Очередная статья из серии «Коротко, но со вкусом про то, что смотрела давным-давно». «Ионыч», Театр Вахтангова, режиссёр-постановщикОлег Долин, что уже внушает определённый (и не безосновательный!) оптимизм. Текст Чехова, что тоже (и не зря!) радует. Два часа без антракта (из которых полчаса я бы выкинула безо всякой жалости, а вот остальное — ну мёд же!).

Впервые я видела Новую сцену в действительно театральном виде — с занавесом, провешенными кулисами, как полагается (второй раз то же самое наблюдала на свеженьком «Светит, да не греет», о котором скоро буду печально вещать). И, да: постановщик всячески подчёркивает театральность действа, его некоторую гиперболизированность, условность — в общем, всё, что так хорошо умеет делать Долин, и что так идёт повести Антона Павловича.

Почти пустая сцена с минимумом декораций, всё нужное «рисуется» светом (художник-постановщикМаксим Обрезков, художник по светуРуслан Майоров). Костюмы тоже почти аскетичны: чёрное на чёрном — с вкраплениями белого и каплей красного (художник по костюмамЕвгения Панфилова). «Говорят» тут тела, жесты, лица — пластический рисунок спектакля великолепен. Конечно же, и вполне «консервативным» образом артисты доносят идеи Чехова до публики — и делают это по-вахтанговски филигранно.

Интересно, что «Ионыч» стал первой большой работой для свеженабранной стажёрской группы театра. Ребята смогли проявить себя ярко и разнообразно, поскольку некоторые умудрились сыграть по нескольку десятков ролей за вечер (мюзикловым языком говоря, стажёры выступили в качестве эдакого ансамбля, меняя образы и характеры на протяжении всего действа). Так что, если вы хотите во всех подробностях изучить вахтанговскую молодёжь, данный спектакль вам в этом поможет.

Ну, а опытные товарищи юных стажёров ожидаемо на высоте. Их, правда, всего ничего: Мария Шастина (мать главной героини; что интересно, роль отца досталась члену стажёрской группы Александру Колясникову), Павел Юдин и Ирина Смирнова / Анна Ляхова (загадочные мимы, сопровождающие всё действо; думаю, интерпретируйте их самостоятельно), а также Юрий Поляк (тот самый врач Ионыч).

И, конечно же, она: единственная и неповторимая Ася Домская в роли Кати Туркиной (она же «Котик»). Просто невероятная актёрская работа, которой я и сейчас готова аплодировать стоя. Та трансформация, которая происходит с героиней Аси за какие-то два часа, просто никакими буквами не описуема. В общем, это надо видеть!

Казалось бы, если так всё хорошо, почему же в первом абзаце я жаждала на четверть урезать постановку? Открываю секрет: «Ионыч» чудесен, Олег Долин показал здесь все свои лучшие режиссёрские стороны (а я его почерк ну очень люблю), аккуратно складывая символ к символу, крючочек к крючочку. Но… Совершенно непонятно, зачем постановщик решил подробнейшим образом разъяснять каждую мысль. Какой-то простой момент, полторы авторских строчки, на сцене растягивается на 15 минут — даже пустые кресла сообразят, о чём нам сказать хотят, честное слово.

Да, всё в итоге выглядит нереально красиво — но в зале же сидят взрослые люди, они умеют сопоставлять факты и соображать, что к чему, им не нужно разжёвывать сюжет до состояния кашицы. Более того — часть идей для пущего эффекта (ну, может среди публики кто-то особенно тугой попадётся) повторяется несколько раз. Скажем, за тем, как главная героиня проваливалась в полную душевную пустоту, мы наблюдали аж трижды, если не ошибаюсь (причём, один раз нам демонстрировали это при помощи разбираемого на запчасти пианино).

И концовка тут из серии: «Все уже решили, что пора аплодировать, а спектакль, внезапно, продолжился». А это, пожалуй, утомляет почтеннейшую публику сильней всего. И осадок от финальной части остаётся самый заметный — ибо он наиболее запоминающийся. В итоге остаётся она: её величество усталость… Не нужно было режиссёру пытаться «надеть всё лучшее сразу», полчаса сценического времени убрать бы — и получился бы шедевр. Пока же — увы…

Но тем не менее: при всех объективных минусах «Ионыч» хорош. Он прокрадывается в душу, царапает её, встряхивает, заставляет чувствовать и работать сердцем. И Ася Домская — ну до чего же она божественна!.. Потому посмотреть — стоит. Вы меня знаете, я врать не буду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.