срастись?

А ведь прекрасно! Правильно сказал Дмитрий Астрахан на сборе труппы «Школы современной пьесы»: главное — язык профессии, ремесла. И в «Модерне» все владеют оным в совершенстве.

Бозин, конечно, чудесен — а как иначе? Грымов использует и его пластику, и (в первую очередь) его невероятную, только Дмитрию присущую органику. Таким Леонардо и должен тут быть: чуть чужим (и я сейчас не про слияние Бозина с актёрским ансамблем — в этом плане всё на высоте), несколько неземным, но однозначно прекрасным.

Есть и ещё одна приглашённая актриса — Жанна Чирва из Театра на Юго-Западе. Ей доверена роль жены герцога Милана (а его — трепещите — играет Юрий Анпилогов, и сие надо видеть), и это — работа мастера. «Жанна, дышим!» — Ю. Грымов.

Собственно, перечислить можно всех причастных (а потом поаплодировать стоя): в репетиции участвовали артисты Алексей Багдасаров, Богдан Щукин, Александр Колесников, Александр Толмачёв, Надежда Селиванова, Михаил Матыченко, Владислав Свиридов, Евгений Казак, Александр Сериков, Ольга Богомазова

И, мне кажется, это явно не все, кого мы увидим в октябре. Плюс обещается некий вокалист, дополняющий действо.

Грымов работает быстро — потому что он точно знает, что хочет донести до зрителя. А как это сделать — родится в процессе. И, казалось бы, чуть больше месяца до премьеры, а не все сцены ещё разобраны. Но Юрию Вячеславовичу этого времени хватит с лихвой.

Он знает, из какой точки и к какому именно финалу движется. И, чует моё сердце, в отличие от «Петра», «Леонардо» покорит меня всю, от макушки и до пяточек.

В общем, я внесла премьеру в свой график и с нетерпением считаю дни. Театр умный и чувственный — что может быть лучше?

И повторюсь: ну как же это красиво!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.