Глеб Матвейчук продолжает наступление на планету! :) Вслед за его мюзиклами «Садко в подводном царстве» и «Алиса в стране чудес» на подмостках Театра Рюминой состоялась премьера нового-старого спектакля «Опасные связи».
Да-да, хорошо забытое старое поменяло не только название с «Территории страсти» на изначальное, «классическое», но и весь состав, равно как и сценографию. И я предупреждаю сразу: у каждого человека должна быть своя слабость. У меня, кажется, это «Опасные связи». Я тепло относилась к старой версии, а от новой ну просто пищу и летаю в небесах.
Почему я оправдываюсь? Ну, тут такое дело: после премьерных показов читала массу отзывов в стиле: «Жесть! Ужас! Кошмар! Худший мюзикл в мире! Как это вообще смотреть и слушать можно?!» А мне вот прямо на душеньку легло и радует.
Здесь у меня два замечания. Во-первых, ругают «Опасные связи» те же люди (ну, в моём кругу, как минимум, это так), которые любят и ценят «Садко» и «Алису», бегая на них, как на работу. Можно ли им после этого доверять, а? Ведь, в отличие от этих двух «детских постановок» «Связи» хотя бы действительно являются спектаклем со связной (о, каламбурчик!) историей и адекватными персонажами. А во-вторых, некоторым, вон, и мюзиклы Театра оперетты по душе. Потому условимся: каждому — своё.
Я вот подамся в фанаты «Опасных связей» и в сентябре (тогда же следующие показы планируются, да?) в авангарде побегу за билетами. А вы — как хотите.
Если вы смотрели версию прошлую, то вам, конечно, интересно, что же поменялось (а коли вы на новенького зашли, то просто примите к сведению). Весь материал — на месте. И песни, и стихотворные тексты между ними (те самые, руку к которым некогда приложил не абы кто, а Валерий Ярёменко… ой, ну вот ту древнюю историю, которая началась аж в Театре им. Моссовета, где изначально должны были родиться «Связи», я пересказывать не буду, ну его; главное — Ярёменко именно из того пристанища муз взялся).
Но есть и нововведения. Да, Дансени теперь не контр-тенор (ибо сам Матвейчук более на сцену, понятное дело, не выходит), и его ария исполняется в человекопонятной тональности. Вот тут, кстати, жалко. Само собой, не каждому дано улетать в высоты недосягаемые, и уж лучше так, чем лажа и фонограмма. Но в новом прочтении самый плоский и неинтересный персонаж ещё и своей вокальной изюминки лишился.
А ещё… Ой, вот это круто! Ещё у Вальмона, наконец-то, появилась шикарная и мощная сольная песня в первом акте. Верней, как я понимаю, написана-то она давным-давно, просто Балуев (подсказываю: в той, канувшей в Лету «Территории страсти» именно он играл Вальмона) с ней справиться не смог бы ни при каких условиях (даже под фонограмму). А сейчас-то такие монстры жанра нас впечатляют!
И самое главное (я даже засомневалась в собственной памяти и срочно подняла аудио- и видеоархив, дабы убедиться, верны ли мои ощущения). Наиболее неудобный и переломный момент второго акта (пока спойлеров избегаю, вдруг вы ещё мюзикл не смотрели, но собираетесь) в «оригинальной постановке»… отсутствовал. По какой причине в те далёкие годы из финальной части спектакля были изъяты диалоги и оставлены лишь песни, шарашащие одна за другой (вышла одна — спела, вышел второй — повокализировал, вышел третий — снова проявил певческий талант; сюжетная же связь — что это?..), понятия не имею. Но в том, прежнем прочтении догадываться о причине… кхм… итогового шага Вальмона приходилось лишь на основе собственных умозаключений.
Да, всего, на что намекаю абзацем выше, и в помине не было в романе Шодерло де Лакло. Думаю, автор книги конкретно бы офигел, ежели б узнал, как его творение повернули и преподали зрителям. И я размышляю: не зря ли Матвейчук сотоварищи вот эдакий кунштюк выкинул? Не чрезмерно ли авторы нафантазировали? Всё же, тема неприятная и табуированная.
Для себя решила так: конечно, коробит. Но зато насколько страшнее делает ситуацию и как глубоко «закапывает» героев. Плюс — всё это ещё и филигранно проживается артистами, а потому финал «Опасных связей» меня пробил практически навылет. Так что мне — нормально.
Поехали дальше.
