И снова: вкратце о давно увиденном. Театр на Бронной. «Калина красная» в постановке Марины Брусникиной. И здесь — та самая концентрированная Брусникина, которую мы с вами любим и ценим. В очередной раз Марина Станиславовна берётся за абсолютно не театральный материал (а в основе постановки — даже не киносценарий Василия Шукшина, а лежащая в его основе шукшинская же повесть), дабы с минимальными искажениями направить его на сценические рельсы. Получается же в итоге спектакль, с одной стороны, с определённой долей вайба того самого фильма 1973 года, а с другой — совершенно иное произведение, наблюдать за развитием которого — одно удовольствие (при условии того, что вы, как вот я сама, любите не слишком торопливые, размеренные, созерцательные спектакли).
Со сцены, как водится у Брусникиной, звучат не только диалоги, но и текст от автора, и мы можем максимально глубоко погрузиться в слог и атмосферу Шукшина. Художник-постановщик (она же — художник по костюмам) Нана Абдрашитова буквально несколькими выразительными мазками (чего, например, стоят одни столбы-кресты!) переносит нас в типичную советскую деревню, ей содействуют художник по свету Иван Виноградов, а также видеохудожники Алан Мандельштам, Никита Андреев и Михаил Мясников.
Будет музыкальность и великолепный вокал (композитор — Николай Попов, музыкальный руководитель — Екатерина Гусар) — и, да, в спектакле звучит та самая песня про калину красную (которая, напомню, в фильм Шукшина не вошла из-за вопроса авторских прав). Будет диалог с публикой при помощи пластических средств (хореограф — Ренат Мамин). Будут замечательные актёрские работы — и Артём Быстров (Егор), действительно, как упоминают многие, чем-то похож на Шукшина, а Вера Майорова заставит сердце затрепетать (остальных артистов не перечисляю, но поверьте — они все хороши). Будет настоящая, полновесная русскость — без малейшей доли «клюквенности».
И будет финал — не совсем книжный, приближенный к «киношному», более острому, тяжёлому (что характерно, достигнут этот эффект простой перестановкой завершающей повествование пары фраз), ибо в повести Шукшин пожалел и Петро, и, соответственно, объекты его ярости. И, при отсутствии хэппи-энда, на душе будет хорошо и тепло от Того Самого Театрального Чувства…
Калина красная,
Калина вызрела…
Вызрела — и радует любителей своей горечью с привкусом сладости… Цените подобное в театре — приезжайте на Бронную.