Самая, на мой взгляд, пронзительная пьеса Островского снова в Малом театре. В далёком 1884 году «Без вины виноватые» впервые были поставлены именно здесь, в 1981-м публика Малого театра рукоплескала спектаклю Виктора Хохрякова и Александра Бурдонского, где в главной роли блистала несравненная Элина Быстрицкая, и вот теперь Кручинина, Незнамов, Муров и остальные опять ожили силами режиссёра-постановщика, народного артиста России Владимира Бейлиса, и его команды.

Спектакль получился в фирменном стиле Владимира Михайловича: с одной стороны, стопроцентно «классический», такой, какого мы и ждём от Малого театра, а с другой — поразительно современный, свежий, смелый — в психологическом плане, безусловно. И потому каждый из героев становится живым, ярким, многогранным, узнаваемым — и проблемы, описанные драматургом 140 лет назад, при определённой своей архаичности, обретают если не актуальность, то внятность и обоснованность, а значит, публика уже не может внимать происходящему отстранённо, превращаясь в «соучастницу» действа.

Сценографию Бейлис доверил заслуженному художнику России Виктору Герасименко, который создал невероятно красивую и абсолютно театральную поворотную конструкцию (совершенно в духе пьесы Островского), которая «играет роли» то жилых комнат, то гримёрок, то её величества сцены… Режиссёр-постановщик отметил, что Герасименко сотворил «театр мечты» — не существующий в реальности, но такой, в котором каждый жаждал бы оказаться. И, действительно, при кажущейся простоте сценографического решения, при совсем уж «лобовой» аллегории, предложенной художником публике, — разбитых зеркалах, покрывающих львиную долю поверхности декорации, — смотрится оформление Виктора Герасименко феноменально и притягательно.

Прибавим сюда шикарные, как всегда в Малом театре, костюмы (авторства всё того же Виктора Герасименко), а также великолепную световую партитуру Андрея Абрамова, и получим почти акварельный, как со старинных открыток сошедший спектакль, способный удовлетворить самого придирчивого эстета.

Выбор артистки на главную роль Владимир Бейлис обосновывал желанием повторить сюжет Островского: исполнительница роли Кручининой в Малом театре — «чужая среди своих», как и её героиня, известная провинциальная актриса, приехавшая с гастролями в родной город и «вклинившаяся» в слаженную труппу местного театра (ну, вот так в те времена гастролировали звёзды). Приглашённая из Театра Вахтангова заслуженная артистка России Лидия Вележева, конечно, по утверждению режиссёра, не является раздражающим фактором для труппы Малого, и никто не строит ей никаких козней (в пьесе Елене Ивановне Кручининой в этом плане не повезло). Но, тем не менее, Владимиру Бейлису это «новое звено» в актёрской цепи Малого театра было необходимо, и, судя по результату, игра определённо стоила свеч.

Интересно, что и роль «девицы благородного происхождения» Любови Ивановны Отрадиной (то бишь, артистки Кручининой в молодости) доверена не штатной актрисе, а студентке ВТУ им. М. С. Щепкина Арине Осиповой (надо заметить, филигранно справляющейся со своей задачей). Следовательно, Владимир Михайлович Бейлис был последователен в своих решениях, и обе ипостаси главной героини пьесы в Малом театре хоть чуть, но отстранены от всех остальных.

Все же прочие персонажи — совершенно такие, каких мы хотим увидеть на сцене Малого театра, а главное — абсолютно живые, настоящие, достоверные люди, и симпатию ты испытываешь к каждому герою вне зависимости от того, отрицательным или положительным задумывал его автор. Великолепны все: меценат Нил Стратоныч Дудукин (заслуженный артист России Андрей Чубченко), Григорий Львович Муров в обоих возрастах, молодости и зрелости (Иван Трушин и заслуженный артист России Василий Зотов / Александр Волков соответственно), Арина Галчиха (заслуженная артистка России Юлия Зыкова) и Таиса Ильинишна Шелавина (Дарья Новосельцева), «местные» актёры Нина Павловна Коринкина (Полина Долинская), Петя Миловзоров (народный артист России Александр Вершинин) и Шмага (народный артист России Владимир Дубровский)…

Отдельно хочется упомянуть работу Максима Путинцева, которому Владимир Бейлис «поручил» роль Григория Незнамова. Молодой артист справился со своей задачей очень чётко, тонко и проникновенно, став великолепным сценическим партнёром Лидии Вележевой. Этот дуэт, поверьте, способен тронуть до глубины души. (В другом составе роль Незнамова играет Михаил Мартьянов.)

«Без вины виноватые» — это пьеса, которая не прощает лжи. Если обращаться с ней неумело, грубо, невдумчиво, то в результате получится слезливый водевильчик — многословный, наивный, наигранный, а главное — не несущий публике практически ничего ценного ни в художественном, ни в духовном, если позволите так выразиться, плане.

Мастера же — такие, как Владимир Михайлович Бейлис — знают, что делать с материалом Островского, дабы этот литературный алмаз заблистал всеми своими гранями, восхищая публику психологической правдой. И спектакль Малого театра, классика с современным горячим сердцем, это «Без вины виноватые» в их ярчайшем проявлении.

Приходите. Смотрите. Позволяйте душе чувствовать.

Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.