Абсолютно новая режиссура (сам Матвейчук творил!). Точней как… Теперь есть декорации (а красивые ж), бутафория, проекции… Раньше-то была голая сцена и серые полотнища (удобно для антрепризы), полный минимализм — и неплохой, кстати. А теперь, когда спектакль стал статичным (и есть средства на его «обрамление»), картинка стала выразительной, богатой и симпатичной. (И пусть начальные сцены каждого из актов вызывают флешбеки — «Монте-Кристо» должно бы икаться, — но это так, ёрничаю, а не критикую.)
Ну вот. Режиссёрские решения на сей раз (опять киваю в сторону «Садко» и «Алисы») весьма уместные, интересные (присутствуют ходы из числа тех, которые я особенно люблю) и лаконичные. Ну да, точечно они напоминают о старой версии — ну, так почему б нет? Удачное переносить в обновлённую постановку никто не запрещал.
А хореография и костюмы по большей части «переехали» в «Опасные связи» из «Территории страсти» (и низкий поклон за то, что с Вальмона «сняли» парик). Да, балет тут, ожидаемо, «рюминский», и работа этих восьмерых мне понравилась — кстати, куда больше, чем тех танцоров, которые работали в «Территории страсти» (пусть там и были знакомые по другим проектам и премилые лица; полагаю, это проблема антрепризы — «переездной» спектакль склонен к постепенному разброду и шатаниям). Получается, перемешалось прежнее и нынешнее. И хорошо.
Но что сделали абсолютно зря, так это добавили балет в финальную сцену первого акта. Нет, я понимаю, что мальчики-танцоры символизируют не конкретных людей, а какие-то тёмные страсти Вальмона (ну… наверное). Но, ёлки… Так чётко и точно всё было в «Территории страсти». Глубоко, исключительно на актёрской работе сделано…
А сейчас смысл размывается и теряется за работой ансамбля (да ещё и похихикать можно — мол, гляди ты, свальный грех… ибо именно так всё и выглядит, откровенно говоря).
И я не буду размышлять об уместности присутствия балета в остальных сценах (не при живом Театре оперетты мне это делать). Вот оно так есть — и в большинстве сцен даже у меня, нелюбительницы подобной формы, никаких вопросов не возникает.
О музыкальной составляющей так: да, это попса чистой воды. Но как минимум половина материала — до мурашек. Если вслушиваться не в тексты, а в чувства и в тот смысл, которые вкладывают в номера артисты, то можно и всплакнуть разок-другой (я вот этим стабильно занимаюсь на женском трио — ну, и не только).
Конечно, забавно что песен в мюзикле выделено всем по-честному — по две штуки (хотя кое-кому и одной много, ибо персонаж, скажем так, второго плана; а других хотелось бы побольше послушать, поскольку они отвечают за всю суть и идеи — как явные, так и сокровенные). Но тут уж что имеем. (А ещё эти песни попробуй изгони из мозга — четыре дня хожу распеваю!..)
Резюмирую: мне была по душе «Территория страсти». Но «Опасные связи» с точки зрения сценографии забрались в сердечко глубже. Этот «ремейк» поддерживаю обеими руками.
И ещё интересный момент: раньше центром действия был Вальмон-Балуев. Теперь фокус сместился на маркизу де Мертей — она и в списке исполнителей первая, и на самом деле является точкой, из которой исходят все векторы. «Мужской» спектакль стал «женским» — и при этом более глубоким, чувственным и царапающим (по крайней мере, в отношении меня).
Я смотрела мюзикл дважды, дабы охватить почти все составы. И осталась бы на третий раз, будь у меня такая возможность. Не надоело. И тянуло в зрительной зал со страшной силой. «Опасные связи» — «моя» вещица. Но никого не принуждаю мне кивать и соглашаться, у нас же свобода мысли. :)
Напоследок — наше любимое, актёры. Матвейчук полностью поменял состав, скомплектовав для «Опасных связей» совершенно новую труппу (просто если из «Лабиринтов сна» в «Алису» «перетекло» несколько человек, то «Территория страсти» в этом плане осталась в прошлом).
И главная ценность большей части артистов — их молодость. Матвейчук на сей раз превзошёл себя, утвердив на роли не просто юных парней и девчонок, но и остановившись на тех, кто публике практически (ну, или вообще) не известен. Да, кое-кто тут из той самой «труппы Матвейчука», которая внезапно сложилась в Центре Рюминой и радует нас как в «Садко», так и в «Алисе». Но есть и абсолютно новые, неожиданные лица.
Почему я назвала молодость плюсом? Хотя бы потому, что у вчерашних выпускников, как правило, отсутствуют зашоренность и заштампованность, они ищут себя, и результат крайне интересен.
«Территория страсти», та, прежняя, делала упор не на вокал (ни для кого не секрет, что там многие под плюсовую фонограмму рты открывали), а на мастеровитость и опыт. Что ни имя в составе — всё глыба. И, да, в итоге спектакль убеждал и внушал. Ну, вот таким он был.
«Опасные связи» — это замечательный «живой» вокал. Безусловно, кое-кому здесь не хватает ещё актёрского багажа, и приходится ударно копаться в себе, чтобы сделать своего героя достоверным (насколько удачно — пусть каждый из зрителей оценивает сам). Но я точно уверена: не смотри я «первую версию» и не сравнивай «Опасные связи» с ней, претензий у меня либо не возникло бы вообще, либо был бы их минимум.
Значит, кого видела:
Маркиза де Мертей — Галина Безрук
Виконт де Вальмон — Александр Суханов, Андрей Школдыченко
Госпожа де Турвель — Марина Бережная, Юлия Довганишина
Азолан, слуга Вальмона — Антон Деров, Михаил Сидоренко
Шевалье Дансени — Евгений Кириллов
Сесиль Воланж — Маргарита Белова, Вероника Устимова
Мадам де Воланж — Агата Вавилова
Кириллов (не путать с Кириллиным, а то я вас знаю, вы любите!) мил, но пока не очень весом. Местами — аморфен. Надеюсь, что всё поправимо, ибо даже между показами 16 и 17 июня была огромная качественная разница как в вокале, так и в игре. Оценим в сентябре!
Белова и Устимова — прелестны. Обе поют, обе нежны, юны и воздушны. Веронику я не видела аж с «Алых парусов» — и в какую же невероятную девушку (да ещё и артистку!) выросла та волшебная девочка!.. Маргариту я, возможно, наблюдала в спектаклях ДМТЮА, но сейчас уже и не скажешь точно. Обе — та Сесиль, какой она и должна быть.
Бережная оооочень старается — и результат убедителен. Марине (и Юлии тоже, конечно) сложно — всё же, Турвель видится несколько более взрослой дамой. А сейчас она практически ровесницей Сесиль кажется. Но тут же не только и не столько во внешности дело, сколько во внутреннем содержании и стержне. Вот это Бережная уже почти нащупала, ручаюсь, к сентябрю в принципе вопросов не останется. Ну, а фактура — это безусловно Марусин козырь. Довганишина куда более опытна (привет Театру мюзикла — и не только), потому она точно знает, что, как и зачем делает на сцене. Я думаю, вы догадались, что я начала перечисление артистов с «молодёжи» (не в плане прожитых лет, само собой). Юлия здесь — только потому, что ей с Марусей одна роль досталась. У неё роль уже сложилась и не вызывает нареканий.
Перейдём к «монстрам жанра».
Вавилова непередаваема всегда и везде, она — шедевральная характерная актриса. Одна плохо: во всех трёх мюзиклах Матвейчука она играет приблизительно одно и то же (не к Агате претензия, не подумайте). Но в «Опасных связях» Вавиловой есть, где и трагизм показать. И прям душеньку выворачивает.
Азолан в «новой версии» напрочь лишился мерзкой сальности — какое ж счастье, друзья мои!.. А ещё обе его ненужные по сюжету песни наконец-то зазвучали, как надо. Потому что, оказывается, их нужно исполнять в стиле «рок». А у нас тут — кумир мой завсегда Дёров и новая нежная моя любовь Сидоренко, рокеры из рокеров. Так что я крайне субъективна и более не могу сетовать на то, что Азолан, де, как зуб в носу в этом спектакле. Тут меня купили с потрохами. :)
Барабанная дробь!.. Сууууханов и Шкооолдыченко! Я, наверное, ничего тут не буду писать. Просто посоветую обязательно этих Вальмонов — хоть оптом, хоть по одному — увидеть. И не потому, что испытываю исключительно нежные чувства как к Александру, так и к Андрею. Просто то, что они творят на сцене, непередаваемо.
И вишенка на торте — Галина Безрук. Это вообще иная Мертей, нежели в «Территории страсти». Она более живая, менее стервозная (верней, внешне эта черта у неё выражена слабей, скрыта за «маской», что делает героиню выпуклее и ярче; раньше ж как выходила эдакая холера на первую сцену — так же и проживала весь спектакль), блистающая и побеждающая. Наконец, кроме всего прочего, это ОЧЕНЬ красиво! :)
Так что, на мой взгляд, «Опасные связи» сложились и заискрились. С нетерпением жду продолжения. Понятия не имею, почему меня так затянул этот спектакль, прямо с макушкой в себя погрузил. Ну, так чем же это плохо?